"Химическое равновесие". Урок систематизации и углубления предметных знаний в аспекте требований ЕГЭ

Разделы: Химия


Учебник: О.С.Габриелян Химия 11 класс базовый уровень, учебник для общеобразовательных учреждений 3-е издание, М.:Дрофа, 2008

Программа: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна

Учитель высшей квалификационной категории Смирнова Елена Александровна

Урок систематизации и углубления предметных знаний в аспекте требований ЕГЭ.

Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о химическом равновесии в аспекте требований ЕГЭ

Задачи:

  1. Формирование предметных компетенций, основанных на знаниях, умениях и навыках в рамках раздела “Химическая реакция” при подготовке к ЕГЭ по химии.
  2. Формирование информационных компетенций, умение анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с компьютерной программой.
  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся (сотрудничество, обмен мнениями при выполнении виртуальной лабораторной работы и компьютерных тестов)

Межпредметные связи: химия, информатика

Девиз урока: “Границ познанию предвидеть невозможно” Д.И.Менделеев.

Оборудование и реактивы:

Компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя: “Химическое равновесие” презентация учащихся: “Применение принципа Ле Шателье в производстве аммиака”, Электронное издание “Химия 8-11. Виртуальная лаборатория”

На уроке присутствуют элементы новизны:

  1. Демонстрационный элемент “Получение амфотерного гидроксида алюминия” (при создании проблемной ситуации), представленный цифровым видео, сделанным учащимися совместно с учителем.
  2. Понятие о константе химического равновесия, зависимость ее от разных факторов.
  3. Виртуальная лабораторная работа с использованием ЭН “Виртуальная лаборатория”
  4. Заполнение учащимися экспериментального дневника, содержащего наблюдения и выводы по лабораторной работе, отработка коммуникативных навыков.
  5. Мультимедийная презентация ученика по теме “Применение принципа Ле-Шателье при изучении реакции синтеза аммиака”

На уроке используются эвристические методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • частично-поисковый метод: проведение и видеосъемка реакции получения амфотерного гидроксида алюминия
  • использование ИКТ (виртуальная лабораторная работа в парах)
  • самоконтроль (компьютерное тестирование в конце урока)
  • проблемный метод (на этапе мотивации)

Учащиеся в конце урока должны:

Знать: теоретические положения данного раздела общей химии в аспекте требований ЕГЭ

Уметь: применять знания компьютерных технологий к решению химических проблем

Обладать навыками работы в группах при выполнении виртуальной лабораторной работы

Вызов: (связь между изученным материалом и темой урока)

Учитель: В 8-м классе вы изучали тему “Химическое равновесие”. Какие термины из этой темы помните?

Ученик: Понятие о химическом равновесии, принцип смещения химического равновесия, обратимые реакции, необратимые реакции.

Учитель: Исходя из девиза урока, можно предположить, что тема урока, предусматривает расширение теоретических и практических знаний по данному разделу химии. На уроке вы узнаете: (конкретизация целей)

  1. Что такое константа равновесия
  2. От чего она зависит
  3. Практическое применение принципа Ле-Шателье:

а) в производстве
б) при выполнении лабораторных работ

Создание проблемной ситуации

Учитель: Могут ли находиться в одной пробирке вместе основание и кислота?

В реакции гидролиза хлорида алюминия (при растворении хлорида алюминия в воде) образуется мутный раствор амфотерного гидроксида алюминия (показывает опыт (видео)) Приложение 1.

2 AL Cl3 + 6 H2O; 2AL (OH)3 + 6HCl (1)

Учитель: Почему же могут сосуществовать основание AL(OH)3 и кислота HCl в одной пробирке?

Ученики: Потому что в той же пробирке есть еще избыток воды и хлорид алюминия, способные реагировать друг с другом.

Учитель: Одновременно идут с одинаковой скоростью реакции:

2 ALCl3 + 6H2O —> 2 AL (OH)3 + 6HCl (2)

6 HCl + 2AL (OH)3 <— 2 ALCl3 + 6H2O (3)

Реакция (1) – идет в двух противоположных направлениях, она обратима

Учитель: Дайте определение обратимой и необратимой реакции

Ученики: Обратимые реакции – химические реакции, протекающие одновременно в двух противоположных направлениях. Химические реакции, в результате которых исходные вещества практически полностью превращаются в конечные продукты, называются необратимыми.

Учитель: Вспоминаем правило К.Бертолле

Ученики: называют условия протекания реакций до конца

Учитель: (объясняет с использованием презентации) Приложение 2.

Пусть есть обратимая реакция: А + Б В (4)

А + Б —> В (прямая реакция)

V1 = K1 · СA · СБ (по закону действующих масс)

В —> А + Б (обратная реакция)

V2 = K2 · СB (по закону действующих масс)

По мере протекания прямой реакции концентрации исходных веществ снижаются, соответственно, уменьшается и скорость прямой реакции. Скорость обратной реакции, которая в начальный момент равна нулю (нет продуктов), постепенно увеличивается. Рано или поздно наступит момент, когда скорости прямой и обратной реакций сравняются. После этого концентрации всех реагентов А, Б, В не изменяются со временем. Это значит, что реакция достигла положения равновесия, а не изменяющиеся со временем концентрации называются равновесными. В отличие от механического равновесия, при котором всякое движение прекращается, при химическом равновесии обе реакции (прямая и обратная) продолжают идти, но скорости их равны и, поэтому, никаких изменений в системе не происходит.

