Урок русского языка в 4-м классе. Тема урока: "Путешествие в Страну прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

обучающие: развития навыков правописание окончаний имен прилагательных, умения отличать прилагательных от других частей речи;
воспитывающие: формирование интереса к содержанию урока, к изученной теме, формирование наблюдательности, быстроты реакции, умение анализировать;
развивающие: формировать наблюдательность, мышление, воображение, формирование умения слушания и запоминание учебной информаций.

Оборудование: карточки с заданием, рисунки колодца, дворца, плакаты с заданиями, геометрические фигурки.

 Ход урока

1. Организационный момент: объявление темы, цели урока.

Слово училеля: - Ребята, нас пригласили в страну “Прилагательных” посетить сказочный дворец. Подойти к дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам препятствия, проверять знания об изученной части речи- об имени прилагательном. Итак, отправляемся в путь!

2. Первое препятствие – минутка чистописания.

Нужно перейти речку, сделав через нее мостики из букв, данных в узоров на доске:

ая.................яя
ой.................ый.............ий
ое..................ее

Узнали сочитания в узоре? (Вспоминают, что такое имя прилагательное, вопросы, что обозначает, как изменяются).

А сейчас разделимся на три группы и каждая группа пройдет по своему мостику.

1в. – 1 мост, составляет словосочитания женского рода.
2в. – 2 мост, состовляет словосочитания среднего рода.
3в. – 3 мост, придумают словосочитания мужского рода.

(Записывают и выделяют окончания).

Проверка задания.

3 мост я проверяю, остальные- поменяются с соседом и проверяют друг у друга.

Нет ошибок - берем красную фигуру,

1 ошибка – синюю фигуру.

2 и более ошибок – фигурку зеленого цвета.

1 в: тихая ночь, красная лента, большая лодка.
2 в: тихое озеро, голубое небо, красивое дерево.
3 в: легкий плащ, колючий ёж, белый ландыш.

Составьте и запишите одно предложение, употребляя эти словосочитания.

3. Второе препятствие – “Задание из колодца”.

“Утолить жажду” можно при условии, если случайно попавшие в колодец слова будут превращены в сложные прилагательные.

Человек, который любит труд – трудолюбивый.

Предмет, имеющий форму шара – шарообразный.

(Слова достаются из колодца, учащиеся записывают их, находят корни).

4. Третье препятствие –- “Продолжим дорожки, ведущие к дворцу”.

Запишите словосочитания во множественном числе.

Задания написаны на доске.

1 вариант 2 вариант
Еловая ветка Старая вещь
Туманный день Глубокое озеро
Красивая бабочка Интересная книга
Большой стол Огромный зал

Физкультминутка.

Раз, два, три!
Выросли цветы!
Влево качнулись!
Низко пригнулись!
Вправо качнулись!
Низко пригнулись!
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем радость несут!

5. Посмотрите, перед нами дворец имен “Прилагательных”. Но прежде чем зайти туда они хотят проверить ваши знания.

1-е задание: Угадай!

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри!

(Арбуз)

2-е задание: сделать морфемный и морфологический разбор прилагательных.

1 вариант – морфологический разбор прилагательного в словосочитании в чистом небе (проверяется устно).

В чистом(небе) – им.прил., ед. чис., ср. род.,

2 вариант – морфемный разбор слов:

Пришкольный, земляной, дружная.

3-е задание: - напишите окончания прилагательных (по вариантам) карточка у каждого ученика.

1 вариант 2 вариант
Последн... ночь Маленьк... девочка
Бел... ландыш Больш... журнал
Голуб... небо Чист... окно

1 вариант – составьте предложения, употребляя данные словосочитания.
2 вариант – напишите миниатюрное сочинение, употребляя данные слоаосочитания.

4-е задание: на доске слова: морской, черной, пятерка, грибной.

- Чем похожи все эти слова?
- Какое слово лишнее?

(Во всех словах есть буква “р” и пропущена безударная гласная, лишнее слова пятерка – это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные слова – прилагательные, отвечает на вопрос какой?).

5-е задание: Обозначать род имен прилагательных (работа в карточках)

Сильный Храбрый Выносливый
Смелый Честная Морской
Дорогой Лыжный Ранняя
Интересная Летнее Добрая

6-е задание: Коллективная работа.

К словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика.

Газета Пожилая, старая.
Каша Густая, дремучая.
Глаза Синие, бирюзовые.
Яблоко Изумрудное, зеленое.
Ответ Верный, преданный.

Каждый, кто выполнит это задание, может попасть во дворец.

Закрепление пройденного материала.

Вспомним, что мы повторили и запомнили об именах прилагательных (что такое имя прилагательное, вопросы, как изменяется).

Выставление оценок.

Домашние задание.

Придумайте рассказ, используя словосочетания. Придумайте названия.

Яркое солнце, тяжелая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух, легкие облака.

Запомните окончания имен прилагательных (с карточками).

Вечерн... звезда, мягк... одело, верхн... этаж, скрипуч... дерево, груст... картина, соседн... поле, летн... заря, золот... шар.

Список литературы:

  1. В.Валина “ Веселая грамматика”
  2. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова “ Справочное пособие по русскому языку”.
  3. Л.Ю. Комисарова “Дидактический материал”.
  4. Журналы “Магариф”.