Программа элективного курса " Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

В современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 12 часов аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 7-8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”.

Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает старшеклассникам возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения.

В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров.

Основная цель курса - дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.

В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи:

- формируется представление о славянах, об истоках и эволюции верований древних, о попытках человека объяснить явления окружающего мира и вписать себя в систему мироздания;
- определяется своеобразие образной системы мифов древних славян и специфика связанных с мифологическими воззрениями жанров фольклора;
- продолжается работа по повышению речевой культуры учащихся;
- на основе анализа содержания и языкового строя произведений фольклора и литературы;
- формируется устойчивый интерес к языку и культуре русского народа;
- воспитывается чувство сопричастности к духовным традициям предков и уважение к наследию прошлого.

Выделяются следующие этапы работы:

- знакомство с основными мифологическими представлениями древних славян и эволюцией языческих воззрений;
- составление характеристик отдельных мифологических персонажей (этимология имени, внешний облик, функции и характер поведения, отношения с человеком, жанры фольклора, связанные с указанным персонажем)
- анализ содержания и композиции образов, своеобразия языка и художественных особенностей произведений фольклора и литературы, связанных с мифологией славян;
- творческая работа по темам занятий;
- индивидуальная и коллективная исследовательская работа по темам курса;
- подготовка проекта “ Пантеон славянских богов”.

Этим этапам обучения соответствуют разделы программы курса и построение отдельных занятий.

Методические принципы построения курса:

- линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей);
- интегративность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, лингвистики, литературоведения);
- разнообразие видов деятельности учителя и учащихся;
- насыщенность предлагаемого для изучения фольклорного и литературного материала, дополняющего базовый литературный компонент;
- интерактивность в сочетании с высокой степенью автономности отдельных групп учащихся на занятии - проекте;
- минимализация репродуктивной деятельности, реализация творческих способностей учащихся;

Структура курса определяется его целями и задачами, методологическими и методическими принципами. Последовательное изучение тем завершается итоговой проектной работой, выполняя которую, учащиеся должны продемонстрировать достаточно высокий уровень интеллектуальной и творческой деятельности.

Отбор фольклорного и литературного материала осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания и соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для практической работы выбраны произведения русских классиков XIX и XX века: Н.В. Гоголя, О. М.Сомова, В. И. Даля, А. Н. Островского, А. М. Ремизова, А. А. Блока, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, В. П. Распутина.

Курс не ставит задачу полного анализа художественного текста, акцент делается на характеристике образов и особенностей языка, авторской идее. Произведения авторов, включенных в программу курса, помогают расширить читательский кругозор учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, формировать устойчивый интерес к словесной структуре текста.

В программе четко определен круг теоретических понятий, освоение которых повышает уровень усвоения материала. Так, характеристика мифологических персонажей и их функций позволяет учителю подвести учащихся к пониманию литературоведческой категории “ вечные” образы в искусстве и сформировать представления об индивидуальной творческой манере писателя, авторском замысле.

Виды работы учителя и учащихся:

- лекция с элементами беседы;
- беседа
- работа со словарем (составление словаря к теме, разработка понятийного аппарата, этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
- подготовка спецвопросов на заданную тему;
- подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
- конспектирование;
- проектирование;
- инсценировка обрядов, ритуалов;
- выразительное чтение;
- оформление слайдов, создание слайд – программ;

Формы работы:

- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;

Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения в группе; в формировании у учащихся понятия о традициях и новаторстве в литературном процессе.

В программу включена таблица “ Планирование работы по освоению элективного курса “ Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе”, дающая полное представление о темах занятий, произведениях литературы, основных теоретических понятиях, видах мыслительной деятельности, приемах развития речи и творческих заданиях.

Тема занятия

Произведения фольклора и литературы

Часы

Теоретические понятия

Мыслительная деятельность и развитие речи

Творческая мастерская

Мифологизм мышления древних.

Демонизм как мировосприятие.

1.С. Есенин. “Береза”, “Клен ты мой опавший…”
2.В.П. Распутин. “Прощание с Матерой”.
3. А.А. Блок. “ Дама розовой калитки и муравьиный царь”.
4. В.И. Даль. “ О повериях, суевериях и предрассудках русского народа”
5. А. Блок. “Сирин и алконост”.
2 ч. Миф,

мифология, мировое древо,

обряд,

заговор,

ритуал, фольклор, образ, одухотворение, дуализм,

Составление словаря к теме, анализ образов лирического текста, анализ авторской стилистики, формулирование выводов, запись тезисов, ответы на вопросы,

сравнительный анализ.

Иллюстрации к теме, устное словесное рисование, выразительное чтение, инсценировка обрядов. творческая работа “ Поэзия живого мира”
Существа “ближнего” круга. 1. А. Ремизов. “Кикимора”. Заговоры, пословицы, поговорки, обряды;
2. А. Н. Толстой. “Кикимора”
3. О. М. Сомов. ”Кикимора”
4. А. Ремизов. “Домвой”

2 ч.

Портрет, тропы, авторский стиль, антропоморфизм, сказ, стилизация народной речи. Образный и лингвистический анализ жанров фольклора, характеристика персонажей, этимологическая характеристика слова, речь персонажа Выразительное чтение по ролям, инсценировка обрядов.

Иллюстрации к теме.

Рецензирование сочинений.

Презентации, творческая работа “ Поэзия живого мира”

Существа, составляющие дальнее окружение человека. .1. А. А Блок. “Болотные чертенятки”
2. А. Толстой. “Водяной”
3. А. Толстой. “ Полевик”,
4. А. Блок. “Болото - глубокая впадина…”

2 ч.

Предмет - символ, жертвоприношения, характер персонажа, нравственные запреты, рефрен, лирический герой. Составление словесной характеристики, работа со словарем, вычленение фольклорных оборотов речи, сравнительный анализ, формулирование выводов по теме. Рецензирование сочинений.
Славянские праздники. 1.А. Ремизов “Кострома” “Воробьиная ночь”, “Купальские огни”.
2. Тэффи “Блин”.
3. Н.В. Гоголь “Ночь накануне Ивана Купалы”.
4. Эпизод из фильма Н Михалкова “Сибирский цирюльник”

2 ч.

Экранизация, фантастика в произведении, обрядовые песни, игровая природа, погребальный плач, образ - символ, Анализ эпизода фильма, отзыв о фильме, формулирование тезисов для записи, конспектирование. Инсценировка обрядов, ритуалов, иллюстрирование.

Рецензирование сочинений.

Отзыв о фильме.

Режиссерский план “ Древний праздник…”

(по выбору учащихся)

Пантеон славянских богов. 1. А. Ремизовю “Корочун”
2. Песни, заговоры, обряды, загадки.

2 ч.

Пантеон, верховное божество, поклонение, сказочная фантастика, романтизация. Исследовательская деятельность, анализ материала, вычленение главного, систематизация материала, оформление устного отчета о работе, подготовка презентации, оформление выводов, проектная деятельность. Оформление слайдов
  • Программа сопровождается компьютерной презентацией и хрестоматийной подборкой произведений русских писателей XIX–XX веков и системой вопросов для анализа текстов.

Продолжение статьи