Химическое равновесие – состояние системы, в котором скорость прямой реакции (V1) равна скорости обратной реакции (V2).

Состояние равновесия количественно характеризуется константой равновесия, представляющей собой отношение констант прямой (К1) и обратной (К2) реакций.

Для реакции (4) константа равновесия равна:

К1 [ В ]

К = К2 = [А] [Б] где [А], [Б], [В], – равновесные концентрации веществ А, Б, В в мол/л

Константа равновесия зависит от температуры и природы реагирующих веществ, но не зависит от давления. При К > 1 в равновесной системе преобладают продукты реакции

При К < 1 – исходные вещества

Учитель: В практике часто приходится выводить систему из состояния равновесия, рассмотрим

способы смещения равновесия под влиянием внешних факторов.

Ученик: показывает и комментирует презентацию “Применение принципа Ле Шателье к реакции синтеза аммиака” (См. Приложение 3)

Принцип Ле Шателье (французский физик, химик и металловед):

Если изменить одно из условий – температуру, давление или концентрацию веществ, при которых данная система находится в состоянии химического равновесия, то равновесие сместится в направлении, которое ослабляет это воздействие.

Реакция синтеза аммиака обратимая

3 Н2 + N2 img1.gif (908 bytes) 2 NH3 + Q

Согласно принципу Ле Шателье:

  1. Чтобы сместить равновесие в сторону образования аммиака, необходимо увеличить концентрацию исходных веществ (азота и водорода) и уменьшить концентрацию продукта, аммиака, то есть вывести его из сферы реакции. Это происходит потому, что прямая реакция идет с уменьшением числа молей реагирующих веществ.
  2. Изменение давления. Синтез аммиака сопровождается уменьшением объема: из 4 моль исходных веществ образуется только 2 моль аммиака.
  3. В закрытом аппарате (колонна синтеза) продукты этой реакции создают меньшее давление, чем исходные вещества. Прямая реакция сопровождается уменьшением давления; обратная, наоборот – увеличением давления.  При увеличении давления (сжатии реакционной смеси) равновесие смещается вправо, в сторону образования аммиака, так как эта реакция приводит к уменьшению давления. Уменьшение давления, наоборот, смещает равновесие влево, в сторону увеличения давления, в направлении разложения аммиака.

  4. Изменение температуры

Реакция образования аммиака – экзотермический процесс, а обратная реакция – эндотермическая.

При повышении температуры равновесие реакции сместиться влево, в направлении реакции разложения аммиака, происходящей с поглощением тепла.

Наоборот, охлаждение реакционной смеси смещает равновесие вправо, в сторону экзотермической реакции, которая противодействует охлаждению.

Но при производстве аммиака выбирают оптимальные условия: интервал температур 500-5500 С, при котором и равновесие не слишком смещено влево, и скорость реакции достаточно высока.

Принцип Ле Шателье позволяет управлять обратимой реакцией синтеза аммиака.

Синтез аммиака – реакция экзотермическая, и теплота, выходящих из колонны синтеза газов в теплообменнике используется на подогревание азотоводородной смеси до 400-5000С. Так осуществляется принцип теплообмена. При указанных условиях синтеза (400-5000С.) и давлении 30 МПА в состоянии равновесия выход аммиака составляет 0,1-0,4 объемных долей. Поэтому смесь охлаждают, а не вступившие в реакцию азот и водород, снова направляют в колонну синтеза (циркуляционный процесс)

Виртуальная лабораторная работа (проводится в парах) (осмысление)

Учитель: Изучим химическое равновесие в растворах на примере обратимой реакции хлорида железа (III) с роданидом калия.

Учитель дает инструктаж по проведению лабораторной работы.

На всех этапах выполнения лабораторной работы осуществляется контроль действий учащихся, даются комментарии и рекомендации, предусмотренные программой “Химия 8-11. Виртуальная лаборатория”

Результаты выполнения лабораторной работы учащихся хранятся в индивидуальном файле. Учитель через преподавательский компьютер оценивает результаты.

Закрепление изученного материала.

Контроль по изученной теме осуществляется с помощью компьютерного тестирования: ЭН “Химия 8-11. Виртуальная лаборатория”

1. Какое состояние означает понятие “равновесие”?

2. Какая реакция обратимая?

NaOH + HCl = NaCl + H2O

H2 + Y2 = 2HY

C + O2 = CO2

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

3. При каком условии сместится влево равновесие реакций

CH4 + 4S; CS2 + 2H2S + Q

При понижении давления
При понижении температуры
Дополнительном введении серы
Увеличении концентрации Н2S

Разбор домашнего задания

  1. По учебнику О.С.Габриелян “Химия 11 класс” базовый уровень §16; Ответить на вопросы после § 16: № 3,4,5,6 – письменно на оценку “4”
  2. Придумать десять тестовых вопросов (для каждого 4 варианта ответов) по теме “Химическая реакция” – на оценку “5”

На оценку “3” вопрос № 1 и № 2 после § письменно

Подведение итогов урока

В контексте девиза (вместе с учащимися) учитель делает выводы по уроку, обсуждает результаты лабораторной работы и презентации учащихся, благодарит за сотрудничество.