Сценарий факультивного занятия "Раз синоним, два синоним.."

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • Развивать информативную компетенцию (поиск информации, отбор материала, его осмысление), коммуникативную и социальную компетенции (умение общаться со сверстниками и ребятами старшего возраста, умение работать в группе, самокоррекция, внимание к другим, умение держаться на публике, логично и четко излагать мысли).
  • Активизировать имеющиеся знания о синонимах, доступно преподнести новую информацию, помочь соориентироваться в материале, учить наблюдать, делать выводы.
  • Развивать память, произвольное внимание, монологическую и диалогическую речь.

Ожидаемый результат:

Усвоение новой информации, возможность поделиться ей с другими, отработка умения обобщать, ставить вопросы, оперировать понятиями, подбирать примеры.

Использован принцип активности: готовность выполнять задания, стремление к самостоятельной деятельности, осознанное выполнение деятельности, стремление повысить свой уровень. Частично использованы методика Ривина А. Г. «Коллективный способ обучения» и адаптированная согласно возрасту продвинутая лекция.

Занятия помогают разрабатывать и проводить два ученика из старших классов (это учебное занятие и для них, поэтому их работа должна оцениваться). Совместно мы подбираем материал, отсеиваем и сортируем его, составляем план занятия. Первое, что мы сделаем, активизируем знания о синонимах, которые шестиклассники уже имеют; далее пробуем «зажечь, завести» ребят; потом проводим работу в группах, знакомя учащихся с новым для них материалом; после идет контроль усвоения, во время которого ребята делятся друг с другом полученной информацией; после идет общая соревновательная часть, в конце подводим итоги. На втором занятии по данной теме ребятам будет предложено вспомнить новый материал, подобрать синонимы, заменить слова подходящими по смыслу синонимами, отредактировать текст, поработать с отрывками произведений, где есть градация и противопоставление синонимов. Наивысшей «похвалой» преподавателю будет момент, когда дети не на факультативном занятии, а на уроке смогут самостоятельно применить полученные знания.

Форма данного занятия в большей степени игровая, так как следует учитывать, что факультативы, как правило, дети посещают после уроков.

Ведущие: учитель, два старшеклассника. Участники условно поделены на 3 группы.

I. Начало

1 ведущий: Это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению. Отличаются друг от друга обычно различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать - жаждать), разными оттенками значения (хотеть, желать – «ощущать потребность в чем-либо, преимущественно, более близком и доступном», мечтать – «мысленно стремиться к чему-то более отдаленному», стремиться – «настойчиво добиваться чего-либо в действиях»), разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть - разговорные).

Расширяя словарный состав языка, они одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание данных слов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.

2 ведущий: Используются не только для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия речи. Цели их стилистического употребления гораздо шире.

Например, они используются для того, чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, экспрессивность речи. Это становится ясным уже из простого сопоставления таких слов, как упасть и шлепнуться, грохнуться, рухнуть; идти и тащиться, плестись, шагать.

Они употребляются также для придания повествованию оттенка того или иного жанра (стиля) речи. Так, например, общеупотребительному (нейтральному) слову смотреть, с одной стороны, соответствует в разговорной речи глядеть, а с другой – книжное созерцать.

1 ведущий: Вы уже поняли, о каком явлении русского языка идет речь? (о синонимах).

3 ведущий: Каждый пишущий или говорящий стремится наиболее точно передать свою мысль и для этого отбирает из ряда слов, употребление которых возможно в данном случае, одно, наиболее соответствующее целям и задачам высказывания. Так, например, не всегда в одном и том же контексте можно употребить слова родина и отчизна, безграничный и необозримый, густой и дремучий, хотеть и жаждать и т.п. Такие различные по звучанию слова, имеющие общее значение, но отличающиеся оттенками, называются синонимами.

Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, чуточный, а большого по размеру – большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный. Русский язык богат и глаголами-синонимами. Например, слова бояться, опасаться, страшиться, робеть, трепетать, трусить, пугаться объединяются общим значением «испытывать страх».

2 ведущий: Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц… - Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…

1 ведущий: Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам:торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать. Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить.

С

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

3 ведущий: Замените сочетания слов прилагательными синонимами с приставками без-, бес- Например, отсутствие цели – бесцельный. Смелый человек, тихая погода, добродушный смех, ясное небо, правильный ответ, тревожный сон, напрасный труд. Ответы: бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, безошибочный, беспокойный, бестолковый/безрезультатный.

II. Работа в группах

Каждый ведущий работает со своей группой: 1. рассказывает о синонимах, ребята делают пометки у себя в тетрадях; 2. ученики готовят небольшие сообщения для других групп; 3. составляют контрольные вопросы; 4. практикуются.

