Интегрированный урок в 4-м классе по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Цели:

  • Учить детей искать противоречия между добром и злом в характерах героев сказки А.С.Пушкина, в музыкальных и художественных произведениях.
  • Развивать речь, мышление, выразительность чтения, умение сравнивать и наблюдать.
  • Воспитывать добрые черты характера, любовь к чтению.

Форма организации интегрированного урока: контрастная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник чтения, магнитофон, мультимедийная установка, видеофильм “Сказка о царе Салтане”, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Полет шмеля”, “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, репродукции художников: “Три чуда”, “Город на острове Буяне”; портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, Н.А. Римского-Корсакова; альбомы, цветные карандаши, клей и краски, картина с изображением острова.

Дидактический материал: кроссворды, конверты с надписями различных черт характера, таблички с названиями героев сказки, жетоны, карточки для самостоятельной работы “теплые” и “холодные” слова, трафареты.

Организационный момент (На экране портрет А.С.Пушкина)

Сегодня мы проведем интегрированный урок. Это урок, который соединил в себе три предмета: чтение, музыку и изобразительное искусство. Урок будет посвящен произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”.

Литературное чтение

1.Проверка домашнего задания

Дома вы должны были дочитать сказку до конца.

- Почему Царевна Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

- Как вы думаете, почему Царевна Лебедь согласилась стать женой князя Гвидона?

(Она поняла, что если человек умеет любить мать и отца, он и жену не обидит, не променяет на

богатство или что-нибудь другое.)

- Почему Гвидон на сей раз не отправился в путь?

- Что изменилось в доме Салтана?

2.Целеполагание и мотивация

Чтобы определить цели и задачи нашего урока, мы должны расшифровать пословицу. Каждая группа должна разгадать кроссворд (см. приложение) – это и будет одно из слов пословицы.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

1 группа - сказка

1. С кем из авторов было поэтическое состязание у Пушкина?

2. Какие предметы собирала белочка в кучки?

3. При помощи чего бочку вынесло на сушу?

4. Из чего были сделаны скорлупки?

5. О торговле какого товара рассказывали корабельщики во второй приезд к князю Гвидону?

6. В кого превратился князь Гвидон в первом путешествии через море?

2 группа - ложь

1. Фамилия детского сказочника, который собирал и обрабатывал народные сказки для детского чтения.

2. О торговле каким дорогим металлом говорили корабельщики в третий приезд?

3. Как часто обещал дядька Черномор обходить владения острова Буяна с богатырями?

4.Кем приходилась баба Бабариха царю Салтану?

3 группа - намёк

1.Куда укусил шмель Бабариху?

2. Кто рассказал царю Салтану про чудо – царевну?

3. Кто написал первые специальные журналы для девочек?

4. За морем __________ не худо.

5. Как называется профессия человека, которого приставили к белке считать орехи?

4 группа - добрым

1. Какое растение росло на острове, куда попала царица с сыном?

2. Друг Пушкина, живший с ним в царском селе на даче?

3. Как назвали остров, на котором поселился князь Гвидон?

4. Как звали дядьку – предводителя 33 богатырей?

5. В какой глаз укусила муха ткачиху?

6. В кого превратился князь Гвидон в третьем путешествии в царство Салтана?

5 группа - молодцам

1. Последняя буква в слове.

2,3. О торговле чего говорили корабельщики в первый приезд на остров Буян?

4. Часть суши, на которой жил князь Гвидон?

5. Кто послал 33 богатырей охранять город князя Гвидона?

6. Кто велел снарядить флот для поездки на остров Буян?

7. Кто рассказал царю Салтану про 33 богатырей?

8. Кто укусил ткачиху в глаз?

6 группа - урок

1. Материал, из которого был сделан домик для белки.

2. При помощи чего передвигались корабли?

3. Кто рассказал Салтану про первое чудо света?

4. Злодей, напавший на лебедь.

3.Беседа.

1.Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2.Для чего человеку надо быть добрым?

3.Какие герои действуют в сказке?

( На доске вывешиваются карточки с надписями сказочных героев).

4.На какие две группы мы можем их поделить?

5.Кого отнесете к добрым, а кого к злым?

Сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое исследование: найдем доказательства положительных и отрицательных черт характера героев сказки, сравнивать причины, побудившие их совершать добрые и злые поступки, наблюдать противоречия добра и зла в музыкальных и художественных произведениях.

4.Просмотр видеосюжета. (Три девицы под окном…)

- Урок начнем с того, что мы посмотрим видеосюжет самого начала сказки. 1.Как вы думаете, можно определить по этому сюжету, кто из них положительный, а кто отрицательный герой сказки?

2. О чем мечтала каждая из них?

3.Сбылась ли их мечта?

4. Какие строки доказывают, что они не обрели счастья?

5. Какие черты характера им мешали?

5.Работа в группах.

( На столе у ребят конверты с полосками, на которых написаны различные черты характера. Дети выбирают нужные, прикрепляют к табличке с названием героя сказки.)

- Выберите слова – характеристики для каждого сказочного героя, прикрепите к табличке, докажите словами из текста.

3 группа – царь Салтан

4 группа – царица

5 группа – князь Гвидон

6 группа – царевна – Лебедь

6.Работа со слабыми.

- Прежде чем почитать хором, давайте определим, какой интонацией мы будем читать про добрые и злые поступки героев сказки, которые описываются в отрывке на стр. 120.

1. Определение нужной интонации.

2. Чтение хором.

- Кто и как причинил зло царице и её сыну?

- Что заставило их это сделать?

- Какие черты характера проявились у них?

- Выполнили ли бояре царскую волю?

- Стали ли они счастливы после этого?

- Найдите слова из текста – доказательства.

