Технология коммуникативно-диалоговой деятельности на уроках географии

Разделы: География


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели по содержанию:

а) образовательная – способствовать формированию представления о Москве – как многофункциональном городе-милионнике и о Московской агломерации; умения составлять экономико-географическую характеристику города по плану.

б) развивающая – продолжить развитие умений: конструировать вопросы репродуктивного, конструктивного и творческого характера; готовить сообщение по тексту учебной статьи, внимательно слушать своих одноклассников.

в) воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за свою страну; показать значение Москвы – столицы России.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения: 1) тексты учебных статей для разных групп учащихся: “История Москвы”, “Кремль”, “Планировка Москвы и ее границы”, “промышленность Москвы”, “проблемы Москвы”; 2) Атлас “География России 9 кл.”; 3) рабочая тетрадь ученика; 4) презентация видов Москвы; 5) задания для групп учащихся; 6) памятка по составлению вопросов; 7) планы “Экономико-географической характеристики города”;8) рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова “География России. 8-9 кл.”.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель приветствует класс, определяет готовность рабочего места учащихся, делит класс на группы по 4 – 5 человек.

2. Целеполагание и мотивация

– Сегодня мы подробнее познакомимся с нашей столицей, древним и одновременно молодым городом – Москвой. Давайте познакомимся с планом урока (приложение 1).

План урока:

  1. История Москвы;
  2. Достопримечательности Москвы – Кремль;
  3. Планировка Москвы и ее границы;
  4. Промышленность Москвы;
  5. Проблемы Москвы
  6. Практическая работа “Экономико-географическая характеристика города”

3. Изучение нового материала и первичное закрепление

1. – Основное содержание урока мы найдем в текстах о Москве, которые лежат на ваших столах. Но при этом каждая группа должна выполнить задания по данным текстам. Задания напечатаны для каждой группы.

Школьники работают с заданиями в течении 5 мин.

Заслушиваются сообщения от каждой группы по темам “История Москвы”, “Кремль”, “Планировка Москвы”, “Промышленность Москвы”, “Проблемы Москвы”. Во время выступления учитель показывает на ПК презентацию фотографий с видами Москвы (приложение 1).

Участники групп задают лучшие вопросы одноклассникам.

2. Закрепление нового материала осуществляется практической работой “Экономико-географическая характеристика города”. Эта работа является первой, по составлению характеристики города. Поэтому сначала провожу краткую беседу:

– Что такое большой город?

– Какое значение имеет большой город для прилегающих к нему территорий?

– Почему город является ядром промышленного узла?

– Что такое отраслевая структура промышленности?

Практическая работа “Экономико-географическая характеристика города” (раздаточный материал) выполняется в группах в течение 10 мин.

Задания для практической работы демонстрируются на слайде (приложение 1). [2]

  1. Составить, придерживаясь плана, экономико-географическая характеристика города.
  2. Отметить на контурной карте области характерные черты изучаемого города. Показать структуру промышленности города, важнейшие пути сообщения, связывающие его с другими районами, сырьевыми и энергетическими базами (стр. 61 рис. 9 в рабочей тетради).

4. Закрепление

– На каких реках расположена Москва?

– Почему Москву называют портом 5 морей?

– Какова планировка Москвы? (радиально-кольцевая)

– Почему Москва стала центром русского государства?

– Год основания Москвы… (1147 г.)

– Назовите объект Всемирного культурного наследия, расположенный в Москве. (Кремль).

– Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?

– Назовите проблемы Москвы.

5. Подведение итогов урока

– Мы рассмотрели Москву – как многофункциональный город-милионер и как Московскую агломерацию, научились составлять экономико-географическую характеристику города по плану.

– Молодцы!

Учитель выставляет оценки за лучшие вопросы.

Домашнее задание.

§ 32, вопросы 1-3 на стр. 144; закончить практическую работу в рабочих тетрадях.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задания для групп учащихся:

  1. Познакомьтесь с текстом статьи;
  2. В течении 5 мин один из учеников готовит сообщение по данному тексту (при ответе текст можно использовать), постарайтесь рассказать так, чтобы оно запомнилось вашим одноклассникам;
  3. Остальные участники группы в это время составляют не менее 3 вопросов каждый, разного уровня сложности;

Обсудите вопросы в группе и выберите 3 самых лучших, задайте их классу по окончании выступления вашего одноклассника.

Памятка по составлению вопросов

I уровень – репродуктивный. С помощью вопросов и заданий этого уровня вы воспроизводите (повторяете без изменений) уже знакомый материал и получаете за это законную отметку “три”.

II уровень – конструктивный – предполагает применение знаний в знакомой ситуации. В детстве вам приходилось строить из одних и тех же кубиков разные конструкции. При выполнении заданий II уровня вам предстоит создавать новые конструкции из имеющихся у вас знаний. При этом вы будете сравнивать, выделять главное, объяснять…

Если вы справляетесь с заданиями, подобными этим, вы получаете вполне заслуженную четвёрку.

III уровень – творческий.

Это проблемные, развивающие вопросы и задания, требующие размышления, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, доказательства и опровержения. При этом вам придётся показать свободное владение знаниями в новых, незнакомых ситуациях, проявить творчество, умение нестандартно мыслить.

