Конспект учебного занятия с использованием ЦОР по теме "Равнобедренный треугольник". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: объяснение нового материала.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • закрепить понятия: треугольник, виды треугольников по углам;
  • познакомить с понятиями равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники;
  • сформировать понятие равнобедренного треугольника;
  • научить работать с формулой периметра равнобедренного треугольника;
  • научить различать виды треугольников по сторонам.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся, эстетику письма и чертежа;
  • развивать наблюдательность, память учащихся.

Воспитательные:

  • прививать усидчивость, аккуратность, точность;
  • формировать положительное отношение к предмету и интерес к знаниям.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): презентация «Равнобедренные треугольники» (приложение 1), проектор, экран.

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1. Организационный момент

1 мин.

Проверить готовность к уроку, включить учащихся в деловой рабочий ритм

Правила поведения на уроке

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель приветствует учащихся.

Предлагает записать в дневник домашнее задание стр. 47 вопросы 1–11, № 108, 109 и объясняет, что его они смогут выполнить, если внимательно будут слушать учителя и активно работать на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, внимательно его слушают, записывают дом. задание в дневник.

Выполняют необходимые записи в тетради.

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

2. Актуализация опорных знаний.

 

Повторить понятие треугольника; его элементов; виды треугольников по углам; равенство треугольника; периметр треугольника, понятие сторон треугольника.

Знать определение треугольника; элементов.

Уметь делать правильный выбор. Уметь по внешнему виду определять вид треугольника.

Метод сравнения, анализа, представления.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Текст задания представлен с помощью проектора (приложение 1).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему.

У каждого учащегося на столе лежит бланк «Лист ответов». Учитель предлагает подписать лист.

Предлагает учащимся задания с выбором ответа. Ответ записать цифрами (например, 1872). Текст заданий в приложении 2.

  1. Заполнить пропуски
  2. Найти неизвестные элементы треугольника.
  3. Определить вид треугольника.

Текст заданий представлен с помощью проектора (приложение 1).

– После выполнения первого задания учитель сообщает, что в 2004 году состоятся очередные летние олимпийские игры в Афинах Греция.

Учащиеся работают с бланком, выполняя задания.

– После выполнения второго задания учитель говорит, что сегодня на уроке она не только учит, но и учится у ребят. Скажите, что означает слово АУТ?

АУТ – вылет мяча за пределы поля.

– Выполнив третье задание, повторили виды треугольников по углам, а какие виды мячей знают учащиеся.

Учащиеся отвечают: волейбольный, баскетбольный, футбольный, теннисный.

Учащиеся выставляют себе оценку за выполненную работу по оговоренным ранее критериям ответа.

Учитель подводит итог этапу урока:
Какие геометрические понятия повторили, выполнив данные упражнения?

Учащиеся называют понятия и расшифровывают их:

  • понятие треугольника
  • элементы треугольников
  • понятие периметра
  • равенство треугольников
  • периметр треугольника
  • виды треугольников по углам

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

3. Подведение к новому материалу.

 

Подвести учащихся к понятиям, необходимым для восприятия и усвоения нового материала.

Понятие сторон треугольника.

Пользоваться масштабной линейкой. Систематизировать полученную информацию.

Словесно-наглядный метод образного видения, метод самоконтроля.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Текст проверки представлен с помощь проектора (приложение 1).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель раздает листы, на которых изображены треугольники (3 равнобедренных, 3 разносторонних и 2 равносторонних), предлагает учащимся измерить стороны с помощью масштабной линейки и, используя полученные данные, разбить их на группы (классификацию учащиеся предлагают свою).

Учащиеся выполняют измерения и в тетрадь записывают группы, на которые они разбили треугольники (в каждую группу записывают номер треугольника и по какому признаку они их объединили).

  • 1-я гр. – 1, 5, 7.
  • 2-я гр. – 2, 6.
  • 3-я гр. – 3, 4, 8.

Учитель предлагает обсудить предложенную группировку.

1. Что общего у треугольников первой группы?

Они называются – равнобедренные. Запишите опр. в тетрадь.

Учащиеся отвечают

– У треугольников 1-й гр. две стороны равны.

Опр. Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.

2. Что общего у треугольников второй группы?

Они называются – равносторонними. Запишите опр. в тетрадь

– У треугольников 2-й гр. три стороны равны.

Опр. Треугольник, у которого три стороны равны, называется равносторонним.

3. Что общего у треугольников, объединенных в 3-ю группу?

Они называются – разносторонними. Запишите опр. в тетрадь.

– У треугольников 3-й гр. все стороны разные.

