Создание демонстрационной презентации для уроков изобразительного искусства

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Урок №1

Цель: Развитие навыков использования в учебной и творческой деятельности ресурсов глобальной сети Интернет.
Задачи:

  1. Обобщение понятий о сетевых информационных технологиях.
  2. Обучение приемам поиска и копирования текстовой и графической информации.
  3. Выполнение задания по поиску и «скачиванию» информации для демонстрационной презентации.

Оборудование: компьютеры, соединенные в локальную сеть (компьютерный класс) с подключением к интернету, проектор с экраном.

Электронные ресурсы:

http://www.megansk.ru/rezba/polh-majd - Полхов-Майданская роспись.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Полхов-Майданская роспись. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
http://www.nz-portal.info/encar.php?goto - Полхов-Майданская роспись.
http://www.matrenka.net/6_39.htm - История матрешки.
http://www.deaftime.ru/histori.htm - История матрешки.
http://www.artvek.ru/dekor05.html -Роспись из Полхов-Майдана.

Раздаточный материал: «Поиск и копирование информации из Internet».

Особенности работы учителя на уроке: комбинированный урок – изучение новой темы и практическая работа, объяснение и подведение итогов сопровождается показом отдельных операций на экране через проектор.

Ход урока

1. Организационный этап, сообщение темы и целей занятия

Сегодня наш урок проходит в компьютерном классе и это не случайно, так как тема сегодняшнего занятия «Работа с Интернет-ресурсами». В наш век новых информационных технологий книга перестает быть главным источником информации. При всех ее достоинствах книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, и справиться с этим потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Современное производство, деловая сфера, образование и другие области деятельности человека требуют высоких скоростей обработки информации, удобных форм ее хранения и передачи. Для этих целей и создаются компьютерные сети.

Владение навыками работы с глобальной сетью Интернет дает возможность специалисту в любой области доступ к источникам самой разнообразной информации. Для педагогической деятельности использование ресурсов Интернета является значительной помощью в подготовке учебных и внеучебных занятий. Поэтому, цели нашего занятия - обобщить полученные вами сведения с уроков информатики о компьютерных сетях, повторить алгоритмы поиска и скачивания информации и подобрать материал для изучения Полхов-Майданской росписи.

2. Изучение нового материала

Компьютерные сети подразделяются на 2 типа:

Локальная компьютерная сеть объединяет компьютеры, расположенные в пределах небольшой территории, не более 2 - 2,5 км. Локальные компьютерные сети позволяют организовать работу отдельных предприятий и учреждений, в том числе и образовательных, решить задачу доступа к общим техническим или информационным ресурсам.
Глобальная сеть объединяет компьютеры, расположенные на значительных расстояниях: в разных районах города, в разных городах, странах, на разных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи или систем спутниковой связи. Такой глобальной сетью является Интернет. Слово «Internet» - буквально означает «сеть между». Круг тех, между кем протянуты информационные сети, непрерывно расширяется. Пользователями WWW (World Wide Web) – Всемирной паутины становятся все больше и больше людей. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию. Вместе с операционной системой на компьютеры устанавливаются специальные программы – браузеры (обозреватели). Через такие программы осуществляется «выход» во Всемирную паутину.

- Кто может ответить, с чего начинается работа с сетью Интернет?
- Как называется программа, которую необходимо запустить, чтобы начать работу с Интернет.

Каждый из вас находится за персональным компьютером. На рабочем столе вашего компьютера должен быть ярлык  Internet Exsplorer – одного из самых распространенных браузеров.

1 задание: загрузить программу Internet Exsplorer (компьютеры заранее подключены к сети).
Окно, появляющееся при запуске этой программы имеет обычную структуру. Есть меню команд, панель инструментов, в которой находятся кнопки, дублирующие наиболее часто используемые команды в меню. Также присутствует новый элемент – адресная строка с полем ввода, в которое пользователь вводит адрес Web-сайта с интересующей его информацией.

- Web-сайт – что это за объект?

Web-сайт – публикация во всемирной паутине, своеобразная информационная единица. Адрес Web-сайта выглядит, например так: http://www.archi/museum.ru (сайт, на котором расположена информация о музеях России). Две последних буквы – это национальная принадлежность. Стандартная точная форма записи адреса информационной единицы, принятая в Internet - обязательное условие для того, чтобы открыть нужный вам сайт. Если адрес ресурса, на котором находиться нужная вам информация, не известен, можно воспользоваться поисковой системой.

