Урок литературы в 6-м классе "Этические нормы взаимоотношений по рассказу М.М. Зощенко "Золотые слова"

Разделы: Литература


Цели:

  • дать представление о личности писателя
  • показать важность этических норм в мире взаимоотношений взрослых и детей
  • пробудить желание учащихся размышлять о культуре поведения человека

Методические приемы:

  • сообщения учащихся
  • работа с текстом
  • аналитическая беседа
  • рассказ учителя
  • инсценировка

Доска

 Этические нормы

1. Не перебивай собеседника

2. Уважай говорящего

3. Учитывай разницу в возрасте

4. Действуй с учетом сложившихся обстоятельств

Этические нормы взаимоотношений по рассказу М. Зощенко

«Золотые слова»

Этика - учение о правилах поведения

Слова принуждены расплачиваться собственным «добрым именем»за чрезвычайно ценностный ореол вокруг культуры мысли и речи…

С.С. Аверинцев.

О новом надо говорить и новыми словами…

В.В. Маяковский.

Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают…

В.О. Ключевский.

1. Слово учителя. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по стране общения между взрослыми и детьми. Итак, тема нашего урока «Этические нормы взаимоотношений по рассказу М. Зощенко «Золотые слова». (Запись в тетрадях)

Вам будут предложены различные формы работы, каждый выберет задание по силам, сможет проявить свои творческие способности, а в конце нашего разговора мы обсудим, что вам больше понравилось. что нового вы для себя открыли.

2. Вступительное слово учителя

Общение! Сегодня это слово как заклинание повторяют философы, психологи, педагоги- все говорят о сложностях общения. А ребенку оно необходимо как свежий воздух, солнечный свет. Но часто контакт и попытка взаимодействия оставляют чувство горечи, разочарования, а то и вовсе выбивают нас из колеи. Почему же так получается ? На этот вопрос призвана ответить этика- культура поведения и всемогущее искусство слова, литература.

Запись в тетрадях:

Этика- культура поведения.

3. Культура человеческих отношений в творчестве М.Зощенко

(Сообщения учеников)

Слово учителя. М. Зощенко в своем творчестве не раз обращался к культуре человеческих отношений. А более всего это касалось детей, которых автор учил познавать непростой мир общения.

- Наши ребята совершили небольшое путешествие по страницам произведений М.Зощенко и готовы поделиться наблюдениями.

1. В рассказе «Елка» мама отдает приготовленные для своих детей игрушки другим малышам в ответ за непростительные шалости в отношении чужих подарков. Взрослый учит быть ответственным за собственные поступки.

2. В рассказе «Калоши и мороженое» тряпичник часто повторяет одну фразу «Мы с тобой расстанемся друзьями». Автор призывает читателя быть доброжелательным в любой случайной беседе.

Учитель. Зощенко как добрый волшебник сопровождает ребят, напутствуя и направляя на пути к истине, добру, справедливости. Таков по тематике и рассказ «Золотые слова».

4. Работа по содержанию рассказа «Золотые слова»

Обратимся к содержанию рассказа.

Беседа по вопросам.

 - Каковы первые впечатления о прочитанном?

- Кто из героев понравился вам больше и почему?

- С какого эпизода начинается рассказ «Золотые слова» ?

- Почему так любили дети застолье в обществе взрослых?

- Как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом?

- Какие неприятные ситуации возникали во время ужина?

- Постарайтесь объяснить позицию взрослых и детей?

- Почему так и не удалось сгладить возникающие конфликты?

- К какому выводу пришли взрослые на последнем вечере?

- Какое «золотое» правило, касающееся всех норм этики вы вынесли из этого повествования? (Зачитать слова).

- Как же правильно вести себя, находясь за одним столом со взрослыми?

Давайте установим эти нормы и запишем выводы в тетрадь.

Запись. Этические нормы.

1. Не перебивай собеседника.

2. Уважай говорящего.

3. Учитывай разницу в возрасте.

4. Действуй с учетом сложившихся обстоятельств.

5. Физминутка

Все здесь правильно, друзья!
Но без отдыха нельзя!
1. Раз, два, становись.
Коль готов ты, поклонись.
Выполняя упражненья,
Подведем итог общенья.
2. Вправо, влево поворот.
Взрослых надо уважать.
А теперь наклон вперед,
Не спеши перебивать.
3. Приседания начнем,
Три, четыре.
Выраженья подбирай в нужном стиле.
4. Исключения из правил
Часто жизнь нам преподносит.
Каждый пусть закон общенья
С обстановкой соотносит.
5. А теперь пора присесть,
Тема для беседы есть.

6. Инсценировка эпизода

Ребята Вам сейчас покажут
Один из эпизодов.
А остальные нам расскажут
О нарушаемых канонах.

Инсценировка эпизода

Вопросы.

1. Какие из перечисленных на доске норм нарушены?

2. Как же поступать правильно?

7. Рассуждения о нарушении этических канонов с опорой на детские рисунки по рассказу М.Зощенко

Ребята, прочитав рассказ, изобразили занимательные сцены. Какие, расскажите нам, возникли здесь проблемы?

(Рисунки детей находятся на стенде).

8. Слово учителя

Сам автор не раз показывал высокую культуру поведения по отношению к окружающим.

Сознавая свое двусмысленное положение в период сталинских репрессий, писатель сам предпочитал не узнавать знакомых и переходил на другую сторону улицы, чтобы не подвергать их опасности.(Сообщение ученика).

8. Размышления о высказываниях великих людей

На доске представлены высказывания, относящиеся к теме нашего урока, выберите одно из высказываний, проанализируйте мысль автора.

Слова принуждены расплачиваться собственным «добрым именем»за чрезвычайно ценностный ореол вокруг культуры мысли и речи…
С.С. Аверинцев.

О новом надо говорить и новыми словами…
В.В. Маяковский.

Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают…
В.О. Ключевский.

9. Подведение итогов урока

Подытожим разговор мы в четверостишиях.

1. Мы со взрослыми всегда
Любим побеседовать.
Не забудьте никогда
Правил, коим следовать.
2. Если что-то не по нраву,
Ты не должен перебить.
Твой черед придет по праву,
3. Уважай, не осуждай
За другое мнение.
Меру в разговоре знай,
Наберись терпения.
4. Твердя формулировки, нельзя
Вперед все знать.
С учетом обстановки
Вам надо поступать.

Слово учителя. Наш разговор подошел к своему логическому завершению.

- Что Вам понравилось на нашем уроке?

- Какие задания было интересно выполнять и почему?

- Какие уроки этики вы возьмете с собой в сложный мир отношений взрослых и детей?

Слова М. Зощенко помогут нам понять сущность человеческого общения:

«Все надо делать с учетом изменившейся обстановки!»

10. Домашнее задание

Дома Вы продолжите начатые поиски. Подумайте, изменится ли восприятие рассказа, если повествование прозвучит от лица взрослого человека. Если изменится, то почему?

11. Завершим наше путешествие словами Е.Винокурова:

Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка. Окончание. Основа…