Урок литературы в 6-м классе "Слово–праздник"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с народными обрядовыми праздниками.
  2. Способствовать развитию познавательных способностей ребят, научно-исследовательского подхода к работе.
  3. Воспитывать интерес к истории прошлого, народным традициям и обычаям.

Оформление:

  1. Иллюстрация с изображением русского поселения.
  2. Иллюстрации зимних и весенних пейзажей русских художников.
  3. Русское зодчество. Церкви и храмы(фотографии).
  4. Расписная скатерть на столе, деревянная посуда, самовар, рушники, ученические поделки из дерева, вышивка, макраме.
  5. Костюм березки, венки из цветов.
  6. Веточки вербы, настоящие блины.

Ход урока

Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? Наверное, уже ездили куда-нибудь с родителями?.. А хотели ли вы отправиться в путешествие прямо сейчас? Мне кажется, что многим из вас очень хочется побывать в будущем, узнать, что будет завтра, через 5 или 10 лет. А может быть, не стоит этого делать? Ведь в этом случае жизнь покажется не так интересна и увлекательна. Давайте радоваться жизни, каждому дню, каждому новому лучику солнца, каждой новой встрече!

Сегодня же предлагаю отправиться в далекое-далекое прошлое, о котором мы знаем не так уж и много. И хотя у нас нет с вами ни чудодейственной техники, ни машины времени, тем ни менее у меня есть очень хороший способ перенести вас во времени и пространстве на много-много лет назад.

/Игровой момент «Закройте-откройте глаза»/

Перед учащимися предстаёт учитель в костюме русской женщины, а взору открывается старинная изба, в горнице стол, накрытый расписной скатертью, на столе самовар, деревянная посуда и т.д.

Учитель.

Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, красны девицы!
Будьте здравы, добры молодцы!
Милости просим! К столу да за угощенье!

- Ребята! Как вы думаете, куда это мы с вами попали? (Ответы учащихся).

- Мы в гостях у наших далёких предков. А какие они были? То, что они радушны и гостеприимны, мы с вами увидели. И всё же, как они жили, что любили и чего опасались, чем была наполнена их жизнь? На эти вопросы мы попробуем ответить за время нашего пребывания в далёком прошлом. И как в любом путешествии, нас ждут невероятные приключения, чудеса, загадки и тайны. Будьте внимательны, прислушивайтесь к тому, как говорят люди рядом с вами, обращайте внимание на то, как они ведут себя, как одеваются, делайте в своих тетрадях пометки и записи, чтобы вернуться в настоящее с интересным багажом находок. Что ж, начнём!

- Где ещё так раскрывается человек, как не на празднике. Вот и мы с вами, ребята, побываем на русских праздниках. Вот послушайте!

/Звучит музыка. Плясовые наигрыши/.

- Что это звенит, шумит да перекатывается! Это спешит по улицам в повозке, запряжённой добрыми конями, весёлая Масленица! Масленица! Масленица идёт! Бурлит народ, встречает Масленицу. Устали люди от долгой зимы, холодного ветра, завывания вьюги за окном. Вот и затеяли игрища, проводы да пляски. Весны хотят, весну зовут! Целую неделю будут веселиться, пока не почувствует зима силу людскую, Весны силу. Ну, раз уж и мы с вами оказались здесь, на празднике, то давайте как следует встретим Масленицу.

Учитель.

Дорогая наша гостья Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, подведённые,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набелённые!

1 ученик.

Масленица-кривошейка!
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами, с каравайцами,
С вареничками!

2 ученик.

Наша Масленица годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает!

3 ученик.

Она пешею к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!

Учитель. А вы, путешественники, куда сейчас отправитесь? С горки кататься, на карусели в небо взлетать, а может, пряников попробуете медовых иль петушков сахарных. Сколько забав на масленичном гулянье! Впервые Масленицу праздновали в 1472 году ещё при царе Иване Грозном, и с тех пор кто только не придумывал развлечения да забавы. Царь Пётр 1 сам лично принимал участие в масленичных играх, а при Екатерине II «… в ряду разных увеселений старого времени первое место занимали также катальные горы, карусели, качели и т.п.» (так писал известный историк М.И.Пыляев).

