Целостность подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


С детьми нашего МДОУ мы используем различные формы организации оздоровительной работы: физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, релаксация, физминутки, физические упражнения после дневного сна, упражнения для профилактики плоскостопия, коррекции осанки в сочетании с закаливающими процедурами, пальчиковая гимнастика, дни здоровья на прогулке, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в бассейне, массаж.

Родители помогают изготавливать и дополнять физкультурные уголки новыми пособиями. В нашем ДОУ созданы условия для физического комфорта детей, соблюдается рациональный режим сна, питания, выработаны ритуалы проведения режимных моментов. В утренние часы, до и после занятия, во время занятия проводятся различные физминутки и пальчиковая гимнастика, которая не только развивает мелкие мышцы рук, но и благотворно воздействует на кору головного мозга, способствует развитию речи. Также для снятия умственного напряжения, переутомления дети выполняют гимнастику для мозга, изображая в воздухе восьмерки поочередно левой и правой рукой, затем одновременно двумя руками в одну и в другую сторону.

С родителями воспитанников периодически проводятся консультации о необходимости соблюдения дома режима сна, питания, формирования культурно-гигиенических навыков, создании условий для двигательной активности, приобщению ребенка к ходьбе на лыжах, коньках, спортивным играм, плаванию.

Сейчас очень много детей с плохим зрением. В связи с этим после сна или пред сном педагоги с детьми проводят гимнастику для глаз, которая помогает расслаблению мышц глаз. Мы контролируем освещенность в группе. Занятия, дающие интенсивную нагрузку на зрение чередуются с двигательной деятельностью.

Двигательная активность не только развивает детей физически (сила, выносливость, скорость, ловкость), укрепляет здоровье, но и возбуждает познавательные процессы, подготавливает к учебным нагрузкам.

Ребенку предстоит слушать, понимать, уважать и любить свое тело. Поэтому в доступной форме педагоги знакомят детей с функциями и деятельностью человеческого организма, его органов. Во время беседы с обязательным рассматриваем иллюстраций с целью осознанного в будущем отношения к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, объясняют правила поведения при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым. Также объясняют детям что нужно беречь свое сердце, заботиться о нем, рассказывают, что физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног, делают их сильнее, а ведь сердце – это тоже мышца. Значит занятия физкультурой, подвижными играми укрепляют его. А если сидеть целыми днями без движения, то когда-нибудь сердце перестанет хорошо работать.

В сильные морозы, когда дети не могут гулять, им предоставляется физкультурный зал, где можно провести с детьми различные игры, игры – эстафеты, индивидуальную работу, занятия сюжетно-игрового характера. У каждой группы есть свое время для посещения зала в холодный период.

По моим наблюдениям дети охотнее двигаются, если движение сопровождается стихами. Дети входят в образ и более качественно выполняют упражнения, так как художественное слово всегда вызывает интерес к занятию у детей.

Обучая детей умению управлять своим дыханием, мы включаем в занятия словесные блоки, фольклор, что сразу позволяет организовать дыхание естественным образом, а движение помогает запомнить текст, открывает в нем новые смысловые оттенки. Также на физкультурных занятиях отрабатываются танцевальные движения.

Широко используются на занятиях и элементы психогимнастики, выражающие эмоции и расслабляющие после серьезной физической нагрузки. Дети изображают, например, спящих котят, свернувшихся клубочком или превращаются в Шалтай-болтая, у которого руки свободно следуют за движением тела, поднимают «большой камень», бросают его, расслабляя потом руки.

В процессе игровой психогимнастики дети вызывают у себя ощущение, например, холод-тепло, овладевают навыками произвольной терморегуляции организма или входят в образ какого-либо животного, передавая его эмоциональное состояние, настроение.

В завершение зарядки и физкультурного занятия дети выполняют упражнения на восстановление дыхания. Обучая детей дыхательным упражнениям, педагоги объясняют им, что дышать нужно только через нос. Выдох должен быть длиннее чем вдох и по возможности полным.

Дыхательные упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении и начинаются с энергичного выдоха. Дети выполняют такие дыхательные упражнения, как «Сильный, слабый ветер», «Насос», «Надуем шар», «Рубим дрова», «Лес шумит» и т.д.

