Интегрированные занятия в ДОУ по познавательному развитию и изодеятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Несмотря на кризис современной социально-педагогической ситуации, в системе дошкольного образования все явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гумманизация его содержания, усилие личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений – вот далеко не все позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование.

Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок, цель процесса локализуется вокруг полного максимального раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность воспринимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном “творческом продукте” через рисование. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Причем педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусств свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления в картине художника достигает особой выразительности за счет специфических средств того или иного вида искусства.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника – это умение незаметно “входить”, “вползать” в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на их правополушарные особенности.

Принципиально важным в организации занятий является активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.

Каждая система занятий должна базироваться на единых методических основаниях.

Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счёт глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке.

Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребёнка при восприятии музыкального, зрительного ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. В более старшем применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.

Метод “подмастерия”. Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующие моменты:

Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребёнка на содержание занятия. Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечивает заинтересованность детей проблемой занятия.

К каждому занятию педагогу надо готовить соответствующий его целям сценарий, продумывать ход занятия, подбирать такой зрительный ряд, оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребёнка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребёнка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественнее образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать “по ситуации” - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в “режиме интеграции”. Кроме этого независимо от тематики занятия, его организация включает в себя упражнения психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувствительном уровне. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности, именно оно “работает” в различных видах искусства.

Проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребёнка за счёт ограниченного включения проблемной ситуации в ход занятия, причём профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребёнок её воспринял как личную проблему. В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребёнка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта малыша.

Деятельностная основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях и пр. При этом “акт творчества” отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает знания, а отдаёт их, обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребёнка рисованием создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности. В последствии, на интегрированных занятиях, открывается широкое поле для творческого преломления полученных детьми знаний.

Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребёнку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке приобретает черты особой значимости: это часть его символического “Я”. Эти предметы, находя своё место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствуют осуществлению “грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя”. (М.В.Осорина).

Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. Очень хорошо использовать такую организационную форму, как совместная деятельность. В ней в большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач нравственного, духовного и интеллектуального развития ребёнка в процессе поиска детьми общей цели, возможных путёй её осуществления, реализации намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт “вместе думать”, с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. У ребёнка, при условии переживания им чувства успеха в деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи.

На занятиях педагог должен быть внимательно, бережно относиться к эстетическим, творческим проявлениям ребёнка, обучать, но осторожно, не убивать, а побуждать ростки творчества.

Интегрированные занятия длятся от 25 до 45 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлечённости. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Занятия должны проводиться подгруппами, так как педагог должен быть внимателен к каждому ребёнку, а может ли это быть, если он работает с группой в двадцать и более детей? Возникающие сложности у ребёнка в процессе работы и не находящие своего разрешения, не только не способствуют развитию, а наоборот, стимулируют проявление раздражительности, неуверенности в своих силах, отказ от приложения умственных и творческих усилий, направленных на поиск путей выполнения намеченного. В итоге – неудовлетворенность результатом от хода занятий художественной деятельностью, а в лучшем случае – выход на шаблон в изображении предметов и, в целом, фактически выведение личности из деятельности, Объективно обеспечивающей ребёнку постоянный тренинг важных психических процессов (воображения, образного мышления, восприятия, памяти и пр.), качеств и свойств личности (целеустремлённости, самостоятельности, поисковой деятельности и пр.).

Следовательно, чтобы ребёнок развил свой творческий потенциал в изобразительной деятельности, но должен иметь возможность получать помощь от педагога. Но это, согласитесь, возможно, только при индивидуальном подходе к ребёнку и в условиях работы с небольшой группой детей, что требует кардинальных изменений в построении педагогического процесса и профессионализма воспитателя.

Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребёнка. Сам материал, который использует ребёнок на занятии, его многоцветие, выразительность средств даёт удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости и удовольствия. Ребёнок любит свою работу, гордится ею и ждёт положительной оценки. Через рисунок можно заглянуть в душу ребёнка и вместе с ним восхититься и порадоваться результату.

Конспект занятия "В гости к лесовичку"

 Конспект занятия "Дорожные знаки"

Конспект занятия "Спасем Незнайку"

 Конспект занятия "Таежный – родина моя"

Итоговое занятие "Осень"