Программа элективного курса по английскому языку "Бизнес английский". 9-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9


Пояснительная записка

В начале третьего тысячелетия отечественными специалистами в области теории и практики преподавания иностранных языков удалось преодолеть упрощенную интерпретацию английского языка (АЯ) делового общения, неизбежно ограничивавшую этот предмет рамками специализированной терминологии и коммерческой корреспонденции. Для современного состояния лингвистической дидактики характерно планомерное выявление всего многообразия свойств и составляющих динамичного явления, называемого деловой английский.

Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривающей создание “Системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах образовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся…”

Курс “Бизнес английский” предназначен в качестве элективного курса для 9-х классов любой школы. Он опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения базового курса АЯ. Этот курс выполняет функцию дополнения и углубления базового предметного образования, способствует формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков, ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности учащихся.

В отличие от базового, предлагаемый элективный курс последовательно реализует следующие цели:

  • изучение особенностей делового общения;
  • развитие навыков устной и письменной официальной речи;
  • расширение возможностей социализации учащихся.

Тематика и содержание данного элективного курса имеет социальную и личностную значимость как с точки зрения индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяет возможности социализации и адаптации учащихся.

Основным принципом является разъяснение основных составляющих АЯ делового общения и сопровождается последовательным анализом и описанием наиболее существенных функционально обусловленных способов выражения мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые обобщения и рекомендации закрепляются в практической части. Материал организован таким образом, чтобы учащиеся уяснили специфику и характерные особенности того или иного явления, а также овладели наиболее существенными навыками устного и письменного общения в деловых целях.

Центральным звеном в преподавании АЯ делового общения является словарный запас. Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения: объясняется значение терминов в сжатой форме, обращается внимание на необходимость усвоения русскоязычных соответствий, подчеркивается принципиальная роль сочетаемости, выявляется и разъясняется связь ключевой терминологии делового общения с общим языком. Выполнение упражнений, предлагаемых в каждой практической части, способствует преодолению основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся: понимание делового мира и овладение нормативным речеупотреблением, принятым в деловой среде.

В качестве конечного результата в достижении цели курс предусматривает готовность учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в деловой устной и письменной речи при устройстве на работу, при прохождении собеседования, при общении с иностранными деловыми партнерами, заполнении различных бланков /анкет/ документов, написании различного рода деловых писем и ведении телефонных разговоров.

По окончании курса учащиеся должны:

  • грамотно вести формальный диалог с использованием необходимых фразовых клише;
  • заполнять анкету-заявление о приеме на работу;
  • представить себя, своих коллег;
  • грамотно вести разговор по телефону, записать и передать информацию;
  • правильно оформить и написать деловое письмо;
  • владеть базовыми понятиями: application form; business letter , advertising, the EAN code и т.д.

Учебный план курса рассчитан на 17 часов и состоит из 4 модулей, последовательность которых может варьироваться. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи может быть использовано сразу несколько модулей.

В качестве промежуточного контроля уровня достижений учащихся используется анализ письменных и устных творческих работ, как инструмент коррекции деятельности учащихся.Задания по теме данного модуля оцениваются по 5-ти бальной системе,.

Итоговый контроль проводится по окончанию изучения всего курса в форме зачета, состоящего из двух заданий:

  • 1 - беседа по ситуации;
  • 2 - письменное задание.

Учебно-тематическое планирование:

Модуль I  
  • “Деловой этикет”.
  • 2 ч.
2 ч.
Модуль II  
  • “Устройство на работу”.
  4 ч.
 
  • 1
  • Объявление о вакансии. Анкета-заявление.
  • 2 ч.
 
 
  • 2
  • 3
  • Собеседование. Представление себя.
  • Знакомство с коллективом, со своими обязанностями.
  • 1 ч.
  • 1 ч.
 
Модуль III  
  • “Телефонные разговоры”.
  4 ч.
 
  • 1
  • Языковая специфика. Этикет.
  • 2 ч.
 
 
  • 2
  • Запись и передача сообщений.
  • 2 ч.
 
Модуль IV  
  • “Деловые письма”.
  5 ч.
 
  • 1
  • Этикет делового письма.
  • 2 ч.
 
 
  • 2
  • Виды деловых писем.
  • 2 ч.
 
 
  • 3
  • Формы отправления.
  • 1 ч.
 
Итоговое занятие  
  • Зачет
  • 2 ч.
2 ч.

Содержание курса:

Модуль I. “Деловой этикет”

  • овладение особенностями устного делового общения;
  • овладение речевыми клише для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, предложения, извинения; выражения своего мнения (согласие, несогласие, удивление, восторг, определенность, сомнение, сожаление, надежда, волнение…), вопроса.

Модуль II. “Устройство на работу”.

  • овладение особенностями письменной деловой речи при подаче объявления о вакансии, при заполнении анкеты-заявления, резюме;
  • овладение особенностями устной деловой речи при собеседовании, знакомстве с коллективом, знакомстве со своими обязанностями;
  • овладение лексикой, необходимой для характеристики имиджа делового человека, необходимых умений и навыков, деловых качеств.

Модуль III. “Телефонные разговоры”.

  • овладение языковой спецификой и особенностями этикета деловых разговоров по телефону;
  • овладение необходимыми речевыми оборотами, клише;
  • овладение навыками письменной речи для записи и передачи сообщений.

Модуль IV. “Деловые письма”.

  • овладение языковой спецификой и особенностями этикета при написании деловых писем;
  • овладение стандартными выражениями, формулами вежливости, особенностями письменной речи при написании деловых писем;
  • знакомство с различными видами деловых писем (письмо-просьба; письмо-приглашение, письмо- подтверждение, письмо-заявление, письмо-отказ) и особенностями их написания;
  • знакомство с различными формами отправления писем (почта, электронная почта, факс).

Вопросы к зачету:

Card 1.

  1. Which of the jobs would you most like to have? Which of the jobs would you least like to have? Explain your choice.
  2. You are interested in taking part in a work experience programme for business students. Write an e-mail to a company that offers such programme.

Card 2.

  1. Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
  2. Write some instructions for a phone call. Write down a message.

Card 3.

  1. Speak about the profession of an entrepreneur. Would you like to do it? Explain why.
  2. Write your CV for a job of your choice.

Card 4.

  1. What qualifications and experience do you need for the job of a marketing manager? Do you think you could be successful in it? Explain why.
  2. Write an application letter for the job in the advert.

Card 5.

  1. Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
  2. Write an application letter for the job in the advert.

Card 6.

  1. Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
  2. You have decided to start your small business to earn extra money. Write a letter to your headmaster to discuss it.

Card 7.

  1. Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
  2. Write an advert for a vacant position for your company.

Используемая литература:

  1. Трофимова О.В. Английский язык как средство делового общения. Находка, 1997.
  2. Щелкова Т.Г., Мелех И.Я. Can you speak over the Telephone. М., 1989.
  3. Резинкина Н.М. Международные контакты. М., 1992.
  4. Альбов А.С. Письмо зарубежному партнеру. 2 части. Л., 1991.
  5. Начарова Т.Б. Английский язык делового общения. Курс лекций и практикум. М., 2004.
  6. Longman. Essential activator, 2000.
  7. Neil Wood, Business and Commerce. Oxford University Press, 2003.