1 группа:

Синонимия может быть не только на уровне лексики, но и на других уровнях языка: частей слов, словосочетаний, предложений. Так, примерами словообразовательной синонимии являются однокоренные слова с разными, но близкими по значению приставками: уснуть – заснуть; объяснить – разъяснить; суффиксами: стыковка – стыкование. Могут быть синонимичные словосочетания: деревянная ложка – ложка из дерева, испытательная площадка – площадка для испытаний; синонимичные предложения: Он плохо себя чувствует – Ему нездоровится. Это синтаксическая синонимия.

Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов: учить уму-разуму, цел и невредим, нежданно-негаданно, судить-рядить, пути-дороги и т. п. Этот приём широко используется в русских народных сказках, песнях, былинах, многими нашими писателями. Например, В. Смирновым в романе «Открытие мира»: (полная изба) счастья-радости, любо-дорого, ворожит-колдует, расходились-разгулялись (гости) В художественной литературе часто используется прием нагнетания синонимов, чем достигается эффект большей выразительности. Например: - Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это превосходно! Прямо – очаровательно! (М. Г.)

Слова являются абсолютными синонимами в том случае, если обозначают один и тот же предмет (скала – утес), один и тот же признак предмета (робкий – боязливый – трусливый), одно и то же  действие (обварить – ошпарить). Однако сущность синонимов определяется наличием у таких слов разных оттенков значения, которые позволяют выразить нюансы человеческой мысли.

Сравните, например, синонимы бежать и мчаться в следующем примере: Облака бежали на нашу деревню… Вот они долетели до соснового бора, перевалили через овраг и помчались дальше (В. Козлов). Ясно, что глагол мчаться по сравнению с синонимичным ему глаголом бежать указывает на большую интенсивность действия, на большую скорость движения. Поэтому можно сказать, что использованные в тексте глаголы бежать и мчаться позволили автору уточнить характер действия, подчеркнуть интенсивность его проявления.

Среди синонимов таких примеров немало: (костер) горел - (костер) пылал, быстрый (шаг) – стремительный (шаг).Синонимы в данном случае выполняют дифференцирующую функцию, или идеографическую. Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются идеографическими. Они указывают не только на различную степень проявления действия или признака. Идеографические синонимы могут иметь различный объём значения. Например, среди синонимов изгиб извилина – излучина самым широким по смыслу является слово изгиб – «закругленный поворот»: изгиб реки, изгиб дороги, изгиб ветви, изгиб руки и др. Слово извилина имеет более узкое значение – «волнистое искривление»: извилины мозга, извилины пути и др. Еще уже значение слова излучина, так как оно употребляется только тогда,  когда говорят о изгибах реки, например: Лена течет излучинами (И. А. Гончаров).

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из синонимического ряда, который  начинается со стержневого слова (доминанты). Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе. Например:

Поэт: певец, песнопевец, стихотворец, бард, пиит, скальд, баян, трубадур. Эти слова объединены одним значением – человек, слагающий стихи. В современном языке в этом значении может употребляться лишь слово поэт. Остальные слова в настоящее время являются устарелыми. При этом слово певец принадлежит книжному поэтическому стилю, песнопевец – торжественному. Стихотворец – тот, кто творит, сочиняет стихи. Слово пиит (поэтическое) употребляется теперь только с ироническим оттенком. Слова бард, скальд, трубадур, имея указанное ранее общее значение, отличались друг от друга каждое своим собственным, видовым значением: бард и скальд – северные скандинавские поэты, баян – древнерусский, трубадур – старофранцузский поэт. Но в русском языке, в его поэтическом стиле, они обычно выступают лишь в общем значении – поэт.

Словарная статья словаря состоит из доминанты и синонимичных ей слов. Например: Иностранец; иноземец, чужестранец, чужеземец, иноплеменник, немец (уст.). Значения синонимов в словаре не объясняются.

2 группа

Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. В каждом синонимическом ряду имеется стержневое слово. Оно является стилистически нейтральным и наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово (его еще называют доминантой) стоит первым в синонимическом ряду. Так, среди синонимов приказ, предписание, распоряжение, директива, указание, команда доминантой будет слово приказ.

Если в синонимическом ряду имеется многозначное слово, то оно может входить и в состав других синонимических рядов. Например, слово тихий входит в синонимические ряды: тихий, негромкий, слабый (голос); тихий, смирный, кроткий (человек); тихий, спокойный, безмятежный (сон).

Синонимия характерна для многих частей речи, хотя ряд синонимов образуют слова одной части речи: существительные: друг, приятель, товарищ, дружок (разг.);; прилагательные: дружеский, дружественный, дружелюбный, теплый, сердечный, задушевный; местоимения: некто, кто-то; некоторый, некий, какай-то; глаголы: зреть, спеть, созревать, вызревать, поспевать, выспевать; наречия: быстро, скоро, проворно, живо.

