Урок чтения в 1-м классе по учебнику "Русская азбука"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • продолжить чтение слов с буквой Ж, научить читать слова с сочетанием ЖИ;
  • развивать фонематический слух, монологическую речь;
  • умение работать с предложением, текстом, рассуждать, обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.,
  • картинки насекомых,
  • магнитофон,
  • снежинки,
  • схемы для звукобуквенного анализа слов,
  • счетные палочки,
  • лист с заданиями урока для каждого ученика,
  • «пазлы» новогодней открытки,
  • картинки бабочки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация внимания

Под музыку  «Времена года» падают снежинки, учитель читает стихотворение.

В декабре вокруг уныло,
Все заснуло, все застыло.
Даже солнце в тучах дремлет
И совсем не греет землю.
Лес и поле замело
И вокруг  белым-бело.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

Мотивация на урок

Запись на доске

Я…

МЫ…

- Продолжите предложение:

 Сегодня на  уроке я…, мы….

3. Закрепление изученного материала

На доске запись слов, картинки насекомых с цифрами.

- Ребята, прочитайте слова на доске.

ВОДОМЕРКА

КУЗНЕЧИК

БОЖЬЯ КОРОВКА

СВЕРЧОК

ЖУЖЕЛИЦА

- Соотнесите картинки и слова: слово и цифра, соответствующая картинке.

- Объедините слова в одну группу, кто это?

- Назовите их уменьшительно-ласкательным словом.

Звукобуквенный анализ слова

- Составьте схему слова жучки.

Два ученика составляют схемы на доске с обратной стороны створок с последующей проверкой.

- Определите количество звуков и букв в слове?

- Назовите согласные звуки.

- Сколько слогов, какие?

- Какой слог ударный?

- Как узнали, что два слога в слове?

- Назовите звук «одиночку»?

- Каким он всегда бывает?

Характеристика буквы и звука [Ж]

- Произнесите хором первый звук в слове жучки.

- Дайте характеристику букве и звуку.

Сообщение темы и цели урока

- Объясните, что такое пазлы?

- Впали  насекомые в спячку и не знают, что же происходит в природе зимой. Давайте расскажем  им об этом. Каждое выполненное вами задание это будут отдельные пазлы картины, которую мы должны собрать к концу урока.

4. Работа над новым материалом

Работа с учебником  стр. 150

Знакомство с написанием и чтением сочетания ЖИ

- Прочитайте запись в рамке.

- Почему мы должны запомнить сочетание ЖИ?

Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ и их сопоставление по смыслу

- Что общее и в чем отличие каждой пары слов?

Работа с текстом

- Прочитайте заголовок текста.

- Слово заголовок замените близким по смыслу (название, заглавие, «входная дверь» в текст).

Самостоятельное жужжащее чтение и дальнейшее чтение вслух

а) прочитайте только слова с сочетанием ЖИ;

б) чтение текста «цепочкой». 

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Вывешивается  1часть картины

Физминутка

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

- В каком слове текста стихотворения есть сочетание ЖИ?

1 задание:

Прочитать слово и вписать пропущенную букву.

СНЕЖ__НКИ

- Какую букву вписали и почему?

- На улице сильный мороз, от холода слова так прижались друг к другу, что невозможно    прочитать предложение.

- Как пишутся слова в предложении?

2 задание:

Работа над предложением

а) отделите слова друг от друга;

б) прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова.

Каккрасивопадаютснежинки!

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Как нужно читать?

Чтение с разным логическим ударением.

- Каких птиц вы видите на картине?

3 задание:

Составьте предложение о снегирях по данной схеме.

□ □ □ □.

- Сколько слов в предложении?

Игра «Колодец»

- Что называется предложением?

- Ребята, давайте построим домик для жуков, чтобы им было теплее в трескучие морозы.

Учитель читает текст, а учащиеся строят колодец: сколько предложений, столько счетных палочек.

Машет варежкой зима,
Чудо совершается.
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.
- Что ты делаешь, Зима?
- Строю я темницы
Для зверей и птицы.
Заморозить всех хочу,
Напущу на всех пургу.
Ветер северный, метель.
Закружится карусель.

- Сколько предложений в тексте?

Работа над лексическим значением слов

- Какие слова вам непонятны?

- Объясните их значение.

- Спят жуки, а на улице ветер завывает.

Представьте, что вы ветер, произнесите звуки  [ж], [ш]: протяжно, тихо, громко, нежно.

- Что образовывают эти звуки и как их называют?

- Ребята вы удачно выполнили очередные задания, и наша картина стала еще больше.

Вывешивается следующая часть картины.

Деформированное предложение

- Ветер северный так сильно дул, что рассыпалось предложение.

4 задание:

Прочитайте слова и составьте предложение.

дороге упряжка По мчится лошадей

- С какого слова начнете читать и почему?

- Как по-другому называют такую упряжку лошадей?

Беседа

 - Какой зимний праздник ждут дети и взрослые?

 - Почему?

5 задание:

Зачеркните букву ж в цепочки и узнаете, какой сюрприз мы приготовили жукам, чтобы их порадовать.

ЖЖЖЖЕЖЖЖЖЖЛЖЖКЖЖЖЖАЖ

Вывешивается 3-я часть картины – елка.

- Вот такой красивой елкой порадуем жуков.

-  А что  мы  пожелаем насекомым, вы узнаете, если начнете читать части слов, начиная с наименьшего числа.

Вывешивается последняя часть картины.

5. Итог урока

- Слова, с какой новой буквой читали на уроке?

- Что узнали о сочетании ЖИ?

6. Рефлексия

- На какое насекомое похожа снежинка?

Из всех вариантов выбрать бабочка, раздать каждому ученику ее рисунок.

  • Если на уроке  вы справились со всеми заданиями, и вам было легко, то закрасьте кружки у бабочки на крыльях красным цветом.
  • Если были некоторые трудности, но вы старались преодолеть их, то закрасьте желтым.
  • Если часто затруднялись, но с помощью ребят, учителя справлялись с заданиями, то зеленым.

- Молодцы, спасибо за урок!

Картина, которую составили к концу урока.