- Ребята, я обещала вам чудеса во время нашего путешествия? Настало время первого чуда.

/Учитель держит на ладони что-то, закрытое салфеткой. Ученик снимает салфетку по просьбе учителя, и все видят, что на тарелке настоящие блины/.

Учитель. На Масленицу люди не только веселились, но ещё и угощали гостей, сами ходили в гости. А самым любимым угощеньем были, конечно, блины. С чем только их не ели: с маслом, мёдом, патокой, икрой. В Библии упоминаются «млины». Авторитетный знаток русского народного быта, профессор Московского университета, один из педагогов М.Ю.Лермонтова, И.М.Снегирёв утверждал, что « у русских слово «млин» - лепёшка из греческой молотой муки, пекущаяся на сковородке, помазанной маслом, переменилось в «блин».

- Ребята, вспомните славянские мифы и постарайтесь ответить на вопрос: а почему символом Масленицы стали именно блины?

/Ответы учеников. Круглый, дышащий жаром блин, – символ солнца. А бог весеннего солнца – Ярило – самый любимый бог славян/.

Учитель. А теперь поиграем.

Хочешь блинок?
Открывай роток!
Шире открывай!
Смотри, не зевай!

- А достанутся сегодня блины всем, кто ярко и активно проявит себя за время нашего необычного путешествия и кто сейчас отгадает масленичные загадки:

    1. Красна девица по небу ходит. (Луна).
    2. Золот хозяин на поле,
      Серебрян пастух – с поля (Солнце и Луна).
    3. Солнце – князь, луна - … (Княгиня).

- Затихает Масленица, сожгли люди чучело соломенное, развеялся пепел по ветру, и нам с вами пора собираться в дорогу. Ой, как холодно, слабы ещё лучи Ярилы, и весны не видно. А давайте сами позовём Весну.

/Игра «Жаворонки». Несколько учеников выстраиваются в ряд перед классом. Поднимают руки вверх, изображая пальцами летящих птиц. Другие дети, сидя за партами, повторяют их движения./

  1. Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам!
  2. Принесите нам
    Лето тёплое!
  3. Унесите от нас
    Зиму холодную!
  4. Нам холодная зима
    Надоскучила,

Все: Руки, ноженьки отморозила!

  1. Ой вы, жаворонки! Жавороночки!
  2. Летите в поле, несите здоровье:
  3. Первое – коровье, второе – овечье,
    Все: Третье – человечье!

Учитель. Попробуйте объяснить, почему дети в своих песнях просили здоровья и для коровок, и для овечек? /Ответы учеников./

- Чувствуете, ребята, как потеплело? Весна идёт…

Весна красная, долгожданная!
С зимой лютою повстречалася,
Растопила её сердце хладное,
Напоила землю-матушку!

- Это, ребята, строки из старинной русской песни. И мы с вами окунёмся в весну, а вместе с ней и в один из самых светлых весенних праздников.

/Звучит колокольный звон/.

- Далеко слышится звучный голос церковного колокола: «Собирайся, народ! Наряжайся, народ!». И люди спешат к заутрене, потому что сегодня Вербное воскресенье!

- Настала очередь второго чуда!. Что это у меня в руке, ребята? Правильно, веточка вербы. У Вербного воскресенья есть и другое название – «Вход Господень в Иерусалим». Связано это с очень значительным событием христианского мира – появлением Иисуса Христа в Иерусалиме, главном городе Иудеи. Народ радостно приветствовал его пальмовыми ветвями, как принято было встречать царей и великих полководцев. Но на Руси пальмы не растут, а с давних пор появился обычай отмечать этот день ветками вербы, которая первая пробуждается от зимнего оцепенения и распускает почки. С вербой в народе связано очень много поверий: и от пожара охраняет, и скот – от хвори, от градобития и всяческих напастей, и вода, в которой стоят ветки вербы, долго остаётся свежей.

