Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается.

У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся.

Реализацией такой задачи на занятиях в группе продленного дня занимаюсь в течении двух лет и уже сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. Элементы системы:

  1. Здоровьесберегающая технология по снятию утомления зрения “глазная гимнастика”. Цель – восстановление работоспособности зрительного анализатора.
  2. Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель – снятия утомления мышц, профилактика сколиозов, выработка правильной осанки.
  3. Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений желудочно-кишечного тракта через использование рационального режима питания школьников.
  4. В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализую со всеми детьми группы. Проведение динамических пауз (физминуток) с применением данной технологии, изучение здорового образа жизни вызывает активную поддержку школьников и родителей.

Здоровьесберегающая программа для воспитанников группы продленного дня.

Цель: формирование личности, способной реализовывать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: Снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся. Воспитывать потребности в здоровом образе жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Развивать знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей.

  1. Этический блок. Содержание формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, творчество, добро и зло.
  2. Психологический блок. Содержит темы и тренинговые упражнения направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
  3. Правовой блок. Содержание развивает знания о правах и обязанностях человека, формирует навыки правового поведения.
  4. Семьеведческий блок. Содержание формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки семейного взаимодействия, реализации здорового образа жизни в семье.
  5. Медико-гигиенический блок. Содержание дает знания о гигиене и профилактике болезней, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Планирование занятий в гпд основанных на здоровьесберегающую программу

  1. Занятия, тематические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни (еженедельно).
  2. Спортивный день (раз в неделю).
  3. Дидактические подвижные игры (ежедневно).
  4. Физкультминутки (ежедневно).
  5. Динамические перемены (ежедневно).
  6. Прогулки на свежем воздухе (ежедневно).
  Ребята 1–2 кл.

“Я в ответе за все на планете”

Ребята 3–4 кл.

“Во имя общего блага”

Этическое направление

 

 

 

Психологическое направление

 

Правовое направление

 

 

 

Семьеведческое направление

 

 

Медико-гигиеническое направление

Я и мои поступки
Что такое воспитание себя
Добро и зло в жизни людей
От улыбки станет всем светлей

 

Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления, навыков общения

 

Наши права и обязанности
Правила поведения
Что такое “жестокость”
Анализ опасных ситуаций

 

Мама, папа, я – дружная семья
Ответственность в семье
Чистота в доме и школе
Как делают уборку дома и в школе
“Мужские” и “женские” обязанности

 

“Мой организм – целая планета. Я хозяин своего здоровья”
Внутренняя кухня человека
Расти здоровым
Профилактика детского травматизма
Принцесса Гигиена

Забота и ответственность
Проявление заботы в окружающем мире
Проявление заботы в моем селе, моей школе.

 

Развитие познавательной сферы
Развитие эмоциональной сферы
Развитие навыков общения

 

Правила безопасного поведения
Ответственность за безопасное поведение
Поведение в школе, на улице
Агрессия – формы проявления

 

Труд в моей семье
Что я больше всего люблю делать
Семейные праздники
Тепло родного очага

 

Как сказать “нет” вредным привычкам
Оценка количества и качества своего здоровья (мониторинг)
Здоровая кожа
Полезные привычки, как их создать?
Плох обед, если хлеба нет

Календарное планирование занятий

2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Сентябрь
Твой новый режим дня. Права и обязанности школьника.
Сентябрь
Твое здоровье и учебная нагрузка.
Как сохранить зрение.
Сентябрь
Можешь ли сам забот о своем здоровье? Прав безопасного поведения.
Сентябрь
Режим дня в условиях современной нагрузки.
Наша осанка.
Октябрь
ПДД.
“С детства дружбой дорожи”
Октябрь
Одевайся по погоде.
Наши права.
Октябрь
Как воздух влияет на здоровье. Наше поведение.
Октябрь
Ответственность за безопасное поведение.
Поведение в обществе.
Ноябрь
Я и мои поступки. Поведение в школе.
Ноябрь
Здоровье и питание.
Ноябрь
“Плох обед, если хлеба нет”. Труд в моей семье.
Ноябрь
Полезные привычки, как их создать?
Декабрь
Анализ опасных ситуаций
Декабрь
Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице)
Декабрь
Семейные праздники.
Агрессия – форма проявления.
Декабрь
Улыбка-залог успеха и здоровья.
Здоровая кожа.
Январь
“Учимся общению”
“Принцесса гигиена и ее друзья”
Январь
Инфекция и ее предупреждение.
Январь
Как сказать “нет” вредным привычкам?
Январь
Народные праздники, их традиции и здоровье.
Февраль
“Внутр. кухня чел-ка”
“От улыбки станет всем светлей”
Февраль
Сколько времени можно проводить у телевизора в день?
Февраль
Тепло родного очага.
Февраль
Цвет и настроение.
Март
“Я – хозяин здоровья”.
“Мужские и женские обязанности”.
Март
Дружим с водой.
Март
Эколог. проблема воды. Почему нельзя пить прямо из-под крана?
Март
Оценка качества и количества своего здоровья (мониторинг).
Апрель
Чистота дома и в школе.
Апрель
“Тихий вечер”. Как организовать вечер в семье.
Апрель
Здоровье и цветущие растения.
Апрель
Витамины рядом с нами (растения, используемые в пищу).
Май
“Мама, папа, я – дружная семья”.
“Расти здоровым”.
Май
Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор.
Май
Сохраним природу – сохраним здоровье.
Май
Что я больше всего люблю делать. Летний отдых.

Используемая литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Лучшие сценарии, игры, конкурсы, забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск: Харвест, 2008. – 256 с. – (Веселый праздник)
  3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002. – 112 с. – (“Дошкольник. Младший школьник. Библиотека журнала”; Вып. 8.).
  4. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.