Урок "Окружающий мир". 3-й класс по программе "Школа-2100". Тема:"На суше - как дома"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и способами их приспособления к жизни на суше;
  • развивать кругозор детей, воображение, память;
  • прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Актуализация знаний.

Блицопрос.

- Почему насекомым время от времени приходится "менять одежку"?

- Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?

- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?

- Кому теплее на пляже: тому, кто стоит, или тому, кто лежит на песке?

- Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?

III. Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

Чтение диалога героев (с.28).

- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.

- Что вы узнали интересного о ящерицах?

- Объясните, что это значит.

- Если температура тела ящерицы + 400, какая температура тела у ящерицы?

- Если температура воздуха будет + 50?

Выполнение задания 2, с. 30

- Какая температура тела питона?

Работа с текстом учебника и таблицей.

- Сегодня вы познакомитесь с новой группой животных, называется она - пресмыкающиеся. На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.

- Посмотрите не рисунок на с. 29. Кто относится к пресмыкающимся?

На доске:

 

- Что общего между этими животными? Разобраться в этом поможет учебник.

- Чем дышат пресмыкающиеся?

- Как пресмыкающиеся защищают себя от лишнего испарения воды?

- Какие проблемы возникли у этих животных с кожей?

- Запишите в таблицу, какой покров у пресмыкающихся.

- Как размножаются эти животные?

- Заботятся ли родители о них?

- Где обитают пресмыкающиеся?

- Сколько у пресмыкающихся конечностей?

- Эта графа не заполнена и у рыб, и у земноводных, и у пресмыкающихся?

Работа с текстом учебника на с. 29-30 (по вариантам), выполнение задания 7 , с. 31.

- Вы прочитали о том, где обитают, чем питаются пресмыкающиеся, какую роль выполняют в экосистеме.

- Чем питаются черепахи?

- Какова их роль в экосистеме?

- Чем питаются ящерицы? Какова их роль в экосистеме?

- Что можно сказать о змеях?

- Что вы узнали о крокодилах?

- Что происходит с пресмыкающимися, когда понижается температура?

- Как вы думаете, где будет больше пресмыкающихся: в тропиках, где все время тепло, или в странах, где есть зима?

Сообщение учеников.

Чуть ли не каждый хищный зверь, чуть ли не каждая птица не прочь познакомиться ящерицей. Она не ядовита, у нее нет ни острых зубов, ни прочной брони, ни особо быстрых ног. И ящерица спасается, жертвуя своим хвостом. Завидев врага, она бросается наутек, он за ней и : конечно, скорее всего, хватает за хвост. Хвост легко отламывается и продолжает извиваться. Пока охотник за ящерицей сообразит, что во рту у него только хвост, ящерица успевает ускользнуть. Потеря хвоста для ящерицы не так уж страшна: пройдет несколько недель, и хвост отрастет у нее вновь. Не следует думать, что хвост у нее не очень прочный, так как он отрывается только тогда, когда ящерица чувствует боль, при этом резко сокращаются мышцы хвоста и обламывается один из позвонков.

Хвост может быть не средством защиты, а орудием нападения. Очень мощный хвост у крокодилов. Ударом хвоста крупный крокодил может даже убить человека. Основная пища для него - рыба, которую оглушает хвостом.

Наземные черепахи сохранились сейчас лишь на некоторых островах западной части индийского океана и в восточной части Тихого - на Галапагосских островах. Они достигают более полутора метра в длину и веса 250 килограммов. Как и большинство сухопутных черепах, они вегетарианцы и питаются кактусами, листьями деревьев, ягодами.

Из ядовитых змей наибольшей длины 4,5 м достигает королевская кобра, обитающая в джунглях тропической Азии. Более семи метров в длину и толщиной с телеграфный столб бывает южно-американский удав - анаконда. Живет она по берегам рек и ведет полуводный образ жизни. Питается анаконда некрупными млекопитающими, птицами, рыбой. Самая крупная из ныне живущих змей - сетчатый питон.

Мир пресмыкающихся очень многообразен. Сейчас 6000 видов.

VI. Физ. Минутка для снятия утомления с плечевого пояса и туловища.

V. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний)

- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными? Почему?

- Чем отличается хладнокровность от хладнокровия?

- Как различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху?

Выполнение задания 3 на с. 30.

- Рассмотрите рисунок в задании. Объясните поведение ящерицы.

Выполнение задания 4.

- Кто больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или черепаха?

Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.

Выполнение задания 5.

- Кто изображен на рисунках?

- Как нужно вести себя при встрече со змеей? Выберите правильный ответ

Выполнение задания 6 на с. 31.

- Каков ваш ответ?

Выполнение задания 8.

- Чего больше не хватает зародышу пресмыкающегося в яйце?

- Что он должен получать из внешней среды? Выберите ответ.

Выполнение задания 9.

- Вы выяснили, что пресмыкающиеся не заботятся об отложенных яйцах. Как вы думаете, что могло бы помочь детенышам, вылупившимся из яйца, обеспечить хорошее питание, защиту от хищников?

VI. Итог урока

- С какой группой животных вы сегодня познакомились?

- Почему они чаще встречаются в теплых странах?

VII. Домашнее задание: с. 28-30, вопросы; составить кроссворд.