- Вот возвращается бабушка из церкви, тихонько входит в комнату своих внучат, проспавших утреннюю молитву, и начинает их тихонько хлестать веточками вербы, приговаривая при этом: «Верба – хлёст, бей до слёз! Вставайте, сони! Не я бью, верба бьёт! Верба бела – бьёт за дело!» Люди верили, что тихонько бить вербой – хворь изгонять.

Вербное воскресенье – тихий, трезвый праздник. Впереди – Страстная Неделя, последняя перед Великой Пасхой. Неделя благочестия, кротости, смирения.

Учитель. Ох, как быстро летит время нашего путешествия! А вокруг нас зелёное лето. Помогли наши жаворонки. Но что это? На улицах только девушки и женщины. Куда подевались мужчины? И почему все кричат: «Семик! Семик!?» Знаете, путешественники, куда мы попали? На девичий праздник Семик, который празднуют до самого любимого на Руси праздника Троицы. Слышите?

Голоса в классе. Пойдём, девочки, завивать веночки! Завьём веночки! Завьём зелёные!

Учитель. В этот день в празднестве принимаю участие только девушки и женщины, а мужчины работают в поле, на кузнице, отправляются на рынок. Собираются девушки группами и идут в лес. Находят самую молодую красивую берёзку, заплетут её ветви в косы и заводят вокруг хоровод. Отправимся вслед за ними и послушаем, о чем же они поют.

/Звучит музыка. Фортепианный фрагмент. «Во поле берёзка стояла»/

Из класса выбирают девочку на роль берёзки. С ней подружки и будут участвовать в хороводе./

Учитель. Напоются девушки, напляшутся, а затем устраивают игры. Настала очередь третьего чуда. Дело в том, что именно на Семик девушки могли покумиться. Кума – не просто подруга, она подруга навек, самая верная и преданная. Поссориться с ней – великий грех. Вот посмотрите тихонько, как «кумятся» девушки.

/Ученицы показывают обряд кумовства. Взявшись за руки, выполняют танцевальные движения, троекратно целуются, обмениваются нательными крестами, поют./

Ученицы.

Ну-ка, кумушка, мы покумимся!
Ай-люли, ай-люли, мы покумимся!
Мы покумимся, поцелуемся,
Ай-люли, ай-люли, поцелуемся.
Приходи, кума, кисели хлебать,
Ай-люли, ай-люли, кисели хлебать.
Ну-ка, кумушка, мы покумимся!
Ай-люли, ай-люли, мы покумимся!

Учитель. Обмен крестиками – очень важный момент. Теперь наши подруги никогда не должны ссориться. Это тяжкий грех.

- Ох, хорошо здесь, но настала пора возвращаться домой. Наше путешествие подошло к концу.

/Игровой момент «Закройте-откройте глаза»./

- С возвращением вас, ребята. Устали? Как путешествие? Что узнали нового? Что интересного могут рассказать нам собиратели слов.

/Ученики называют слова «покумимся», «гостика», «на комонях», «ластки», «млин» и т.д.; Масленица, Вербная, Троица; «учёные» говорят о чудодейственной силе вербы, о «берёзе-защитнице»./

Учитель. Масленица, Вербная, Троица. Какой смысл несёт в себе каждое слово? Масленица – радушие, гостеприимство, благополучия, душевной теплоты. Вербная – целебная и защищающая, символ чистоты и скромности. Семик на Троицу – кумовство, ценность истинной дружбы.

- Замечательно, что все эти праздники постепенно возвращаются в нашу жизнь и занимают в ней полноправное место, наряду с такими, как Новый год, 8 Марта и любимый день рождения. Пусть они всегда будут и в вашей жизни, наполняя её особым содержанием, духовной теплотой и щедростью.

Вдумайся. Вникни. Не позабудь.
У праздника свой норов, свое нутро,
Но если ты в эту проникнешь суть, -
Слово тебе подарит Добро.
С.Островой.