Тексты сообщений [3].

История Москвы

Москва – столица Российской Федерации. Она расположена в центре европейской части страны на реке Москве.

В X-IX вв. здесь были городища славянских племен – вятичей.

В XII в. на холме стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы.

Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Московку-реку речки Неглинной.

К концу XV в. создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III стал государем “всея Руси”.

В XVII веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”.

В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здание Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала центром национальной культуры.

В 1918 году Москва снова стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 – столицей России.

Кремль

Кремль – резиденция главы Российского государства.

На кремлевском холме находится ансамбль древних соборов и церквей, охваченных кирпичными стенами с бойницами. Над стеной возвышаются 20 башен. На Спасской башне в 1625 году установлены знаменитые Кремлевские куранты.

В 1937 году над самыми высокими башнями Кремля – Спасской, Троицкой, Боровицкой, Никольской были установлены рубиновые пятиконечные звезды.

Старейшее хранилище сокровищ русских царей и московских князей – Оружейная палата. Здесь хранятся работы древнерусских мастеров: серебряная чаша Юрия Долгорукого, шлем князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), шапка Мономаха, пасхальные яйца Фаберже и многие другие сокровища.

В здании оружейной палаты находится постоянная выставка “Алмазный фонд России”. Основал его Петр I. Здесь можно увидеть большую императорскую корону из золота, серебра, бриллиантов и жемчуга. А также знаменитый изумруд в 136 карат, гигантский алмаз “Орлов” (вес более 189 карат), подаренный Екатерине 2 Григорием Орловым. Хранится в “Алмазном фонде” и алмаз “Шах”, преподнесенный русскому царю Николаю 1 персидским шахом после гибели посла России в Персии Александра Грибоедова.

В Кремле находится Большой Кремлевский дворец – резиденция Президента России. Во дворце более 700 помещений. Самое большое – зал заседаний, рассчитанный на 3 тыс. человек.

Георгиевский зал посвящен военному ордену Георгия Победоносца. Зал украшают статуи Победы, на беломраморных досках сияют имена кавалеров ордена Святого Георгия, которых в Росси было всего 25. Среди них полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. В зале вручают ордена и медали, здесь проходят высокие правительственные и дипломатические приемы.

Памятниками архитектуры Кремля являются расположенные на его территории Гранатовая палата, Теремной дворец, Арсенал и соборы.

Успенский собор был главным храмом Москвы и Руси. Здесь венчались на царство русские цари и короновались императоры. Здесь находятся уникальные иконы X– XVII вв. “Владимирская богоматерь”, “Святой Георгий”, “Троица” и др.

Благовещенский собор имеет один из древнейших русских иконостасов. Иконы написаны в1405 году прославленными художниками древней Руси Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

В Архангельском соборе похоронены князь Иван Калита, полководец, князь Дмитрий Донской, Иван 3, Иван Грозный и др. Известные всему миру достопримечательности кремля – знаменитые Царь-колокол и Царь-пушка. Царь-колокол – это самый большой в мире колокол весом в 200 тонн.

Шедевром русской архитектуры является Покровский собор (собор Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани. В одно целое объединены девять непохожих одна на другую, но единых по художественному замыслу церквей. Яркая раскраска глав и роспись фасадов сделали собор “каменным цветком” Красной площади. Около собора Василия Блаженного стоит памятник героям народно-освободительной борьбы с польской интервенцией гражданину Минину и князю Пожарскому. Это первый скульптурный памятник в Москве, сооружен в 1818 году.

Красная площадь вошла в историю Октябрьской революции 1917 года. В центре площади расположен Мавзолей В. И. Ленина, основателя Советского государства.

Вдоль кремлевской стены расположен Некрополь, где похоронены государственные деятели, военачальники, видные деятели науки и культуры: С..М. Киров, маршал Г.К. Жуков, космонавт Ю. А. Гагарин и др.

Рядом с Красной площадью – Китай-город (от слова “кит”, “кита”, что в ряде русских диалектов означает “плетень”). В древности Китай-город составлял торговый центр Москвы.

Сейчас – это заповедная зона.

Напротив Кремля, в излучине Москвы-реки, раскинулось Замоскворечье – заповедная зона. В Замоскворечье расположен Лаврушинский переулок. Здесь находится Третьяковская галерея. Основатель галереи П. М. Третьяков в 1892 г. Передал собрание картин (более 1200) в дар городу Москве. Ныне – это крупнейший музей русского искусства. Здесь можно увидеть иконы гениального живописца Андрея Рублева, полотна талантливых портретистов А. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.

Планировка Москвы и ее границы

Москва имеет радиально-кольцевую планировку. Такая планировка характерна для старинных городов-крепостей. Кольцами опоясывали центр, земляные валы и рвы. Сейчас на месте валов и кольцевых стен проходят широкие улицы.

В центе города находится Кремль, Китай-город, Белый город. От Кремля лучами-радиусами расходятся по Москве древнейшие улицы дороги. Они соединяли Москву с соседними городами. Сегодня они пересекают Бульварное и Садовое кольцо. Бульварное кольцо обнимает Кремль и Китай-город. А в пределах Садового кольца сложился исторический центр Москвы.

На Театральной площади расположен знаменитый на весь мир Большой театр. Это одно из лучших театральных зданий в мире. Украшает его восьмиколонный портик, увенчанный квадригой: Аполлон, стоящий в колеснице, сдерживает четверку вздыбленных коней.

Можно бесконечно перечислять достопримечательности Москвы. Прекрасные строки посвятил Москве Михаил Юрьевич Лермонтов:

Москва! Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно.

Москва размещалась на семи холмах. В XX веке площадь города увеличилась в 5 раз. Границей современной Москвы стала кольцевая автомагистраль, протяженность которой 107 км – МКАД.

Радиусы – транспортные пути, вдоль них наибольшая концентрация населения. В местах пересечения радиусов кольцевыми магистралями образовались экономические центры.

В Москве можно выделить несколько территориальных уровней:

  1. Москва в административных границах, проходящих по МКАД.

  2. Москва в реальных границах в 10-15 км от МКАД – большая Москва с десятками городов и поселков, сросшихся с Москвой – Московская агломерация.

  3. Пригородная зона с городами Московской агломерации с границей в 70-80 км от МКАД с дачными поселками, домами отдыха и пансионатами.

  4. Московский столичный район с Московской областью и районами и городами соседних областей.

Радиально-кольцевая структура сохранилась в Москве и по сей день. И главные радиусы развития и центр. Метрополитен Москвы отражает радиально-кольцевую планировку.

Промышленность Москвы

Москва – крупнейший промышленный узел страны. Одновременно столица является научным, торговым и финансовым центром.

Отраслевая структура хозяйства Москвы изменилась в сторону преобладания отраслей непроизводственной сферы: науки, культуры, рекламного дела, банковской деятельности и т. д.

Первой отраслью была текстильная промышленность, которая сейчас находится в упадке, не выдерживая конкуренции с импортной продукцией.

Сегодня машиностроение является ведущей отраслью Москвы, особенно – оборонное машиностроение. Машиностроительные заводы столицы производили первые автомобили, телевизоры, самолеты. Сейчас машиностроение специализируется на производстве станков, приборов, электронного оборудования, радиоэлектроники.

Важную роль играет аэрокосмическая отрасль.

Машиностроение размещается кольцом около старой части города, особенно на юге и на востоке города.

Текстильные заводы находятся вдоль реки Москвы. Наиболее известна фабрика “Трехгорная мануфактура”. Химические заводы города находятся на юге.

В Москве развита полиграфическая промышленность: типографии выпускают 50% газет и книг. Крупнейшие издательства размещаются в центре города: “Москва”, “Мысль”, “Знание”, “Просвещение”, “Дрофа” и д. р.

Проблемы Москвы

  1. Два раза в сутки, утром и вечером, возникают транспортные пробки при пересечении “радиусов” с другими улицами. Для решения этой проблемы необходимо создание новых кольцевых магистралей внутри города и за его пределами. Новые кольца за городом уменьшают поток транзитных машин.
  2. Центр Москвы – заповедная зона, требует реставрации.
  3. Последние годы увеличился поток мигрантов-беженцев, вынужденных переселенцев и жителей стран СНГ, приезжающих, в Москву в поисках работы. В Москву с 1989 по 1994 гг. прибыло 150 тыс. украинцев, в 5 раз увеличилась численность армян, узбеков, таджиков, жителей Северного Кавказа и почти в 10 раз увеличилась численность азербайджанцев.
  4. В результате миграции усилилась криминогенная обстановка. Особенно вызывает опасение увеличение числа нелегально проживающих беженцев и среди них лиц без определенного места жительства.

  5. В Москве сократилось число постоянных жителей на 500 тыс. человек (с 1992 по 1999гг.). Причина этого – резкое снижение рождаемости и рост смертности.
  6. Промышленные предприятия Москвы (особенно металлургические и предприятия химической промышленности), а так же наземный транспорт являются крупными загрязнителями воздуха и вод Москвы-реки.
  7. Водная проблема является одной из острых проблем города. Московской агломерации не хватает воды Волги, которая поступает по каналу Волга-Москва. В Москве-реке на ? течет волжская вода.

Необходимо экономное использование воды и население, и особенно промышленными предприятиями города.

Практическая работа [1]

Экономико-географическая характеристика города

  1. Численность населения города; отнесение его по этому признаку к одной из групп (классификация городов по численности населения);
  2. Административное и организационно-хозяйственное значение города;
  3. Особенности экономико-географического положения города: по отношению к Москве, другим крупным промышленным центрам, источникам сырья и энергии, транспортным путям, территории всей области; микроположение. Оценка ЭГП города с точки зрения условий для хозяйственного развития.
  4. Основные этапы развития города
  5. Профилирующие производства города, связь их с друг с другом.

Список литературы

  1. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Дронова и др. Часть 2 / авт.-сост. О. В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.
  2. Елисеев,А. В. Изучение Центрального района в 9 классе // География в школе. – 2001. – №8. – с. 47-52.
  3. Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России. 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2006. – 288 с.