"Учебники - это корабли, несущие свой драгоценный груз детям"

Разделы: Внеклассная работа


Я – учитель, руководитель районного методического объединения, и знаю о “Перспективной начальной школе” если не всё (всё знают только сами её создатели), то достаточно много. Дело в том, что я проходила переквалификацию в Московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Я слушала лекции всех авторов учебников УМК “Перспективная начальная школа”. Этот УМК создан по заказу Российской Академии наук и учитывает специфику и городских, и сельских школ.

Школы, которые идут в ногу со временем, воспользовались Приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312, который разрешал с согласия учредителей ввести новые учебные планы уже с 2004-2005 учебного года. Ученики получили возможность начать изучение иностранного языка со второго класса. Кроме того, многие коллективы остановили свой выбор на 35-минутном уроке во 2-4 классах, при 5-дневной учебной недели, что позволило увеличить количество часов учебной нагрузки. Такой режим работы позволил со 2 класса ввести курс информатики, дополнительный час на изучение курса развития речи, увеличить количество часов по математике с 4 до 5 для выполнения учебно-практических задач.

Что касается ПНШ (Перспективная начальная школа), то это начало новой эпохи в общем начальном образовании. Учебники реализуют новое нестандартное мышление авторов. Школа на селе является для ребенка единственной возможностью выхода в культурное пространство. Поэтому авторами в учебники литературного чтения включена картинная галерея (впервые). Ребенок “посещает” все крупные музеи мира, узнавая обо всех течениях и направлениях в искусстве. Комплект ПНШ становится средством организации жизненного пространства школьника, т.е. такой педагогической поддержкой, которая учитывает индивидуальность каждого ученика, его интерес к предмету и уровень его развития.

Учитель, который работает по ПНШ, использует несколько иные приемы работы, чем в других образовательных системах. Методическое пространство не ученик-учебник-доска, а ученик-учебник-я помогаю. Учитель выступает в роли руководителя самостоятельным познанием детей, формирует универсальные умения и навыки, умения работать с любым источником информации: учебником, художественной книгой, энциклопедией, справочником, словарём, журналами и даже Интернетом. Ни в одном другом УМК нет такого количества словарей, как в ПНШ, – 7 видов. Кроме того, ребенок постепенно привыкает к условным обозначениям в учебниках – пиктограммам, по которым он сам определяет, работать ли ему в паре с товарищем или в группе, обратиться ли ему к словарику, справочнику или в другой учебник, хрестоматию. Такая инструментальность и привычка ребенка к самоорганизации позволяет ему не отставать от всего класса и в период болезни. В учебниках большая роль отводится и специальным приемам, цель которых – формирование умений читать язык условных обозначений. Это структурные и функциональные пиктограммы, цветовое и шрифтовое маркирование, указание страниц и т. д. Общая система функциональных пиктограмм всех учебников УМК “Перспективная начальная школа” снимает необходимость изучения пиктограмм в каждом из них. И в каждом учебнике есть система заданий, обучающая школьников находить указанной пиктограммой словарь (толковый словарь, обратный словарь, терминологический словарь и т.д.), находить в словаре слово по алфавиту, читать словарную статью.

Уже в 1-м классе параллельно с работой с алфавитным столбиком на уроках русского языка и литературного чтения ведется работа со страничкой “Содержание”.

Если учитель выбрал новый УМК, то он знает, что делает. Этот комплект на сегодня полностью отвечает современным требованиям обучения в начальной школе, и успешно зарекомендовал себя во многих регионах России, причем в самых обычных школах, с разными детьми. Успеваемость даже в самых “слабых” классах 100%. Необходимо только самому учителю принять идеи авторов, проникнуться ими и захотеть работать по-новому.

Предлагаю вам конспект урока проведенного в 1-м классе по литературному чтению.

Тема: Начало пути: волшебные предметы и помощники.

Цели:

1) Ознакомить учащихся с новым учебником “Литературное чтение” Н.А. Чураковой.
2) Привить интерес к литературному чтению как учебному предмету (интерес – любовь – уважение)
3) Разбудить речевую чуткость, языковую интуицию, пробудить потребность к самостоятельной творческой работе.

Материал: Литературное чтение – учебник (3-5 стр.). Тетрадь для самостоятельных работ (3-4 стр.) О.В. Малаховой.

Оборудование: рисунки (сапоги-скороходы, шапка невидимка), таблички указатели “Огороды Бабы Яги”, “Волшебный лес”

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, мои хорошие! А он обязательно станет для вас добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу.(дети улыбаются друг другу)

Учитель: – Умным стать хочешь?

Дети: – Да, хочу!

Учитель: – Много знать хочешь?

Дети: – Да, хочу!

Учитель: – Вопросов больше не имею!

Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

II. Актуализация знаний.

Прощание с Азбукой.

1) Вводное слово учителя.

– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами прочитаем последнее стихотворение “Азбуки”

2) Чтение стихотворения В.Берестова “Читалочка” (читают ученики)

Как хорошо уметь читать!
……………………………..
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

Учитель: Ну, вот и все, последняя страница прочитана. Мы с вами преодолели очень трудный этап обучения. “Азбучные истины” остались позади. Давайте скажем авторам нашего учебника большое спасибо за всё, всё, всё, чему они нас научили. К сожалению, приходится говорить “до свидания”. Ведь учебник мы уже проучили. Мы путешествовали по его страницам целых полгода.

3) Беседа с учащимися.

Учитель: Какие с вами произошли перемены за эти полгода?

Каких успехов вы достигли?

Дети: Узнали множество слов. Научились составлять предложения, рассказы. Мы научились читать.

Учитель: Тогда прочитайте, пожалуйста, пословицу. Я её написала на доске.

  1. Что написано пером, не вырубишь топором.
  2. Азбука – ступенька к мудрости.

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли одного умения читать, чтобы считать себя образованным человеком? Почему?

Дети: – Нет. Ещё так много книг, которых мы не прочитали.

Учитель: А как вы понимаете слово “мудрость”?

Дети: – Это много ума!

Моя бабушка мудрая.

Старшие дают нам много советов.

Учитель: Почему же “Азбуку” называют лишь “ступенькой” мудрости? Ведь вы сами только что говорили, как многого вы узнали, изучая нашу “Азбуку”.

Дети: – В “Азбуке” было много интересного, но это же ещё не всё!

– Если бы в “Азбуке” было всё, то мы в школу ходили бы только один год.

Учитель: Хорошо, ребятки! Я вас прекрасно поняла. Итак, мы говорим до свидания “Азбуке”. А что же делать дальше?

III. Основная часть.

1) Ознакомление с новым учебником.

(Раздача новых учебников. “Литературное чтение. Учебник 1 класс. Н. А. Чуракова)

Учитель: Что вы чувствуете, когда держите в руках новую книгу?

Дети: Хочется скорее её прочитать.

Показать друзьям.

Учитель: Как приятно видеть ваши довольные лица. Откройте учебники. И что мы видим?

Дети: – Здесь наши старые друзья Маша и Миша.

Они познакомили нас с буквами.

Они опять куда – то идут.

Учитель: Давайте, ребята, я вам прочитаю рассказ “На огородах Бабы Яги”, и мы всё узнаем. А вы знаете кто такая Баба Яга?

2) Чтение рассказа учителем.

Маша и Миша перешли речку Татьянку и оказались возле таблички “Огороды Бабы-яги”. Вдалеке был виден указатель “Волшебный Лес”. Вдруг рядом с ними, будто из-под земли, появился Кот.

Кот спросил:

– Куда путь держим?

Маша ответила:

– Хотим побывать в Волшебном Лесу.

Кот сказал:

– Милости просим! Но до леса ещё далеко. Надо пройти Огородами. Это не просто. Сначала будет мешать Зелёный Горошек. Он очень любит дразнилки. Постараюсь вас от него спасти.

Кот протянул детям на выбор шапку-невидимку и сапоги-скороходы. (рисунки предметов или сами предметы)

Вопрос: Как вы думаете, что выбрала Маша? А Миша? Почему?

3) Ознакомление ребят с маршрутом Маши и Миши в “Волшебный лес”:

– перейти речку;
– встретиться с репейниками;
– выполнение заданий;

4) Работа в рабочих тетрадях (стр.3).

а) Пройдись по лесенке (активизация навыков чтения)

КАжет

Вид

ПОЛЬза

КаЗАлось

ВИдит

ПОЛЬзовать

укаЗАтель

не Видит

исПОЛЬзовать

окаЗАтель

невиДИМКА

исПОЛЬзовали

б) Прочитайте строчки:

ГОрод – огоРОД – огоРОдами
ДРУжба – друЖИТЬ – подруЖИТЬся

в) выяснение того, с какими сказочными сюжетами знакомы дети.

На картине:

– герои сказок;
– волшебные помощники и предметы, которые им пригодились;

Задание: соединить карандашом соответствующих друг другу героев и волшебных предметов.

5) Чтение текста, стр. 4;5:

– чтение текста;
– словарная работа (докучать – надоедать – приставать);
– выбор правильного ответа для того, чтобы помочь Маше.

6) Беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, вы рады встрече с книгой?

Дети: Да.

Учитель: Как вы думаете, а книга рада нашему знакомству?

Дети: Да.

Учитель: Почему вы так решили?

Дети: – Здесь нас опять встретили Маша и Миша

И мы очень рады встрече с ними.

Они нас многому научили.

Думаем, они и дальше будут помогать нам.

Учитель: Мне кажется, что автор этой книжки очень рад и горд, что вы, хотя еще и маленькие, но уже одолели азбуку. Давайте я вас познакомлю с автором этой книги Чураковой Наталией Александровной. Именно она, заботясь о вас, составила этот учебник. По учебнику мы вместе будем читать новые рассказы, помогая Маше и Мише, попадём в Волшебный лес, научимся рассуждать, спорить, обмениваться мнениями о прочитанном произведении.

А теперь откройте тетради для самостоятельных работ. Найдем стишки “Репей” и “Репейник”.

а) Словарная работа.

б) Чтение стихотворений.

в) Выполнение заданий.

Из какой строчки стихотворения видно, что репей надоедливый?
С кем поэт сравнивает репейник?
Найди сравнение.
и т.д.

IV. Обобщение.

– Ребята мы сегодня начинаем первые шаги в Волшебный лес. Я вам помогу стать не просто читателями, но и истинными ценителями книги, литературы, русского языка. Величайшее богатство народа – его язык. И часть этого сокровища – в этой книге. Добыть их – наша главная задача. И, я думаю, мы с ней справимся. Не забудьте поделиться радостью встречи с новой книгой со своими родными. Это совсем – совсем новая книжка. Мы – её первые открыватели. И завтра мы вновь встретимся с ней. С каждым днём будут новые встречи. На этом наш первый урок литературы закончен. Я вам желаю успехов.