- Какие вам известны наиболее популярные поисковые системы?

Yandex, Googl, Rambler, Yahoo! Для запуска системы необходимо в адресной строке набрать ее адрес (например, http://yandex.ru ).

2 задание: запустить поисковую систему Yandex.
Для работы в этой системе необходимо в поле ввода ввести ключевое слово поиска, например «живопись». В результате вы, скорее всего, получите несколько десятков адресов сайтов, на которых данное слово встречается. Это не очень удобно. Лучше сузить диапазон поиска, добавив уточняющее слово, например, барокко. Если в поле ввода поисковой системы вводят несколько ключевых слов, то между ними можно вставлять следующие символы:

пробел или & - означает, что оба слова должны встречаться в пределах одного предложения;
&& - означает, что оба слова должны встречаться в пределах одного документа;
| - означает, что наличие одного из слов обязательно;
( ) - означает группирование слов;
« »- означает, поиск фразы целиком;
+ - означает, что наличие слова в тексте обязательно;
- - означает, необходимость исключить документы, где встречается данное слово.

3 задание: с помощью поисковой системы Yandex найти информацию об истории Полхов-Майданской росписи. Ключевые слова Полхов-Майданская роспись.
В адресную строку ввести ключевые слова. Выбрать один из сайтов и загрузить.
Найденный материал необходимо сохранить. Для этого нужно создать папку под вашей фамилией, которая будет находиться по адресу «Мой компьютер» → «Общие документы» → «-Фамилия-».

- Как сохранить фрагмент текста или целый текст?

4 задание: скопировать с сайта нужный текст.
Для этого нужно:
1) Выделить копируемый текст.
2) Щелкнуть на тексте правой кнопкой мыши.
3) Выбрать из контекстного меню строку Копировать.
4)Загрузить текстовый редактор (Microsoft Word).
5) В главном меню редактора выбрать команду Правка | Вставить.
6) После вставки текста из буфера обмена в главном меню редактора выбрать команду Файл | Сохранить как.
7) В диалоговом окне Сохранить выбрать папку, в которую хотим сохранить файл, а в поле ввода Имя файла ввести его имя.

- Как скопировать графическую информацию (иллюстрации, фотографии)?

5 задание: скопировать с сайта нужный рисунок.
Выбрать и загрузить сайт с нужной информацией. Выбрать рисунок (иллюстрацию). Скопировать нужный рисунок:
1) Щелкнуть на рисунке правой кнопкой мыши.
2) Выбрать из контекстного меню строку Сохранить как.
3) В диалоговом окне Сохранение рисунка выбрать каталог, куда сохраняем.
4) Щелкнуть на кнопке Сохранить.
Если нужно скопировать весь сайт целиком , можно выбрать в меню браузера команду Файл и выбрать из списка команд Сохранить как. При этом появится диалоговое окно, в котором можно выбрать, в какую папку и под каким именем будет сохранена страница. В поле со списком Тип файла будет указано Веб-страница, полностью. Это означает, что будет сохранен весь текст, картинки и все ссылки.

3. Выполнение самостоятельной работы (приложение 1)

Самостоятельная работа заключается в следующем:
- Подобрать текстовый и графический материал для изучения Полхов-Майданской росписи используя ресурсы Интернета. Этот материал пригодится вам в последующем для подготовки к урокам по данной теме. А также на основе подобранного вами материала мы будем создавать демонстрационную презентацию для изучения Полхов-Майданской росписи в школе.

Вопросы для поиска информации:

  • История развития.
  • Ассортимент изделий.
  • Полхов-Майданская матрешка.
  • Технология выполнения.

4. Итог урока

Компьютеры в нашем классе соединены в локальную сеть, поэтому мы с вами сейчас сможем просмотреть подобранный материал с помощью проектора, который подключен к главному компьютеру. (Просмотр выполненных заданий и анализ).

- Что для вас сегодня оказалось новым на уроке?
- Какие трудности встретились в самостоятельной работе?

5. Домашнее задание

На уроке мы подобрали материал из Интернета, но не всегда этого материала бывает достаточно для создания выразительной презентации, особенно в иллюстративном плане, поэтому домашним заданием будет – подобрать иллюстративный материал из печатных источников по данной теме (книги, альбомы, открытки и т. д.).