Если от синонимов одной части речи образуется слова другой части речи, то и они могут составить ряд синонимов. Например: обида, оскорбление; обидеть, оскорбить; обидный, оскорбительный; обидно, оскорбительно. Это свидетельствует об устойчивости синонимии, иногда охватывающей целые ряды производных слов, выражающих родственные понятия.

Количество синонимов в одном ряду бывает различное. Чем разветвленней синонимический ряд и чем больше таких рядов в языке, тем богаче и развитее язык. Синонимы в русском языке возникают, во-первых, путем словообразования; во-вторых, за счет развития у слов новых значений; в-третьих, в результате усвоения иноязычных слов.

Чаще всего синонимы появляются в результате словообразования. Некоторые слова, помещенные в словаре, вступают в синонимичные отношения друг с другом или со словами, давно известными русскому языку. Так, в словаре наряду со словом космонавт зафиксированы другие словообразования: звездолетчик, космолетчик, звездоплаватель, которые образовали один ряд синонимов. Богатство словообразовательных элементов русского языка позволяет создать синонимические варианты слов: выживание и выживаемость.

Синонимы возникают за счет развития новых значений в слове. В обиходно-бытовой речи, как отмечает словарь, существительное лопух означает «рассеянный, невнимательный человек». Слово лопух в переносном значении входит в ряд синонимов: разиня (разг.), ротозей (разг.), растяпа (разг.), растрепа (разг.), раззява (разг.), шляпа (прост.), ворона (прост.).

Вопросы для контроля: Что такое синонимический ряд? Что такое стержневое слово/доминанта?Могут ли разные части речи образовывать синонимический ряд? Почему образуются синонимы? Одинаковое ли количество синонимов в синонимических рядах?

Задание для тренировки: Найдите в стихотворении В. Берестова синонимы: «Бураны, вьюги и метели  – Как много с ними канители, Как много шуму, толкотни, Как надоели мне они!» - Так проворчал Мороз угрюмый, И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила тишина.

3 группа

Помимо дифференцирующей функции, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т.е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими.

Например, синонимы запрещать и возбранять отличаются друг от друга только в стилистическом отношении: первое слово стилистически нейтральное, второе – книжное. Слова, отличающиеся оттенком книжности, употребляются в книжных стилях (научном, деловом, публицистическом), например: скорбь (ср. с нейтральным словом печаль), интеллект (ср. ум).

Слова, отличающиеся оттенком разговорности, употребляются только в непринужденной, разговорной речи. Например, в отличие от нейтральных слов заболеть, жаловаться, найти, некрасивый, которые могут быть использованы в любом стиле, слова захворать, плакаться, откопать, уродливый допустимы только в разговорной речи, Из ряда синонимов со значением «направлять, устремлять взгляд на кого -, что -, куда-либо» смотреть, глядеть, взирать, глазеть, пялиться нейтральными являются смотреть и глядеть. В отличие от них глагол взирать подчеркивает длительность, спокойствие, внимательность взгляда и имеет книжный характер. Слова глазеть, пялиться означают «смотреть пристально, долго» и отличаются от синонимичных им слов своей грубоватостью, поэтому в книжных стилях они неуместны.

Задание для тренировки: Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы: Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; жадный, завистливый, алчный; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, топать; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.Образец:

Книжное

Нейтральное

Разговорное

множество

много

уйма

Синонимы используются и как яркое выразительное средство. Например, выстраивают своеобразную лестницу синонимов, так что каждый последующий усиливает значение предшествующего. А в целом они всесторонне характеризуют явление, действие, качество, подчеркивают его силу, интенсивность. Такой прием называется градация. Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И. Эренбург) Если сильные уходили в горы или в подполье… то слабые прозябали в мире лжи, низости, жестокости. (И. Эренбург)

Градация – сочетание, нанизывание синонимов – распространенный стилистический прием, позволяющий предать чувства персонажа. В минуты потрясений, глубоких переживаний человек, давая выход гневу, возбуждению, другим сильным чувствам, нагромождает синонимы. Именно так ведет себя шекспировский Гамлет. Его чувства проявляются в скоплении синонимов: О, если б этот плотный сгусток мяса Растаял, сгинул, изошел росой!.. Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете!

