Урок-проект "Веселая азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания;
  • повторение раннее изученных букв;
  • воспитание ответственности и коллективизма;
  • развитие приобретенных навыков.

Оборудование: пластилин, карточка-заготовка, картинки ко всем буквам алфавита, клей карандаш, клеенка, пенал, маленький тетрадный лист тетрадки в узкую полоску, сборник загадок для детей.

Организация урока: дети сидят парами.

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

На парте должно быть все необходимое к уроку.

Давайте начнем наш урок!
Раз, два, три-
Слушай и смотри!
Три, два, раз-
Мы начнем сейчас!

2. Повторение пройденного материала.

Игра "Угадай букву"

Учитель выставляет на наборном полотне 4-6 букв. По сигналу дети хором называют буквы. Дальше работа осуществляется в парах: один из учеников "печатает" букву (одну из тех, что выставлены на наборном полотне) на спине товарища пальцем, а тот должен догадаться какую. Потом меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не будут повторены все буквы из наборного полотна. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Игра "Пишем и печатаем"

Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатными, а другой - одноименные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечаются пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

3. Знакомство с понятием "алфавит".

Вчера вы закончили свою первую книгу, которая называется Букварь. Мы изучали их постепенно, не торопясь. А сколько букв мы изучили? (33) Кто знает, как называется набор букв русского языка в определенном порядке? (алфавит или азбука). Давайте посмотрим в нашем Толковом словаре, что означают эти слова. (Работа со словарем.)

Алфавит - стандартный порядок букв. Азбука - совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке.

Давайте, вспомним, как появились буквы. В стародавние времена люди писали не буквами, а картинками. Например, египтяне составляли целые послания в картинках. Потом их заменили значками. Наши буквы - тоже картинки, только до неузнаваемости измененные.

Буква А, например, похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии называется алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бед. Алефбед- это название состоит как бы из двух первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий из языка в язык слово алефбет все время изменялось и дошло до нас как алфавит. Родина этого слова Древняя Греция. Азбука. А это слово родилось в России . Азбука - переведенное на русский язык слово алфавит. По - древнерусски первая буква алфавита называется аз, вторая - буки. Вот и получилась аз-буки, или азбука .А слово букварь означает собрание букв, равно как словарь-собрание слов. Азбука, конечно, не сама к нам пришла. Тому что она появилась на Руси, мы обязаны двум болгарским монахам. Двум братьям - Кириллу и Мефодию. Они были учеными людьми, философами. Именно они составили русскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.

Как вы думаете, зачем надо знать алфавит?

Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)

4. Знакомство с Азбуками разных писателей.

Ребята, многие детские поэты написали веселые стихи, помогающие детям запомнить порядок букв в алфавите.

У поэтессы И.Токмаковой есть стихотворение, посвященное городу Букваринску, в котором живут люди разных профессий, в том числе и редких   (комментарии к ним читаются после стихотворения)

Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.
А- аптекарь,
Б - бочар,
В - валяльщик,
Г - гончар,
Д - дробильщик здоровенный,
Е - ефрейтор, он военный,
Ж - жестянщик-простачок,
З - закройщик-старичок,
И - историк бородатый,
К - красильщик франтоватый,
Л - лудильщик,
М - маляр,
Н - носильщик,
О - овчар,
П - писатель,
Р - радист,
С - сапожник,
Т - турист,
У - бесстрашный укротитель,
Ф - чудак фотолюбитель,
Х - художник-баталист,
Ц - известный цимбалист,
Ч - чудесный часовщик,
Ш - шофер, большой шутник,
Щ - щенок его Букетик,
Э - электрик-энергетик,
Ю - юрист,
Я - а дальше:
- это я, мои друзья!

В стихотворении встречаются названия редких профессий:

Валяльщик - мастер, валяющий валенки. Гончар - изготавливает глиняную посуду. Дробильщик - мастер, работающий на дробильной машине, которая разбивает камни на мелкие куски. Ефрейтор - второе в порядке старшинства воинское звание после рядового. Жестянщик- мастер по изготовлению изделий из жести - очень тонкой листовой стали. Закройщик - раскраивает ткань для пошива одежды. Франтоватый - человек, любящий наряжаться. Лудильщик - тот, кто покрывает предметы тонким слоем олова - полудой, чтобы предохранить металлические предметы от окисления. Овчар - работник, ухаживающий за овцами. Радист - специалист по приему и передаче сообщений по радио. Художник-баталист - изображает битвы, сражения. Цимбалист - играет на цимбалах, представляющих собой деревянный ящик со струнами, по которым бьют деревянными молоточками.

Каких букв нет в стихотворении? Почему?

Одна из самых популярных необычных азбук - это веселая азбука поэта С.Я. Маршака "Про все на свете" Азбука состоит из двустиший, посвященных буквам алфавита. Особенность двустиший заключается в том, что каждая строчка в них начинается с одной той же буквы.

Чтение детьми отрывка из азбуки С. Маршака (написано на доске).

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже:

Есть еще много таких веселых азбук в стихах. Вы можете дома найти книги с этими стихотворениями и рассказать нам о них на следующем уроке.

5. Изготовление "Веселой азбуки" для малышей.

Ребята, вспомните, когда вы впервые познакомились с буквами. Это было еще тогда, когда вы были малышами. Скажите, по какой азбуке маленьким детям интересней знакомиться с буквами? Как она должна быть оформлена?

Сегодня я предлагаю вам сделать "Веселую азбуку" для малышей. Для этого нам понадобится лист-заготовка (См. Рисунок), который лежит у вас на парте, пластилин, клеенка, клей-карандаш и цветные ручки.

Каждый из вас сделает одну страничку нашей "Веселой азбуки". Чтобы малышам было интересно изучать буквы по нашей азбуке, мы украсим его пластилиновой буквой и картинкой, а на строчках надо написать предложение об этой картинке. Можно составить свое предложение, а можно записать загадку, отгадка, которой будет картинка.

Скажите, по какому признаку вы будете выбирать картинку? (Предмет на ней должен начинаться с той буквы, которая сделана из пластилина).

Жеребьевкой распределяются буквы между учащимися в классе. Исключаются буквы "Ы, Ъ, Ь" Учитель заготавливает карточки с этими буквами заранее, они будут образцом. Если учащихся в классе меньше 30, то остальные буквы, кроме одной (ее делает учитель, показывая принцип оформления странички азбуки), тоже выполнены заранее.

Итак, в рамке на листе-заготовке дети лепят букву из пластилина. Пластилин скатывается в жгутик и выкладывается буква. Из картинок на доске каждый выбирает ту, которая подходит к его букве. Картинка клеится под строчками справа. На тетрадном листочке каждый ученик составляет предложение о предмете, изображенном на картинке, подобранной к его букве. Учитель должен проверить грамотность и только после этого учащийся переписывает его на лист-заготовку. Можно записать предложение цветными ручками. После выполнения страничка убирается в файл А5 и скрепляются в папке по алфавиту. Обложку папки можно украсить аппликацией из цветной бумаги.