Любимые стихи любимого поэта

Разделы: Начальная школа


1. Вступительное слово о поэте

Самуил  Яковлевич  Маршак родился в Воронеже 3 ноября 1887 года. Раннее детство и первые школьные годы он прожил в маленьком городке Острогожске (Ворнежской губернии).Отец будущего поэта работал техником в мыловаренном заводе.

Надолго запомнились маленькому Маршаку частые переезды из города в город, дооржная сутолока и суета, гудки паровозов и стук колёс.

После долгих скитаний и неудач семья обосновалась в городке Острогожске, где начались гимназические годы. «Сочинять стихи начал с четырёх лет. К 11 годам я  уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация», - писал Маршак в своих воспоминаниях. В острогожской гимназии на Маршака обратил внимание учитель латыни Владимир Иванович Теплин, человек образованный и талантливый. Он учил будущего поэта любить классическую поэзию и поощрил его первые литературные опыты.

В 13 лет в жизни Маршака произошли неожиданные перемены: его стихами заинтересовался знаменитый художественный критик Стасов. При его содействии Маршак переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий, бывает в домах, где собирается цвет тогдашнего искусства, слушает гениального Шаляпина, знакомится с многими знаменитыми художниками, писателями, композиторами, такими, как Репин, Глазунов.

В 1904 году на одном из домашних вечеров - концертов у  Стасова  Маршак познакомился с  Горьким. Алексей Максимович узнав, что у Маршака слабое здоровье, предложил ему переехать к нему в Ялту. У Пешковых Маршак прожил более двух лет.

В 1912 году для завершения своего образования он уехал в Англию. Жизнь в Англии в течение трёх лет, занятия в колледже и Лондонском университете, путешествия по стране, работа в библиотеках помогли поэту ближе познакомиться с английской литературой, народными песнями и стихами. Здесь он впервые стал переводить английских поэтов и особенно полюбившиеся ему народные баллады.

С 1907 года в различных периодических изданиях печатаются стихи С. Я. Маршака. После Великой Октябрьской революции  Маршак  работал по организации детских домов и колоний. вместе с группой энтузиастов – педагогов участвует в создании «Детского городка» а Краснодаре. Это был целый комбинат – и детская библиотека, и детсад, и детский кружок самодеятельности, и даже детский театр. В этом театре и началась работа Маршака  как детского писателя. Он пишет пьесы – сказки по мотивам русской народной поэзии. сборник пьес «Театр для детей», вышедший в Краснодаре в 1922 году – первая детская книга С. Я.  Маршака.

Вскоре он переезжает в Ленинград и здесь сразу на многие годы становится душой молодой советской детской литературы, центром. внутри которого группируются детские писатели.  Маршак был первым редактором и вдохновителем Б. Житкова, М. Ильина, Л. Пантелеева, Е. Шварца, В. Бианки,  Е. Чарушина и многих других широко известных сейчас детских писателей. В то же время Самуил Яковлевич и сам выступает как автор стихотворных книг длч детей. Он создаёт особый вид детской книжки – книжку -картинку со стихотворными надписями и рисунками («Детки в клетке», «Цирк»), переводит с английского детские народные песенки («Дом, который построил Джек»),пишет свои первые оригинальные сказки и рассказы в стихах («Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», «Багаж»). Горячо поддерживал работу С.Я.Маршака А.М.Горький, вернувшийся в 1928 году .

из-за границы.

В 1932-1933 годах С. Я.Маршак участвует в разработке планов первого в мире издательства для детей. С .Я. Маршак умер летом 1964 года. Более 40 лет отдано им советской литературе. 

2. Художественная часть

1. Инсценировки стихотворений: «Кот и лодыри» ( исполняют : Ломкина Катя – автор, Мыцу  Глеб - лодыри, Рыбаков  Владик – серый кот); «Волк и лиса» ( исполняют  Кузнецова  Аделя – лиса,  Галеев Марсель – волк).

2. «Песня о ёлке» (исполняет хор 1 «А» класса).

3. Литературная игра: «Знаете ли вы  стихи С. Я. Маршака ».

1. Кому принадлежат эти вещи?

Диван, чемодан, саквояж, картинка, корзинка,

Картонка и маленькая собачонка? (Даме «Багаж»)

2. Ранец с книжками и коньки на ремне? («Кот и лодыри»)

3. Книжки грязные, лохматые, рваные, горбатые, без конца и без начала? (Гришке Скворцову из стхотворения «Книжки про книжки»).

4. Назовите всех жителей сказки «Терем – теремок». ( Мышка - норушка , лягушка – квакушка,  лисичка – сестричка, волк – зубами щёлк, серый  ёжик – ни головы, ни ножек, петушок – золотой гребешок, медведь -Михаил Иванович).

5. Продолжайте:

«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он.....(ленинградский почтальон «Почта»).

6. О ком говорится в этом стихотворении?

«Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать:
В рукава просунул  руки – оказалось,это брюки»? («Вот какой рассеянный")

7. Кто герой этого стихотворения?

«У меня, как в мастерской,
Всё, что нужно под рукой,
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок». («Мастер – ломастер»)

8. Продолжайте:

«Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти.....»
(Парня какого – то лет двадцати)    («Рассказ о неизвестном герое»)

9. Продолжайте:

В нашей школе есть закон:
Вход неряхам.......(запрещён)
Ты не должен оставлять
Дома книжку и....(тетрадь)
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней .... (лежать)
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни и о..... (чести).

10. Отгадайте, что это?

«Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя,
А построили в два счёта поднебесные ворота». (Радуга)

11. О чём эти слова?

«Речка спятила с ума – по домам пошла сама!» (Водопровод)

12. О каком госте эта загадка?

«Под Новый год пришёл он в дом,
Он был весёлым толстяком.
Но с каждым днём  терял он вес
И наконец совсем исчез».  (Отрывной календарь)

13. В какой сказке девочка идёт зимой в лес за цветами? (12 месяцев)

14. Из какой сказки эта считалка?

«Я зверёк и ты зверёк,
Я мышонок, ты хорёк,
Ты хитёр, а я умён.
Кто умён, тот вышел вон!»  («Сказка об умном мышонке»)

15.«Синий домик у ворот. Угадай, кто в нём живёт?
Дверца узкая под крышей – не для белки, ни для мышки.
Не для вешнего жильца, говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести, полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят, - во все стороны летят».   (Почтовый ящик)

16. Что это?

«Бьют его рукой и палкой никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что надут!»  (Мяч)

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час.
А вы, друзья , не бейте нас!»    (Часы)

«Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.»  (Пила)

«В Полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ними такая гладь -
Ни морщинки не видать!»   (Утюг)

Список литературы

1. С.Я.Маршак, «Сказки,песни,загадки», Москва,Детская литература, 1987 г.

2. П. Светикова, «Книги детям»,Млсква, СамИздат,1996 г.

3. Е.Лапина, «В дружбе с книгой», Минск, Академия,1988 г.