( стр. 126 – Не хотят отпустить..; стр. 130 – Злыми жабами глядят…)

3.Самостоятельная работа.

7.Проверка работы в группах.

Выборочное чтение отрывков - доказательств. (Все группы по очереди зачитывают отрывки, доказывающие выбранные черты характера, прикрепляют на доске свои таблицы. Остальные в это время работают с сигнальными карточками, если не согласны, то опровергают доказательства других.)

8.Рефлексия.

- Вы хорошо определили черты характера сказочных героев. Выберите для себя наиболее важные 2 черты характера и прикрепите свои кружочки к той полоске, на которой они написаны. - Какие черты характера вас объединяют?

– Какие черты характера объединяют положительных сказочных героев?

- Какой можно сделать вывод?

9.Беседа.

- Назовите черты характера – антонимы.

– Кому они принадлежат?

( На доске прикрепляются слова – антонимы.)

10.Работа с карточками.

- Мы с вами определили противоречия в чертах характера положительных и отрицательных героев, а теперь попробуем найти в тексте “теплые” и “холодные” слова, которые использует автор для описания сцены с коршуном и лебедем. (Стр. 122).

11.Подготовка к выразительному чтению.

Определение интонации:

- тембр,

- темп,

- сила голоса,

- мелодика,

- паузы.

12.Выразительное чтение отрывка на стр. 122.

Физкультминутка

Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки в перед.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,-
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)

Читая сказку, мы не раз убеждаемся, что каждая строка, каждое слово- свидетельство высокого мастерства поэта. Не удивительно, что оно привлекло внимание художников и композиторов.

Музыка.

На экране слайды:

1. Композитор Н.А.Римский-Корсаков;

2. Текст про композитора. Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков в 1889 году, к столетию со дня рождения А.С.Пушкина, написал музыку к сказке “О царе Салтане”. Музыка дает волю литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их.

Сейчас вы послушаете музыку “Полет шмеля”.(1 мин)

(После прослушивания музыки дети читают отрывок о полете шмеля в сказке).

- Какая музыка по характеру?

– Почему композитор написал такую музыку?

– Какие чувства передает эта музыка?

Литературное чтение (продолжение)

Как Лебедь отблагодарила князя Гвидона?

Дети зачитывают отрывки о 3 чудесах, на экране картины художников.

На экране слайды трех чудес, дети читают отрывки про эти чудеса.

Музыка (продолжение)

Сейчас мы прослушаем “Три чуда” Римского-Корсакова. А вы постарайтесь определить характер музыки:

1) белочка;

2) тридцать три богатыря;

3) Царевна-Лебедь.

-Какая музыка была у белки?

–Почему у белки такая музыка? Композитор взял за основу мелодии белки русскую народную песню “Во саду ли, в огороде”.

- Какая музыка была самая нежная?

– Какого персонажа нам она показала?

– Почему она такая?

- Про какое чудо мы с вами не говорили?

– Какой музыкальный жанр использовался в этой музыке? Почему?

Изобразительное искусство

1.Знакомство с художником М.А.Врубелем.

На экране слайд “Великий русский художник М.А.Врубель”

Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.

2.Беседа по картине “Царевна-Лебедь”.

На экране картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”

Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.

Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.

4.Знакомство с произведениями И.Я.Билибина.

На экране портрет Ивана Яковлевича Билибина.

Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С.Пушкина.

На экране слайды:

1.Картина “Во все время разговора он стоял позадь забора..”.

-Посмотрите, какие яркие, сочные цвета использовал художник в этой картине.

2.Картина “33 богатыря”

-Почему автор использовал в этой картине такие холодные тона?

3. Картина “Бочка по морю плывет”

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

Сегодня мы с вами будем рисовать чудесный сказочный город, в котором поселилось добро. Какие вы будете использовать краски: теплых или холодных тонов? Посмотрите, как художник Билибин изобразил сказочный город князя Гвидона. Ведь это город-мечта, в котором царит мир и благодать.

4.Картина “Город князя Гвидона”.

5.Близкий план городских зданий из мультфильма- образец росписи башен.

5.Самостоятельная работа в группах

На столе у детей трафареты зданий с разнообразными башенками. Ученики выбирают трафарет по желанию, обводят и рисуют узоры на башенках, вырезают свой замок и прикрепляют на картину с изображением острова. Таким образом на острове появляется город, в котором поселилось добро, город дружбы. Учитель оценивает работы учеников.

Итог урока

1.Беседа по содержанию текста.

- Стал ли Гвидон счастливым, получив от лебедя столько богатства?

(Богатство не делает его счастливым, не в нем он видит свое счастье.)

- В чем видит свое счастье он?

- Счастлив ли богатый отец Гвидона, который сидит, “весь сияя в злате”?

- О чем грустная дума царя? (О семье. Вот сколько горя принесли злые завистливые люди. Они готовы были погубить свою сестру и дочь, своего племянника и внука.)

- Что победило добро или зло?

2.Просмотр видеосюжета “Торжество добрых людей”.

Давайте посмотрим сцену торжества добрых людей. Почему царь Салтан отпускает злодеек домой? Можно сказать, что он поступает великодушно?

Как наказывает поэт злых женщин? (Он наказывает стыдом. Пушкину не хочется жестокого наказания. Он добрый, великодушный человек.) В народной сказке обычно злодеев наказывают жестоко.

Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной. Во многих русских народных сказках рассказывается о борьбе добра и зла, в результате которой непременно побеждает добро. Это мы видим в произведении А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”.

3.Рефлексия

Наш урок подошел к концу. Мы сегодня много говорили о добре и зле. Какие впечатления у вас остались после урока? Ели вы получили больше положительных эмоций, то прикрепите на небосклон нашей картины розовые облака, а если больше отрицательных, то синие облака.

4.Выставление оценок.

5.Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из сказки.