Дети также овладевают брюшным дыханием (надуть живот, как мячик) и грудным дыханием (воздух набираю – шарик надуваю, воздух выдуваю – ямку получаю). Обучаются дети и очистительному дыханию: вдох носом – выдох прерывистый, как по ступенькам, вдох через левую ноздрю – выдох через правую и наоборот в быстром и медленном темпе. Особенно детям нравится сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики: «Гудок парохода», «Пчелка», «Часы», «Паровоз», «Плакса», «Трактор» и т.д.

В целях профилактики плоскостопия дети ходят по ребристой доске, толстому шнуру, палке (боком, приставным шагом), катают ногой маленький мяч, пользуются массажером для стопы ног. Проводятся с детьми и комплексы игровых упражнений для коррекции плоскостопия, в которые входят ходьба на носках, ходьба на наружном своде стопы, ходьба с перекатом с пятки на носок, ходьба по гимнастической палке прямо и боком, круговые движения стопы влево - вправо и т.д.

Полезной для детей является и гимнастика для пальцев ног, во время которой дети шевелят всеми пальцами ног, разводят пальцы ног в стороны, а потом с силой поджимают их, разворачивают ступни ног друг к другу, соединяют их и делают волну. Очень интересно проходит игра «Если бы ноги были руками», во время которой дети пальцами ног захватывают шишки, палочки, камешки, собирают салфетку в складки или переносят ее с одного места на другое.

Детям обязательно необходимы положительные эмоции для укрепления психического здоровья. Поэтому в нашем ДОУ мы поддерживаем атмосферу добра, любви и жизнерадостности. Педагоги объясняют детям, что день нужно встречать с улыбкой и хорошими мыслями, так как утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день. Просят детей улыбнуться друг другу, сказать «Я люблю себя, люблю друзей, люблю всех, люблю весь мир!». Такие слова особенно полезны когда в группе произошел или назревает конфликт. Вместе с детьми мы обсуждаем плохие и хорошие поступки, помогаем осмыслить их, сделать выводы. Традиция «Утро радостных встреч», существующая в нашем ДОУ, способствует созданию в группе благоприятной атмосферы доброжелательности и любви. Каждое утро, в понедельник, дети приходят в группу, здороваются, помещают свою фотографию на панно «Моя группа». Это хороший психологический момент, когда дети могут видеть фотографии детей всей группы, как одной большой семьи, и если кого-то нет, посочувствовать, так как он болеет, выразить сожаление из-за того, что кто-то просто не пришел.

Ребенок никогда не остается, безразличен к вниманию со стороны окружающих. И если у кого-то из детей плохое настроение, то воспитатели иногда предлагают детям «полечить» его. С этой целью проводится игра «Живые горчичники», в которой участвуют все дети и как бы «лечат» этого ребенка, прикладывая свои ладошки к его спине. Это игровое взаимодействие вызывает положительные эмоции детей, способность к содействию и сопереживанию. Такие игры как «Массажист», «Назови меня ласково», также способствуют созданию благоприятного климата для детей, помогают сохранению дружеских взаимоотношений.

Существует в ДОУ и такая традиция, как «Сладкий час», когда организуется чаепитие совместно с родителями. Эта традиция учит детей общению с окружающими, этикету, культурно-гигиеническим навыкам. Взрослые демонстрируют детям правила этикета, культуры поведения за столом, правильной сервировки стола.

Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детском дошкольном учреждении. Для проведения утренней гимнастики (в группах раннего возраста), гимнастики после сна создано достаточно условий для свободной двигательной деятельности детей.

В детском учреждении созданы следующие условия:

  1. Имеется зал для музыкальных и физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарем (гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастическая стенка, наклонные доски, ребристые дорожки, комплексы для волейбола и баскетбола, дуги для подлезания, массажные коврики для профилактики плоскостопия, имеются в наличии мячи обручи, мешочки с песком, канаты, гимнастические палки и другое необходимое оборудование). Все это позволяет обеспечивать высокую моторную плотность занятий.
  2. Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «яма» для прыжков в длину, «полоса препятствий» для развития выносливости, имеется гимнастические лесенки, пенечки разной высоты, дорожка для бега, бревно для равновесия.
  3. В зимнее время делаются дорожки для скольжения, ледяные горки, бумы для перешагивания, круги для перепрыгивания и т.д.
  4. В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки с достаточным количеством инвентаря для игр, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной активности детей.
  5. Для профилактики плоскостопия и коррекционной работы в спортивных уголках имеются массажные дорожки, коврики, различные мелкие материалы (камешки, пуговицы, колпачки от фломастеров, платочки и т.д.).
  6. В каждой группе и у специалистов имеется папка с подбором оздоровительных гимнастик для дошкольников (дыхательные гимнастики, гимнастики-побудки, психогимнастики и др.) с оригинальными названиями: «Советы доктора Пилюлькина», «В здоровом теле, здоровый дух», «Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно» и др.
  7. Оборудована изостудия, где проводятся занятия педагогом по изодеятельности.
  8. В каждой возрастной группе имеются зоны, коврики уединения для снятия эмоционального напряжения.
  9. Оформлен кабинет психолога, где проводятся консультации для родителей, а также индивидуальная работа с детьми.
  10. В холле имеется экологическая зона, где дети могут снять эмоциональное напряжение, наблюдая за черепашками в аквариуме и слушая шум воды фонтана.
  11. Для проведения лечебно-профилактической работы имеются: медицинский кабинет, физиокабинеты с необходимым оборудованием, ингаляторий.

Мебель в групповых комнатах расположена рационально с учетом требований СанПиНа, предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей.

Через игровые ситуации мы знакомим детей с понятиями «добро и зло». Например, предлагаем представить, что злость, обида, зависть – это «драконы», которые вселяются в нас и человек становится злым, сердитым и недовольным. Добрый волшебник проводит с детьми беседу о добрых и злых людях, предлагает сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции. Дети слушают веселую музыку, которая помогает расслабиться и улыбнуться. Дети рисуют все самое плохое, самое страшное, закрашивают это, как бы «смывая» свои отрицательные эмоции.

Знакомство детей с эталонами представления о добре и зле происходят и через художественную литературу. Педагоги читают сказки, рассказы с таким содержанием, где бы ребенку захотелось помочь героям, посочувствовать им. В игровых проблемных ситуациях дети учатся помогать друг другу. Вместе с детьми мы обсуждаем критические ситуации, созданные в художественных произведениях – сказках, рассказах, стихах.

С детьми нашей группы я постоянно провожу наблюдения в уголке природы, мы вместе ухаживаем за растениями, что способствует воспитанию бережного отношения к растениям. Кроме наблюдений в уголке природы, проводятся наблюдения на прогулке в разное время года. Я обращаю внимание детей на деревья в инее, снежный покров зимой и на разнообразие и яркость красот осенью, на то, как зарождается новая жизнь растений весной. Все эти наблюдения необходимы детям, так как вместе с чувством красоты природы воспитывается чувство любви к родным местам, дети обогащаются эмоционально и духовно.

Слушание музыки, особенно классической, также способствует обогащению духовного мира детей. Наиболее доступными пониманию детей являются, например, «Времена года» П.И. Чайковского, так как в этом произведении дети слышат звуки природы, представляют себе звон колокольчика, когда по снежному лесу бежит тройка лошадей или рисуют в своем воображении полет мотылька, летающего над летним лугом.

Таким образом, я вас познакомила с тем, как у нас в ДОУ осуществляется целостность подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного развития детей.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель: Научить детей дышать через нос.

  1. Погладить нос от кончика к переносице. На выдохе постучать указательным пальцем по крыльям носа (5-6 раз)
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая другую пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При выдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-ба-бу» и «г-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос.
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и насколько возможно, высунуть язык, стараясь достать до подбородка, беззвучно произнести «а-а-а» 5-6 раз.

Дыхательные и звуковые упражнения

  1. «Трактор» – воспроизведение звука мотора трактора: д-т, д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепление мышц языка).
  2. «Стрельба» - высунув язык произнести «к-г, к-г, к-г» (укрепление мышц полости глотки)
  3. «Фейверк» – «п-б, п-б, п-б» (укрепление мышц губ).
  4. Несколько раз зевнуть и потянуться стимуляция гортанно-глоточного аппарата, деятельности головного мозга, снимает стрессовые состояния.
  5. «Гудок парохода» – 1-2 секунды.
  6. «Упрямый ослик» – й-а, й-а.
  7. «Плакса» – «ы-ы-ы» (снимает усталость головного мозга).

