Неделя психологии как одна из форм психологического просвещения в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Когда педагог – психолог начинает работать в школе, на него обрушивается шквал проблем, которые надо решить, поступает запрос от педагогов и детей. Хочется помочь всем и сразу. Но «скорая помощь» не всегда приносит желаемый результат.
Мне давно хотелось провести Неделю психологии в школе. Но как? Как организовать, а самое главное – подготовить проведение. Ведь нужно многое изготовить, смастерить, воплотить… А в школе ты один педагог – психолог.
Я вспомнила, что когда-то читала о неделе психологии в «Школьном психологе», пересмотрела всю подшивку газеты с 1999 года и нашла! Опыт коллег из Москвы и Сыктывкара очень помог мне, многие идеи я у них позаимствовала и очень им благодарна!
Мы ставили следующие цели:

  • повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
  • формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
  • содействие развитию личности учащихся;
  • повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.

 Наша неделя была тематической, и основная тема недели – дорога, путь, выбор правильной дороги, жизненного пути. Неделя удалась, все задуманное выполнено.

Необычное в обычном
Когда в школе было объявлено, что в апреле пройдет неделя психологии, никто особо и не заинтересовался, что же будет.
Удивление было в понедельник, 18 апреля. Утром каждый входящий в вестибюль школы увидел улыбающихся ребят и психолога. Именно ему они улыбались, говорили «здравствуй» и предлагали выбрать один цветной жетончик, чтобы отметить свое настроение в начале дня на «Радуге настроений». И дети, и взрослые после такой встречи начинали как-то оглядываться, смотреть по сторонам и замечать, что в вестибюле висит карта «Путешествие по неделе» с красочно изображенной на ней дорогой в виде буквы «Пси», убегающей в даль, эмблема недели, а на карте – план работы на день (18.04.05). Всех входящих просили после окончания уроков снова подойти к ребятам и взять свой жетончик, чтобы отметить на «Радуге» свое настроение в конце рабочего дня.
Торжественное открытие недели состоялось на общешкольной линейке, где были объявлены цели, задачи и главные мероприятия недели. В понедельник прошла презентация «Кирпичной стены». Предполагалось, что все желающие смогут прикрепить на стену белые облака, звездочки, листочки с написанными на них мечтами, так как на стене было первоначально написано:

Мечта сбывается и не сбывается,
Но все хорошее не забывается,
А все хорошее – и есть мечта!
Если мечта не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
Но ни кому на свете грусти не выдавай…
Однако, дети выбрали оптимальный вариант, они писали на кирпичиках (мы использовали обои с кирпичиками). Правда, тематика была самая разная, не только мечты.
Например:
«Разделите 8 класс на отстающих и успевающих».
«Не грузите нас по геометрии, поменьше теорем».
«Хочу, чтобы учителя были немножко добрее».
«Возите детей в музеи в Барнаул».
«Давайте устроим день самоуправления в школе».
«Купите автобус для школьных нужд».
«Купите Аленке Ледовских краски масляные» и многие другие.
В этот же день для девятиклассников была проведена профигра «Остров».
В конце рабочего дня ребята и взрослые снова отмечали свое настроение на «Радуге» и, уходя из школы, спрашивали: «А завтра что будет?»
Во вторник рядом с «Кирпичной стеной» появился «Забор». На нем была фраза: «Я хочу, чтобы в нашей школе…» Каждый желающий мог продолжить начатое предложение. Нам казалось, что учащиеся и учителя должны повести диалог в переписке, так и вышло. «Забор» в основном был востребован учителями. Они, прочитав на стене записи детей, стали высказывать свои пожелания.
Например:
«Очень хочу, чтобы нас понимали и дети, и родители. Мы делаем все, чтобы и детям, и родителям было уютно в нашей школе. Взаимопонимание – это главное для нас. С уважением учитель физики».
«Очень хочу, чтобы и ученики, и родители понимали, что образование – это то, что отличает человека от других представителей царства животных, что определяет его человеческую жизнь. Плюс к этому немного душевной чуткости, тепла, любви – и ты, как человек, состоялся! С уважением учитель биологии».
Следует отметить, что пожеланий учителей было куда меньше, чем детских подписей на стене. Взрослые как-то держали огромную дистанцию, чувствовалось напряжение в учительском коллективе, но высказаться захотели немногие.
Во всех классах в этот день прошла акция «Форма личности», а в пятом классе психологическая игра «Я и мы».
В среду состоялась презентация «Книги Радости» для начальных классов. Мы объяснили детям, что каждый класс должен заполнить свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может, каждый захочет сам написать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня мы предполагали «собрать» книгу и вместе ее прочитать. Однако, дети попросили дать им время, они хотели проиллюстрировать книгу, поэтому просили не торопить их.
В результате получилась красочная книга, над изданием которой трудились все.
В этот же день прошла игра для четвероклассников «Дорога в пятый класс», а для выпускников – «Вокзал мечты». Обе игры прошли успешно, мы получили хорошие отзывы.
В четверг проходила игра «Следопыты», идею которой мы позаимствовали у московских коллег из Экономической школы-лицея. Каждый класс получил список вопросов, на которые нужно было ответить как можно быстрее. Все вопросы связаны со школой. Например:

  • Сколько в школе окон?
  • Сколько классных комнат?
  • Сколько детей из поселка Садовый обучается в нашей школе?
  • Сколько лет зданию школы? и другие.