Однако прием этот требует мастерства. Именно богатство синонимов обусловливает особенно внимательное отношение к слову. В неумелых руках нанизывание синонимов может привести к противоположным результатам, свидетельствовать о стилистической беспомощности автора. Если говорящий затрудняется точно выразить мысль, на свет появляются неуместные синонимы. Они как бы заполняют возникающие паузы. Известный русский юрист А.Ф. Кони, описывая речь неумелого оратора, привел такую фразу с нанизыванием синонимов: «Господа присяжные! Положение подсудимого пред совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо, оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере неудобно». Конечно, убедить кого бы то ни было такая речь не может. Она может скорее рассмешить.

Очень яркий прием – противопоставление синонимов. Это неожиданно, необычно и поэтому выразительно: близкие, сходные по значению слова, «близнецы-братья» - и вдруг противопоставляются. В этом и заключается стилистический эффект приема. Противопоставление особенно ярко обнаруживает различные оттенки синонимов, подчеркивает их. Например: Он собственно не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. (А. Куприн).

Р. Казакова пишет: У жены твоей очи, и не губы – уста… Я люблю тебя очень! Но пред нею чиста.

Вопросы для контроля: Что такое стилистические синонимы? Приведите пример стилистических синонимов. Что такое градация? С какой целью можно использовать прием градации? В чем суть противопоставления синонимов?

III. Соревнование

Каждая группа получает задание (на скорость): 1) Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Ответы: а) бор, беда, холод, желать, сумерки, крепость, извещение, редкостный, безучастный;

б) благодетель, блистающий, позволять, отрезать, примета, ворчун, рынок, жара, шум.

2). Каждая группа (по  цепочке) называет синонимы к слову алый. После 3-й ведущий зачитывает статью о синонимах к слову алый.

Совсем в ином; романтическо-лирическом ключе раскрывает А.Грин в феерии «Алые паруса» сущность подлинно алого цвета и тем самым объясняет, почему именно этот цвет нужен был для парусов: «Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинно алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана…Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя… Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».

В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову алый сделана помета «см. красный», а к слову красный даны такие синонимы: багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, пурпуровый, рдяный, огненный, огневой, пламенный, рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый, карминный; кармазинный, червонный (уст.). В словарном отношении этот синонимический ряд представлен достаточно полно и точно. Но вот в художественном, поэтическом тексте возникает задача показать не общность, а различия в оттенках «всех сил и значений» красного цвета, подчеркнуть их «мнимое родство».

 «Словарь синонимов русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой содержит следующие сведения: Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый и рубинный, гранатовый, червонный, шарлаховый.

3 ведущий: Значения всех слов вам понятны?

3) Каждая группа получает кроссворд, который должна отгадать:  Подберите к указанным словам синонимы и заполните клетки кроссворда.  По горизонтали: 1. Кушанья. 3. Сладкоежка. 5. Озорство. 7. Скряга. 9. Балагур. 12. Обаяние, пленительность. 14. Придумывать, сочинять. 17. Равнодушно. 19. Яма. 21. Ротозей. 22. Старье. По вертикали: 2. Мощь. 4. Нерасторопный, неповоротливый. 6. Амулет. 8. Почудиться, показаться. 10. Шифр. 11. Тарабарщина. 13. Шкатулка. 15. Ошибка. 16. Плохой, никчемный. 18. Подсказка (часто ею пользуется ученик). 20. Основа (о знаниях). Ответы: По горизонтали: 1. Яства. 3. Лакомка. 5. Шалость. 7. Жадина. 9. Шутник. 12. Очарование. 14. Фантазировать. 17. Вяло. 19. Колдобина. 21. Зевака. 22. Рухлядь. По вертикали: 2. Сила. 4. Медлительный. 6. Талисман. 8. Померещиться. 10. Код. 11. Абракадабра. 13. Ларец. 15. Заблуждение. 16. Никудышный. 18. Шпаргалка. 20. Азы. (кроссворд, приложение 1)

4). Ведущие загадывают загадки, построенные на синонимии.

1 ведущий: Я синоним осьминога, а без с – в метле нас много. (спрут, прут)

2 ведущий: Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я… (тайфун)

3 ведущий: Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все… (антракт) На время что-то прекратив, Мы объявляем…; (перерыв) В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим…; (передышку) После урока непременно Нужна ребятам… (перемена)

1 ведущий: Я – синоним к слову гостеприимный; само значение моих корней указывает на старинный обычай встречать гостей хлебом и солью. (хлебосольный)

2 ведущий: Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. (месяц)

IV. Подведем итоги

Что вы уже знали о синонимах? Что узнали нового? Какие вопросы появились?

V. Домашнее задание

Рассказать «новое» о синонимах одному взрослому и одному сверстнику. Придумать загадки, построенные на приеме синонимии.

Приложение 2

Литература

1. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку». – М.: Просвещение, 1995.

2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». – М.: Просвещение, 1991.

3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995.

4. Солганик Г.Я. Русский язык. Стилистика. – М.: Дрофа, 1995.