Открытый урок по окружающему миру "Этажи леса". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Добиться у учащихся усвоение темы: познакомить с понятием «этаж», «ярус»; ознакомление с разными видами растений; взаимосвязь человека и природы; расширение словарного запаса;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому; эстетические качества; любовь к родному краю; любовь к книгам; наблюдательность;
  • Развивать устную речь; развивать умение делать выводы, защищать свою точку зрения; учить смотреть и видеть; слушать и слышать учителя и товарищей.

Оборудование:

  • Кроссворд
  • Схема «значение леса»
  • Грамзапись
  • Рисунки деревьев
  • Иллюстрации леса
  • Книги о лесе
  • Контурные карты
  • Карта природных зон

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, приготовьте все необходимое к уроку.

2. Проверка домашнего задания

– Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что такое почва?)
– Повторим состав и свойства почвы. Для этого разгадайте кроссворд:

1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)
2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
3. Вещество, повышающее плодородие. (Перегной)
4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

– Из чего же состоит почва? (Из остатков мелких животных, из глины, перегноя, воды, воздуха, песка)
– Что мы с вами делали, чтобы доказать, что вода содержится в почве? (Проводим опыт)
– Какие бывают почвы? (Черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, луговые, болотные)
– Какие почвы богаты перегноем? (Черноземные)
– В каких почвах перегноя меньше? (Подзолистые)
– Нужно ли бережно относится к почве? (да). Почему? (1см образуется за 250-300 лет, 20см – за 5-6 тысяч лет).
– Как надо охранять почву? (Сажать растения, так как они защищают почву от действий ветра и потоков воды, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, не употреблять больше нормы ядохимикатов)
– Молодцы!

3. Новый материал

– А теперь мы отправляемся в путешествие, куда отгадайте: «Туда, где сказки шепчут ели, березы и дубы, где ягоды поспели и выросли грибы». (Лес)
– Мы отправляемся в лес, только не за ягодами и грибами, не за цветами, а за чудесами. Ведь что ни шаг в лесу, то новое чудо.
– Послушайте эпиграф, который я вам прочту:

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец возле красивой липы.
Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее глубже в лес … Лес глохнет…Неизъяснимая сторона западает в душу; да и кругом так тихо»

И.С. Тургенев

– Это описание леса. А какое значение имеет лес? (Ответы детей)

(Лес – национальная гордость России, ее неоценимое богатство. Лес – огромная кладовая самых разных продуктов, сырья, материалов. Лес радует своей красотой, щедростью, покоем, своим целебным действием. Как смелый доблестный рыцарь стоит лес на стражи вверенных ему полей и садов. Лес – это строительный материал и сырье для бумаги, клея. Лес дает много продуктов питания, но самое главное, лес – это «легкие» нашей планеты)

– Давайте посмотрим на доску и еще раз скажем, для чего нам нужен лес.

Схема на доске:

– Обратимся к контурным картам.
– Какая зона занимает большую территорию нашей страны? (Лесная)
– Каким цветом вы ее показали?
– Везде ли одинаково насыщен этот цвет? Почему? (Цвет указывает на разнообразие лесов)
– Какие бывают леса? (Хвойные – тайга, широколиственные, смешанные)
– Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна, пихта, кедр, лиственные)
– Какие вы знаете деревья широколиственные? (Дуб, клен, липа)
– Только ли деревья растут в лесу? (Кустарники, травы, ягоды)
– Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это чей-то дом, там кто-то и что-то живет. 
– Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И тема нашего урока «Этажи леса» (записали в тетрадь). Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. Давайте с вами посмотрим, кто же живет  на нижнем этаже? (Ответы детей)
– Что вы знаете о мхах?
(Саша нашел более интересный материал)
(Мох прикрепляется на доску)
– Что еще растет здесь? (Ягода, грибы)
(Прикрепляются на доску)
– Этот I этаж лесного дома. Ученые называют его нижним ярусом. Ярус – один из рядов расположенных друг над другом предметов.  На втором ярусе располагаются кустарники. Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей)
– Третий ярус это дом деревьев.
– Какое дерево можно назвать символом России? Правильный ответ мы услышали из песни. (Музыка о березе)
– Да, береза – красавица русских лесов. Как называют березу в народе? (Кудрявая, белоствольная, березонька, белая).
– Как называется место, где растут березы? (Березняк)
– А теперь вспомним былинную Русь. Кто был героем былин? (Богатыри)
– Чем они славились? (Силой)
– С каким деревом сравнивают такого человека? (Крепок как…)
– Вот еще один житель третьего этажа. (Прикрепляется на доску)
– Отгадайте загадку: в зимний холод лишь она, вся от ягоды красна? (Рябина)
– Почему так назвали? Когда мы смотрим на ее плоды, то у нас рябит в глазах.
– Вот мы с вами и показали три этажа, три яруса. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

4. Проверка восприятия по тексту

– Какие (этажи) ярусы есть в лесу?
– Какие растения разных ярусов вы знаете?
– Обратите внимание на слово подрост. Это молодые деревья, им нужно подрасти и они образуют третий ярус.
– Лишайники, которые живут на деревьях, но не относятся ни к одному из этажей. Посмотрите на них на рисунке.
– Давайте в тетрадях изобразим три этажа рисунком.
– Какой лес в нашей местности?
– Какие деревья преобладают?
– Когда вам нравится лес?

Стихи о зиме, весне, лете, осени.

Леса шумят…
В долинах, на пригорках,
Чуть шевеля весеннею листвой,
Стоят они в зеленых гимнастерках,
Как  будто на проверки боевой.
Спроси их, путник: чем они богаты?
Они ответят: верностью своей.
В зеленой гимнастерках, как солдаты,
Стоят, они, защитники полей.

Выставка книг о лесе.

– Из них вы узнаете больше о зеленом друге.

Домашнее задание:

– Пересказ параграфа.