Опр. Треугольник, у которого все стороны разные называется разносторонним.

Выводы: Какие существуют виды треугольников по сторонам?

-Равнобедренные, равносторонние, разносторонние.

Как вы думаете, является ли равносторонний треугольник равнобедренным?

– Да, у равносторонних треугольников две стороны равны.

А верно ли, что равнобедренный треугольник –равносторонний?

– Нет, у равнобедренного треугольника только две стороны равны.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о равнобедренном треугольнике. Записываем тему урока « Равнобедренный треугольник».

Учащиеся записывают тему урока и формулируют цели урока.

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

4. Объяснение нового материала.

 

Ввести определение равнобедренного треугольника, научить выполнять рисунок, ввести названия сторон треугольника, ввести формулу периметра равнобедренного треугольника.

Знать определение равнобедренного треугольника, знать механизм выполнения рисунков и математических записей.

Правильно выполнять рисунок равнобедренного треугольника, делать выводы.

Словесно-наглядный метод образного видения, метод самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная.

Текст записей в тетрадях учащихся появляется на экране (приложение 1).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает выполнить запись в тетради (текст появляется на экране, приложение 1).

Учащиеся выполняют соответствующие записи.

▲АВС – равнобедренный.
АВ = ВС – боковые стороны          Рис.
а – боковая сторона.
АС – основание.
в – основание
Р▲АВС = АВ + ВС + АС или
Р▲АВС = 2АВ + АС или
Р▲АВС = 2а+в

Какого типа задачи можно решать с помощью формулы
Р▲АВС = 2а + в ?

– Находить периметр, если известны стороны треугольника.

– Находить боковую сторону, если известны периметр и основание. а =(Р▲ - в):2

– Находить основание, если известны периметр и боковая сторона. в = Р▲ - 2а

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

5. Первичная проверка понимания нового материала.

 

Проверить, как учащиеся усвоили понятие равнобедренного треугольника, названия сторон, периметра равнобедренного треугольника.

Определение равнобедренного треугольника, название сторон равнобедренного треугольника, формула периметра равнобедренного треугольника.

Правильно оформлять решение геометрических задач, работать с формулами.

Метод наблюдения, метод самоконтроля, самооценки.

Коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Текст задач представлен с помощью проектора (приложение 1).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает учащимся задачи.

1. Найти периметр равнобедренного треугольника, основание которого равно 2 см, а боковая сторона 3 см.

Проверяем решение задачи.

Учащиеся работают в тетради.

1. Один из учеников работает на обратной стороне доски.

Ученик комментирует свой ответ, учащиеся с места вносят свои коррективы.

2. Найти периметр равнобедренного треугольника, стороны которого равны 4 см и 6 см.

Учитель просматривает решения и предлагает выйти к доске двум ученикам с разными вариантами решения.

Делаем вывод, что задача имеет два решения.

2. Решают в тетради.

Два ученика предлагают свои варианты решения, записывают их на доске.

3. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, периметр которого равен 12 см, а основание 2 см.

Проверяем решение задачи.

3. Один из учеников работает на обратной стороне доски.

Ученик комментирует свой ответ, учащиеся с места вносят свои коррективы.

4. Найти сторону равнобедренного треугольника, периметр которого равен 20 см, а одна из сторон 6 см.

Учитель просматривает решения и предлагает выйти к доске двум ученикам с разными вариантами решения.

Делаем вывод, что задача имеет два решения.

Решают в тетради.

Два ученика предлагают свои варианты решения, записывают их на доске.

Проверочная работа (приложение 2).

1-й вариант.

Найти периметр равнобедренного треугольника, стороны которого равны 4,5 см и 3, 6 см.

2-й вариант.

Найти сторону равнобедренного треугольника, периметр которого равен 20,4 см, а одна из сторон 6,2 см.

Учитель собирает выполненную работу.

Учащиеся выполняют проверочную работу на «листе ответов» и в конце урока сдают учителю.

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

6. Подведение итогов.

 

Проанализировать работу на уроке, систематизировать полученные знания, проанализировать успешность проделанной работы.

Определение равнобедренного треугольника, название сторон равнобедренного треугольника., формула периметра равнобедренного треугольника.

Систематизировать и классифицировать знания.

Анализ, систематизация, лекция-диалог.

Фронтальная.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, подведем итоги.

Что узнали на уроке? Чему научились?

Повторили определение треугольника и его элементов. Узнали виды треугольников по сторонам (равнобедренный, равносторонний, разносторонний). Научились решать задачи на нахождение периметра и сторон равнобедренного треугольника.

А учитель узнал от детей о спортивных событиях и спортивных терминах.