Примечательно, что трудились все классы с большим энтузиазмом. Кто-то ходил и считал окна, кто-то спрашивал ответы у учителей, а кто-то поспешил в школьный музей, чтобы уточнить, в каком году построили школу. Заняты были все!
В этот же день прошли две акции: «Письмо психологу» и «Отдохни. Создай себе настроение» (для учителей). Учителям было предложено освоить некоторые приемы снятия мышечного напряжения, релаксации.
Писем психологу в почтовом ящике оказалось немного, но ни одно письмо не осталось без ответа.
Путешествие по неделе психологии подходило к концу, карта получала свой законченный вид, так как наполнялась содержанием каждого дня.
И вот пятница, последний день недели. В седьмом классе прошло занятие с элементами тренинга «Чувства и эмоции», в гостях у первоклассников побывали ребята – зверята из «Лесной школы», а вечером прошло подведение итогов недели в форме «Круглого стола», который мы назвали «Круг общения». Все, кто пришел на встречу, сидели в круге, по кругу передавалась горящая свеча, и каждый высказывал свое мнение о проведении недели психологии. Ребята с удовольствием говорили о том, что им понравилось, на что следует обратить внимание, что не понравилось. В итоге было высказано предложение как можно чаще проводить неделю психологии. Вот некоторые оценки и пожелания:

«Радуга настроений подняла настроение на всю неделю».
«Узнали чуть больше о себе, что заставило о многом задуматься. Интересно мнение учителей о нас и о школе».
«Понравилась игра «Вокзал мечты». Она дала возможность задуматься над своим будущим».
«Больше игр, соревнований, конкурсов».
«Детям нужно снимать нагрузку».
«Было очень интересно».
«В конце недели нужно какое-то Дело!» и другие.
Да, неделя психологии удалась. У всех участников – учителей и учащихся – остались яркие впечатления, а самое главное – желание проводить неделю ежегодно.

«Не повторяется такое никогда…»
Успех недели психологии просто окрылил всех, желание участвовать в неделе не угасло за летние каникулы. И уже в новом учебном году мы решили снова провести неделю психологии. Учитывая, что апрель – не совсем подходящее время (подготовка к экзаменам, окончание учебного года, сельхозработы и т.д.) для проведения такого рода мероприятий, вторую неделю решили провести в начале учебного года, в сентябре. Скажу сразу, что и сентябрь – неудачное время.
Цели мы оставили те же, тематику – тоже, но мероприятия были спланированы с учетом пожеланий всех участников образовательного процесса. Итак, основные мероприятия недели:

Дата Название дня Мероприятия дня
19.09.05 День первый. Радужная страна. Я выбираю свои чувства и настроение.
  1. «Радуга настроений»
  2. Открытие недели на линейке.
  3. «Радужные игры» в 6-7 классах. «Рисуем настроение»
20.09.05 День второй. Попутчики. Я выбираю дружбу или одиночество в мире людей. 1. «Тайный друг» - общешкольная игра.
21.09.05 День третий. Час пик. Я выбираю смыслы и ценности своей жизни. 1. «Мой выбор» - социологический опрос.
22.09.05 День четвертый. Большие гонки. Я выбираю свет или потемки в своей душе.
  1. День письма.
  2. «Следопыты»

23.09.05 День пятый. Все еще только начинается… Я выбираю свою Судьбу. 1. Общешкольное КТД «Мы строим дом»

 В подготовке этой недели мы использовали материалы и рекомендации библиотечки «Первого сентября» «Неделя психологии в школе».
Эта неделя была совсем другой. И она тоже удалась! В нашей школе проведение недели психологии стало традиционным. Методом проб и ошибок мы смогли определиться и со временем проведения недели. Это январь, самое начало третьей четверти. И поскольку третья четверть самая трудная (имеется в виду длительность по времени и насыщенность учебного материала), то хороший эмоциональный настрой, совместная творческая деятельность учителей и учащихся – залог успешной работы всю четверть. Каждый раз мы открывали для себя что-то новое, чему-то учились, и понимали, что уже не сможем отказаться от проведения недели психологии в своей школе. Спасибо всем учителям, администрации школы и учащимся за оказание помощи в подготовке и проведении недели психологии.
Хочу предложить коллегам сценарий одной недели психологии (Приложения 1, 2, 3, 4).