Тригонометрические преобразования

Разделы: Математика


Слайд №3.

Задачи:

- повторить тригонометрические формулы;
- повторить преобразования тригонометрических выражений с помощью формул;
- проверить усвоение материала с помощью самостоятельной работы.

Слайд №4-5.

Повторение:

1) вычислите: sin2+cos2 ;
2) найдите значение sin a, если cos a = 0,8 и ;
3) найдите значение cos a, если sin a = 0,6 и ;
4) найдите значение tg a, если sin a = ;
5) найдите значение сtg a, если cos a = ;
6) упростите выражение tg 7•ctg 7;
7) найдите tg a, если ctg a = -125;
8) найдите сtg a, если tg a = ;
9) найдите cos a, если tg a = ;
10) найдите sin a, если ctg a = ;

Слайд №6-9

Формула Примеры
1) sin2a + cos2a = 1 ()

а) sin a =

 

 

 

 

б)

Вычислите:

а) Найдите значение sin a, если cos a = 0,8 и . Так как синус в IV четверти имеет отрицательное значение, то

sin a = .

б) Найдите значение cos a, если sin a = 0,6 . (косинус во II четверти имеет отрицательное значение)

2) Найдите значение tg a, если sin a = , .
3) Найдите ctg a, если ;

.

4) tg a • ctg a = 1

а) tg a =

б) ctg a =

Упростите выражение tg 7 • ctg 7.

7 , следовательно, значения tg 7 и ctg 7 существуют, поэтому tg 7 • ctg 7 = 1.

а) Найдите tg a, если ctg a = -125.

tg a = -.

б) Найдите ctg a, если tg a = .

ctg a = 1 : () = -75.

5) 1 + tg2 a =

Найдите значение cos a, если tg a = ;

. Так как косинус во второй четверти отрицателен, то

6) 1 + ctg2 a =

а) sin a =

Найдите значение sin a, если ctg a = ; . Так как синус в третьей четверти отрицателен, то sin a = -

1. Выполните задание по образцу: слайд №10.

Найдите значение всех тригонометрических функций, если sin x = 0,8, - .

Слайд №11. Решение: sin2x+cos2x=1 cos2x=1- sin2x cos2x=1-(0,8)2 cos2x=1-0,64 cos2x=0,36

cos x = cos x=0,6

tg x = tg x==

ctg x= ctg x =.

Ответ: cos x = 0,6; ctg x = ; tg x = .

2. Выполните задания в таблице:

Слайд №12-15.

Формула Примеры
sin (a+ )=sin a cos + cos a sin

следствие: sin 2a=2 sin a cos a

sin cos+cossin

Найдите значение sin 2a, если cos a=0,2.

2) sin (a-)=sin a cos -cos a sin sin cos- cossin
3) cos (a+)= cos a cos - sin a sin

Следствие: cos2a= cos2a - sin2a=1-2 sin2a =

= 2 cos2 a-1

cos cos- sinsin

Найдите cos 2a, если sina=0,25.

4) cos (a-)= cos a cos +sin a sin cos cos+ sinsin
5) tg (a+)=
6) tg (a-)=

Слайд №16.

3. Используя тригонометрические формулы выполнить из учебника №481(1,2), 484, № 457

4. Самостоятельная работа: Слайд №17-20.

1 вариант. 2 вариант.
Базовый уровень:

1) sin 170 cos 280+cos 170 sin 280

1) - ; 2) ; 3) ; 4) - .

2)

1) ; 2) - ; 3) 0; 4) .

3) – cos2+sin2

1) -; 2) ; 3) - ; 4) .

4) cos(a+) cos (a-)+ sin(a+) sin(a-)

1) cos 2a; 2) cos 2; 3) sin 2a; 4)sin2.

Повышенный уровень:

1) ;

2) (1-cos2 ?)tg2 a+1-tg2 a;

3)

Базовый уровень:

1) - cos 570 cos 330+ sin 570 sin 330

1) -1; 2) ; 3) - ; 4) 0.

2)

1) ; 2) - ; 3) 0; 4) .

3) 2cos2 -1

1) 1; 2) ; 3) -; 4) 0.

4)

1) tg (a-); 2) tg (a+); 3) tg ; 4) tga.

Повышенный уровень:

1) sin2 a (1+tg2 a);

2) ;

3)

Слайд №22.

Критерии оценивания: базовый уровень – каждое задание 1б, повышенный уровень – каждое задание 2б. Всего 10б.Оценка “2” ставится, если учащиеся набрали менее 6б;

“3” - 6б – 7б;
“4” - 8 – 9б;
“5” - 10б.

Слайд №23. Упростите выражение, используя формулы понижения степени:

а) sin2 - sin2 ;
б) sin2 - cos2 ;
в) sin2 2a + sin2 + cos(2a+)cos(2a-);
г) sin2 (a+) + cos2 (a-) – sin 2a sin 2.

Слайд №24. Оцените значения выражений, используя метод введения вспомогательного угла:

а) sin a – cos a;
б) 5cos 2a + 12sin 2a.
в) sin 2a + cos 2a;
г) 7sin a – 24 cos a.

Слайд №25.

6. Домашнее задание: № 486, 489, 490.

1. Алгебра и начала анализа. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/[Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин]. – М.: Мнемозина, 2002.- 240c.

2. Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.[А.П.Ершова, В.В. Голобородько]. – М.: Илекса, 2005.

3. Ивлев Б.М. и др. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса./ [Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд]. – М.: Просвещение, 2003. – 192 c.