Дыхательная гимнастика

  1. «Большой и маленький – подняться на носки, руки вверх (какой я большой), присесть, обхватив колени (какой я маленький)
  2. «Паровоз» – чух-чух-чух – с разной громкостью.
  3. «Гуси летят» – полет гусей, руки в стороны – гу-гу-гу-у 8-10 раз
  4. «Аист» – стоя на одной ноге – ш-ш-ш – 6-7 раз
  5. «Дровосек» – бах-бах – 5-8 раз
  6. «Гуси» – ноги врозь, стопы параллельно, руки отведены назад, наклон вперед – ш-ш-ш.
  7. «Часы» – «тик-так» – наклоны.

Игры способствующие формированию психического развития детей.

Доктор Айболит

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

Бабочки и слоны

Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом. Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

Колобок

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Описание игры: Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос.

Например: «Как тебя зовут?; Колобок, я знаю из какой ты сказки; Колобок, давай с тобой дружить; Приходи ко мне в гости, Колобок».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли.

Фантазии

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Описание игры: Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста».

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, - роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

Мыльные пузыри

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули» дети ложатся на пол.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки» (в форме тематического спектакля)

I. Ребята, вы знаете, что после вашего ухода домой все игрушки оживают. Давайте с вами поиграем в ожившие игрушки. Только сначала, нужно сказать волшебные слова. Дети говорят: «Влево – вправо покрутились и в игрушки превратились».

1. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах, но когда в саду стало тихо, игрушки зашевелились и стали крутить головами (мышцы шеи) 5 – 7 раз.

2. Затем, игрушки стали потягиваться и разминаться. Дети сгибают ноги, руки вытягивают перед собой (мышцы плечевого, поясничного пояса) 5 – 7 раз.

3. Вот из-за угла выкатились надувные бревнышки и стали кататься по группе - перекаты со спины на живот и назад (мышцы спины и живота) 5 – 7 раз.

4. А вот и Ванька-встанька (неваляшка) весело раскачивается вперед-назад, в разные стороны. Лежа на спине, обхватив колени, дети качаются (качалочка) – мышцы позвоночника 5 раз.

5. Резиновые крокодильчики спустились с полки и ползут по группе – ползание по пластунски без помощи ног – (плечевой пояс, боковые мышцы спины) 5 – 7 раз.

6. Кукольная мебель тоже ожила и решила порезвиться. Маленькие стульчики приглашают желающих посидеть на них. Дети встают на четвереньки, прогибают и выгибают спину, словно приглашая сесть (мышцы спины и живота) 7 раз.

7. А игрушечные лошадки уже выстроились на парад и красиво вышагивают по арене. Держа воображаемые вожжи, дети, гордо ходят, а затем бегут по залу, высоко поднимая колени и оттягивая носочки (мышцы тазобедренного пояса, ориентировка в пространстве) 8 раз.

8. А вот и заводные лягушки заводят себя ключиком в боку и прыгают (упражнения для мышц ног и ориентировка в пространстве) 8 - 10 раз.

9. Разыгрались игрушки и не заметили, как наступило утро, сейчас дети придут в детский сад. Скорее все по местам. Дети садятся на пол, поднимают руки вверх, восстанавливают дыхание, говорят слова: «Влево - вправо покрутились и в детей все превратились.

Двигательные паузы на занятиях. (Психофизическая релаксация).

Потягушечки:

На носочки встанем, потолок достанем

Медвежата:

Медвежата в чаще жили,
Нежно радостно дружили
Вот так, вот так
Медвежата не дружили (обнимаются, улыбаются)
Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоню качали.
Вот так, вот так
Дружно яблоню качали (наклоны влево, вправо)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили (наклоны вперед)
А потом они плясали
К солнцу лапы поднимали
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали (делают пружинку, руки вверх)

Подсолнухи на огороде:

Посадили семечко в землю (присели). Было семечко,
У него появился хвостик – росточек (поднимают руки вверх).
Начал росточек расти,
И вырос подсолнух (встают, поднимают руки вверх).
Радуется подсолнух солнцу,
Раскачивается из стороны в сторону (покачивание)
Вдруг подул сильный ветер,
Подсолнух начал гнуться (наклоны)
Стих ветер, подсолнух облегченно вздохнул, успокоился.

Кошкины повадки:

Полюбуемся немножко,
как ступает мягко кошка
Еле слышно: топ-топ-топ
Хвостик книзу: оп-оп-оп (ходьба на носочках)
Но подняв свой хвост пушистый,
кошка может быть и быстрой
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно (легкие и быстрые прыжки на месте сменяются ходьбой)

Приложение. Фотографии