Урок №2

Цель: Выполнить презентацию по основам Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

  • Повторить приемы работы и алгоритм создания презентации;
  • Распределить текстовый и иллюстративный материал по изучению Полхов-Майданской росписи по слайдам презентации;
  • Перевести в цифровой формат печатные рисунки и рисунки, сделанные вручную;
  • Оформить слайды презентации в соответствии с правилами композиции слайда.

Оборудование:

  • компьютеры, соединенные в локальную сеть (компьютерный класс), проектор с экраном;
  • таблицы, рисунки Полхов-Майданской росписи.

Электронные ресурсы: презентация «Полхов-Майданская роспись».

Раздаточный материал: Элементы Полхов-Майданской росписи.

Особенности работы учителя на уроке: повторение изученного материала и практическая работа.

Ход урока

1. Организационный этап, сообщение темы и целей занятия

Сегодня мы с вами переходим к следующему этапу работы над презентацией, когда на основе собранного материала оформляются слайды. Нам необходимо сегодня распределить весь материал по слайдам и разработать композицию презентации.

2. Повторение изученного материала

- Что такое презентация?

Презентация в электронном виде – это форма объединения различных видов информации в одном документе, предназначенном для показа на экране монитора. Возможности такой формы представления информации весьма разнообразны. Она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Эти учебные пособия можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми студенты могут воспользоваться во внеурочное время. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учеников.

Сегодня мы работаем с графическим редактором Microsoft PowerPoint.

Прежде чем перейти к технологии создания презентации в программе Microsoft PowerPoint, необходимо напомнить основные принципы композиции, которые помогают построить изображение, гармоничное по цветовому строю, соотношению размеров элементов, взаимосвязям между элементами, выразительное и четкое.

Основные принципы построения композиции слайда: (показ готовый презентации «Полхов-Майданская роспись» - приложение 3).

  • Выбор характерных объектов композиции (объединение по однородным признакам – форме, цвету, текстуре и т.д.; включение в композицию контрастов)
  • Соблюдение закона ограничения (не более 3-х) в цвете, форме, деталях.
  • Основа статичной композиции – симметрия.
  • Группировка объектов (не более 2-3 объектов).
  • Наличие свободного пространства между группами.
  • Подчеркивание субординации объектов (главные и второстепенные)
  • Объемность, перспектива достигается с помощью цвета, размеров, динамики формы.
  • Соблюдение оптического равновесия (светлые - темные, крупные – малые объекты).
  • Следование естественному положению объектов, их росту, движению развитию.
  • Чувство меры – соответствие формы содержанию.

Начинать разработку дизайна презентации можно с поиска цвета фона. Он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. При выборе цвета необходимо учитывать его психологическое воздействие: каждый цвет способен создавать определенное настроение. В многоцветных композициях случайные тона создают пестроту, нарушение единства композиции. Белый и серый фоны создают спокойное впечатление, но на светлом фоне теряются белые предметы, на сером не виды – бежевые. Черный фон в сочетании с красным выглядит очень агрессивно. Фон не должен отвлекать на себя внимание. Цвет фона должен быть менее ярким, чем цвет текста и иллюстраций. Гармоничные сочетания 2-3 цветов можно вычислить с помощью различных цветовых кругов. В композиции главную роль, как правило, играют светлые и теплые оттенки, а холодные и темные – подчиненную.

Создавая презентации нужно стараться избегать следующих распространенных ошибок:

  • мелкий текст как следствие размещения большого количества информации;
  • изменение размера шрифта основного текста и заголовков;
  • слишком насыщенный фон, который отвлекает внимание на себя;
  • помещение на слайд изображения, размеры которого не соответствуют разрешению;
  • злоупотребление эффектами анимации;
  • появляющиеся объекты двигаются по траектории, которая «перечеркивает другие объекты;
  • излишнее количество слайдов, слишком длинная презентация.

3. Выполнение практического задания (приложение 2)

1 задание: открыть программу Microsoft PowerPoint
Окно программы PowerPoint похоже на окно программы Word Документом обработки Microsoft PowerPoint является файл с произвольным именем и расширением ppt (презентация) или pps (демонстрация презентации), состоящая из экранных страниц-слайдов.
Многие навыки, приобретенные при работе в текстовом редакторе можно использовать и при создании презентаций. Это касается форматирования и редактирования текстовой информации.

