Цели:
- создать условия для закрепления умений определять автора по строкам из его произведения; сравнивать темы стихотворений; выразительно читать подготовленные стихи;
- способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью изобразительного искусства;
- создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся;
- содействовать развитию у детей чуткого отношения к красоте родной природы, Родине и малой родине через поэзию.
Тип урока: повторительно-обобщительный.
Форма проведения: с применением информационных технологий.
Инструментарий:
Для учителя:
- иллюстрации художников А.А.Рылов "Закат", И.И.Шишкин "Рожь", Ф.В.Рылеев "Мокрый луг", В.С. Поленов "Золотая осень";
- толковый словарь русского языка С.И Ожегова;
- портреты поэтов И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина; книги русских поэтов и поэтов Белгородчины; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "сравнение", "олицетворение", "эпитеты";
- фамилиями поэтов; карточки со словами для речевой разминки;
- компьютер, презентация "Стихи русских поэтов".
Для учащихся: модели обложек; карточки для работы в парах; условные обозначения (для рефлексии); учебник "Литературное чтение" (авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение темы урока
- Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии. Что такое поэзия?
- Прочитайте предложения.
Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.
- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
- Что вы теперь скажете о поэзии?
- Сколько значений слова "поэзия" знаем теперь?
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
(Ученик зачитывает значения слова из словаря С.И.Ожегова.)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
- Итак, сегодня мы будем говорить о русских поэтах и их произведениях.
3. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний
- Начнем урок с речевой разминки.
Дикционные упражнения.
-Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.
Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам!
- Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?
- Один из признаков стихотворения рифма.
- Назовите ещё один признак стихотворения.
- Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать радость.
- Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.
(Вывешиваются слова "рифма", "интонация".)
Упражнения в антиципации
- Сегодня будем говорить о произведениях, написанных более 150 лет назад, и поэтому в них встречались слова, которые употреблялись тогда и не употребляются в современном русском языке. Как они называются?
- Кроме архаизмов нам встречались и непонятные слова, значение которых мы выясняли. Вспомним эти слова и их значение.
аварум (мурава) анзак (казна) ахос (соха) цетевс (светец) в.тх.я ш.б.нк. см.ж.ть л.зн.к
Работа с кроссвордом.
- Пришло время вспомнить фамилии русских поэтов, стихи которых мы читали.
- Поэт, которого сделало знаменитым стихотворение "Русь".
- Поэт, который родился в семье крепостного крестьянина, в Ярославской губернии.
- Некоторые стихи этого поэта стали народными песнями.
(Заполняется кроссворд по цепочке.)
4. Проверка домашнего задания
- А сейчас рассмотрим книги, которые вы принесли на урок. У нас получилась большая выставка.
Примерная аннотация: "Книга "Родные картинки" издана в 1991 году. Эта книга-сборник. В неё вошли стихотворения русских поэтов : . Иллюстрации выполнил : ."
3 - 4 ученика представляют свои книги (аннотация).
5. Обобщение знаний
Выявление читательского опыта.
- Продолжаем наше заключительное путешествие по миру поэзии. А поможет нам в этом наш верный друг - учебник.
<Слайд 1,2>
- Узнайте автора строф и название его произведения.
<Слайд 3,4>
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
И.З.Суриков "Детство"
- Укажите модель, которая подходит к стихотворению.
- Какую сказку увидел во сне мальчик?
(Работа с моделями обложек: зеленый - о природе, желтый - о детях, красный - о Родине))
<Слайд 5,6>
Край небес алеет
Утренней зарей,
Белый храм белеет
На горе крутой.
С.Д.Дрожжин "Зимний день"
- Укажите модель, которая соответствует стихотворению.
- С какой целью автор написал это стихотворение?
<Слайд 7,8>
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И.С.Никитин "Русь"
- Укажите модель, которая соответствует стихотворению.
<Слайд 9>
6. Физминутка
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнёмся: день хороший
И похлопаем в ладоши.
Работа по учебнику. Выборочное чтение.
- Откройте учебник на стр.4.
- Посмотрите на иллюстрации. Перед вами картины великих русских художников И.И. Шишкина, В.С. Поленова, Ф.В.Рылеева, А.А.Рылова. Какие строки этого стихотворения подходят к ним.
- Какие строки можно отнести ко всем картинам?
- И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами. И помогают им волшебные слова - краски.
(На доске иллюстрации И.И.Шишкина "Рожь",Ф.А.Васильева "Мокрый луг", А.А.Рылов "Закат".)
- Назовите их.
(На доске слова "эпитет", "олицетворение", "сравнение".)
Работа в парах
В стихотворении "Зимний день" И.С. Никитин говорит о морозе, как о живом существе. Найдите олицетворения. По задворью злится
И трещит мороз,
Иней серебрится
На ветвях берёз.
Прочитайте и найдите сравнение в стихотворении И.З. Сурикова "Детство". Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Найди эпитеты (яркие определения) в стихотворении С.Д. Дрожжина "Привет". Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И с неоглядными полями!
Краеведческий материал
- Чем восхищаются и гордятся поэты?
- Родина. С детства знакомое и близкое слово. С чего начинается Родина? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово Родина?
(Примерные ответы детей: "Русь", "Россия", "мама", "семья", "друзья", "Белгород" и т.п.)
- Сегодня на уроке я хочу представить вам книги поэтов нашего края. Это Островский Геннадий Владимирович, Огурцова Татьяна Викторовна, Карагодина Раиса Ивановна, Дьяченко Михаил Николаевич, Буханов Виталий Степанович, Брагин Владимир Антонович.
(Выставка книг белгородских поэтов.)
- Удивительные, точные слова нашли авторы, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом, о нашей природе.
- Я хочу подарить вам стихотворение Владимира Брагина "Дождик".
Дождик звонкий, дождик хлёсткий
Разгулялся за окном,
Взялись за руки берёзки
И танцуют под дождём.
Вместе с громом на повозке
Дождь промчался по селу.
Косы вымыли берёзки,
Рады солнцу и теплу.
- Какое настроение автора почувствовали после чтения этого стихотворения.
- Какие картины возникли в вашем воображении?
7. Подведение итогов
- К чему призывают нас поэты?
- Вспомним фамилии русских поэтов, стихи которых мы читали на уроках литературного чтения.
- Ребята почувствовали ли вы любовь поэтов к родине - России?
- Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал
Сегодня на уроке я повторил :
- Я думаю, что этот урок заставил вас задуматься о своём отношении к большой и малой Родине, родной природе.
8. Домашнее задание
1. Подготовьте страничку для книги-самоделки. Хотелось, чтобы в ней появились странички и наших родных авторов.
2. Выполнить задание в рабочей тетради на стр.10.
9. Рефлексия.
- Завершить урок мне хочется строками из стихотворений русских поэтов.
- Какие строки больше подходят к вашему настроению? Возле каждой строки есть условный знак.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес:
Мороз и солнце
День чудесный: