"Архитектурные кружева"

Разделы: Математика


Цели урока: реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики через занимательные элементы на уроке.

Задачи урока:

  1. Научить работать с учебными инструментами, делить окружность на равные части, решать учебные задачи самостоятельно. Учить владеть языком геометрических рисунков на материале окружающих нас фактов и явлений.
  2. Развивать культуру геометрических построений, умение работать в группе. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: внимания, памяти, воображения, фантазии.
  3. Воспитание патриотизма на примерах отечественной архитектуры. Воспитание коллективизма, умения применять знания в нестандартной ситуации.

Формы работы на уроке: групповая работа

Оборудование: набор иллюстраций с изображением архитектурных памятников, чертежные инструменты, цветные карандаши.

Ход урока

Слово учителя:

“Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия”.

Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

1. Разминка.

  1. Съедобный герой русской сказки. (Колобок)
  2. Птичий домик. (Скворечник)
  3. Какое небесное тело имеет два названия – мужского рода и женского.(Луна-Месяц)
  4. Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю. (Линейка)
  5. Геометрическая фигура, похожая на футбольный мяч. (Шар)
  6. Восклицание, означающее радость открытия. (Эврика)

Слово учителя:

“В легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I, спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который писан в его знаменитом труде, содержащимся в 13ти книгах. Ученый гордо ответил: “В геометрии нет царской дороги” - имя этого ученого Эвклид.

А мы, перед тем, как заняться геометрическими задачами, потренируем свою память.

2. Тренируем память.

  1. Посмотрите в течение 5ти секунд на нарисованные фигуры, постарайтесь запомнить их порядок и воспроизведите их у себя на листе бумаги: (приложение 1)
  2. Учащиеся смотрят на рисунок, затем рисунок закрывается: (приложение 2)

Учитель читает текст один раз. Учащиеся слушают, а затем отвечают на вопросы:

  • Какие геометрической фигуры были изображены?
  • Сколько одинаковых геометрических фигур изображено на рисунке?
  • Воспроизведите у себя в тетради этот рисунок, сравните с рисунком у соседа. Кто из вас оказался более внимательным?
  • Какая фигура обозначена цифрой 1?

Итак, фигура, с которой мы сегодня работаем – окружность.

3. Решение задач.

На доске виды Санкт-Петербурга, Рязани, Ростова-на-Дону…

Слово учителя:

“Окружность, как совершенная геометрическая форма, всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает “Чугунное кружево” - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Их узоры придают особое очарование городу.

Торжественность и устремленность ввысь зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей.

Архитектура православных церквей как обязательные элементы включает в себя купола, арки, округлые своды, что зрительно увеличивает пространство, создает эффект полета, легкости. В создании орнаментов с окружностями часто используются приемы деления окружности на равные части.

Задания для групп

  • Разделить окружность на три равные части.
  • Разделить окружность на четыре равные части.
  • Разделить окружность на шесть равных частей.
  • Рассмотрение способов и обсуждение их вместе с классом.

Вопрос: а если соединить точки, что получится?

4. Творческие задания.

Теперь, когда вы познакомились со способами деления окружностей на части, вы можете создавать узоры, орнаменты для того, чтобы украсить свою комнату, дом, а может быть создать рисунок ювелирного изделия или витраж для украшения школы.

Я предлагаю вам сделать первые шаги в этом направлении, пофантазировав, придумать свой узор. Для этого у вас есть инструменты, краски, бумага и ваша команда. Дерзайте!

Подведение итогов.

5. Домашнее задание:

1. С Марса прислали нам в подарок
Блок красивых, редких марок,
Бесконечно ценен он,
Но немного поврежден!
Почему-то нет одной!
Непременно в выходной
Ты ее придумай сам.
Как приятно будет нам! (приложение 3)

Продолжайте фантазировать, создавайте новые рисунки, а на следующем уроке мы устроим выставку ваших работ.