2 задание: ввести текст на слайд и выполнить его форматирование.
Для этого нужно:
1. На панели Область задач выбрать область Разметка слайдов.
(Вид | Область задач)
2. Выбрать щелчком вариант авторазметки Пустая презентация (показ приемов работы на экране через проектор).
Такая разметка более удобна, поскольку не навязывает никаких шаблонов расположения текста, графики, схем и предоставляет свободу творчества.

- Как вводить текст на слайд?

1. Щелкнуть в панели инструментов Рисование на кнопке Надпись.
2. Щелкнуть в том месте слайда, куда хотим поместить текст. При этом на слайде появится прямоугольная метка-заполнитель с белыми квадратиками в уголках и серединах (маркерами выделения)
3. Ввести текст (показ)
В нашем случае 1 слайд – титульный, на нем должно быть название и фамилия автора, № группы, 2 слайд – история развития росписи Полхов-Майдана.

- Как изменять размеры метки заполнителя?

1. Поместить указатель мыши на маркер выделения.
2. Нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, потянуть метку-заполнитель внутрь, чтобы ее уменьшить или наружу, чтобы увеличить (так же, как изменяем размеры картинки).

- Как форматировать текст?

1. Выделить с помощью мыши форматируемый текст, либо дважды щелкнуть на метке заполнителе, при этом штриховка границы метки станет гуще.
2. Применить один из способов:

  • выбрать Формат | Шрифт в главном меню,
  • воспользоваться панелью Форматирование.
  • воспользоваться панелью Рисование (показ).

- Как перемещать и копировать текст?

Переместить текст можно, перетащив мышкой метку-заполнитель при нажатой левой кнопке мыши. Копирование – это перемещение при нажатой клавише ‹Ctrl›.

3 задание: вставить рисунок в документ.
Рисунок можно вставлять из коллекции и из файла.

- Как вставлять рисунок из коллекции?

1. Выбрать в меню программы Вставка | Рисунок | Картинки.
2. В диалоговом окне выбрать картинку из коллекции, щелкнуть на кнопке Вставить.
3. Вывести указатель мыши на белый квадратик (маркер выделения) в углу рисунка и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, тащить наружу для увеличения рисунка или внутрь для уменьшения (показ).
При этом произойдет пропорциональное изменение рисунка по ширине и высоте. Если тащить за середины сторон рисунка, он деформируется.

- Как вставлять рисунок из файла?

1. Выбрать в меню программы Вставка | Рисунок | Из файла.
2. В диалоговом окне выбрать папку, в которой храниться файл с картинкой.
3, Выделить имя файла картинки и щелкнуть на кнопке Вставить (показ).

- Как от картинки отрезать лишнее?

1. Щелкнуть на картинке правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню программы строку Отобразить панель настройки изображения.
2. В панели Настройки изображения щелкнуть на кнопке Обрезка.
3. Вывести указатель мыши на белый квадратик в углу рисунка и тащить внутрь (показ).

4 задание: выполнить красочный заголовок, подобрать фон слада.
Для создания нестандартного заголовка можно воспользоваться панелью Word Art.
1. Щелкнуть на кнопке Добавить объект Word Art.
2. Щелкнуть из коллекции на выбранном стиле.
3. Щелкнуть ОК.
4. Ввести текст.
5. Щелкнуть ОК (показ).

- Как выбрать фон слайда? (2 способа)

1. Выбрать в меню программы Формат | Фон.
2. Щелкнуть правой кнопкой на слайде и из контекстного меню выбрать команду Фон (показ).

Демонстрация готовой презентации:

1. Выбрать в меню программы Показ слайдов | Начать показ.
2. Переход на следующий слайд можно выполнить щелчком или нажатием клавиши ‹PageDown›, возврат на предыдущий слайд ‹ PageUp›.
Презентацию можно «зациклить», т. е. настроить на непрерывную демонстрацию.

4. Самостоятельная работа

Задание для самостоятельной работы – выполнить презентацию «Полхов-Майданская роспись» на основе рассмотренных приемов работы. Количество слайдов – 5-7. Структура презентации: 1. История развития, 2. Ассортимент изделий, 3. Полхов-Майданская матрешка, 4. Технология выполнения.

5. Итог урока

Благодаря тому, что компьютеры нашего класса подключены в сеть, мы с вами просмотрим готовые презентации, которые у вас получились.
(Просмотр и анализ работ).
- С какими трудностями вы столкнулись во время работы?
- Чтобы вы изменили в своих презентациях?