Основы позитивного воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Цели:

  • психопрофилактика возможных трудностей в общении родителей с подростком;
  • повышение культуры внутрисемейных отношений;
  • снижение уровня конфликтности в семье через общение.

Время проведения: 40–60 мин.

Количество участников: желательно не более 12 человек.

Необходимые материалы: маркеры, ручки, бумага, ватман, проектор, экран.

Требования к помещению: желательно просторное помещение с возможностью передвижения мебели.

План:

  1. Вводная: самопрезентация участника.
  2. Разбивка на группы (2 – 3 группы по 4 человека)

Каждая группа обсуждает следующий вопрос:

    • Какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети и родители?
    • Что для вас важно в семейных отношениях?
    • Что значит «хорошая семья»?
    • Что значит быть ответственным в семейных отношениях?
    • Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?
    • До какого времени дети остаются детьми?
    • Какие вопросы Вам трудно было обсуждать?
  1. Обсуждение работы групп.
  2. Презентация «Принципы позитивного воспитания»

Презентация. Слайд 1. Типы родительского отношения: диктат, попустительство, опека, сотрудничество.

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.). 

Презентация. Слайд 2. Основные типы неправильного воспитания в семье

Безнадзорность, бесконтрольность: когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям.
Результат: поиск увеселений, попадание под влияние уличных компаний

Презентация. Слайд 3.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты.
Результат: Ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

Презентация. Слайд 4. «Золушка»

Эмоциональная отверженность, безразличие, холодность со стороны родителей
Результат: появляются неврозы, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность.

Презентация. Слайд 5. Жесткое воспитание

За малейшую провинность ребенка сурово наказывают.
Результат: Ребенок растет в постоянном страхе.
Страх – источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).

Презентация. Слайд 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы.
Результат: невротические срывы, трудные взаимоотношения со сверстниками, навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Презентация. Слайд 7. Задачи семьи:

  • Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.
  • Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
  • Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.
  • Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
  • Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Презентация. Слайд 8. Принципы позитивного воспитания:

  • понимать потребность ребенка в принадлежности;
  • взаимное уважение;
  • любить и принимать его таким, какой он есть;
  • последовательность воспитательных воздействий;
  • правильное построенное общение;
  • использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Презентация. Слайды 9 – 33. Послание воды: тайные коды кристаллов льда» – исследования японского ученого Масару Эмото.

Анкетирование:  Какой Вы родитель?

Какой Вы родитель?

    1. Сколько раз тебе повторять!
    2. Посоветуй мне, пожалуйста.
    3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
    4. И в кого ты такой уродился?!
    5. Какие у тебя замечательные друзья!
    6. Ну, на кого ты похожа?!
    7. Я в твое время!
    8. Ты моя опора и помощница (к).
    9. Ну, что за друзья у тебя?!
    10.  О чем ты только думаешь?!
    11.  Какая ты у меня умница!
    12.  А как ты считаешь, сынок (доченька)?
    13. У всех дети как дети, а ты?
    14.  Какой ты у меня сообразительный (ая)!
  1. 2
  2. 1
  3. 1
  4. 1
  5. 1
  6. 2
  7. 2
  8. 1
  9. 2
  10. 2
  11. 1
  12. 1
  13. 2
  14. 1

5 – 8 баллов –  вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствует становлению его личности
9 – 10 баллов  – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11 – 12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Рефлексия: Что вы получили от сегодняшнего занятия?

  • 1 группа
    • Какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети и родители?
    • Что для вас важно в семейных отношениях?
  • 2 группа
    • Что значит «хорошая семья»?
    • Что значит быть ответственным в семейных отношениях?
  • 3 группа
    • Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?
    • До какого времени дети остаются детьми?

Анкетирование

Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4       3     2     1    0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4       3     2     1    0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4       3     2     1    0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4       3     2     1    0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4       3     2     1    0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4       3     2     1    0
Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.
4       3     2     1    0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4       3     2     1    0
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4       3     2     1    0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заняться наш ребенок.
4       3     2     1    0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4       3     2     1    0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4       3     2     1    0
Учебное  заведение способствует формированию достойного поведения ребенка.
4       3     2     1    0
Администрация и учителя создают условия для выявления и развития способностей нашего ребенка.
4       3     2     1    0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4       3     2     1    0

Обработка результатов теста:

Удовлетворительность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
У = 3 или У> 3 высокий уровень удовлетворительности, 2 < У< 3 средний уровень удовлетворительности,  У < 2 низкий уровень удовлетворительности