Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знание нумерации от 1 до 20, состав чисел в пределах 10, навыки сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток, умение решать простые задачи. Продолжать отрабатывать навыки безошибочного счёта.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую смекалку, умение рассуждать и доказывать правильность своих суждений.
  • Воспитывать умение работать совместно и самостоятельно, дисциплинированность, умение слышать и слушать учителя и друг друга.

Оборудование:

  • Дидактическое пособие “Спектра” - “Палитра” (задание на сложение и вычитание чисел в пределах 10).
  • Дидактическое пособие “Спектра” - “Математические кораблики” (задание на повторение состава чисел в пределах 10).
  • Математические веера (решение экспресс - задач).
  • Конструктор “Лего”.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.

- Ребята, сегодня у нас урок будет не совсем обычным. Я приглашаю вас отправиться в сказочную Математическую страну. Правит этой страной Мудрый король.

(Из “Лего” портрет короля. Рядом свиток синего цвета, в котором указ короля)

- Он издал указ: “Повелеваю ребятам выполнять все мои желания!”

  1. Основной этап.
  1. Устный счёт.

- Первое желание короля: он хочет узнать, как вы умеете устно считать в пределах 20. Итак, ребята, в путь. Впереди у нас устный счёт. Записываем в тетрадь только ответы.

Математический диктант.

  • К 10 прибавить 5.
  • Найти сумму 7 и 2.
  • Какое число больше, 17 или 18?
  • Найти разность 9 и 4.
  • 17 уменьшить на 7.
  • 4 плюс 10.
  • Какое число следует за числом 15?
  • Какое число находится между числами 17 и 19?
  • 10 минус 8.
  • Я задумала число, прибавила к нему 6 и получила 18. Какое число я задумала?

- Ребята, я называю правильные ответы, а вы проверяете. Ошибки зачёркиваем зелёной ручкой.
- Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!
- Остальные будьте внимательны, я уверена, что в следующий раз у вас всё получится.
- Итак, вы справились с первым желанием короля, и он разрешил вам путешествовать по его стране.

  1. Повторение состава чисел в пределах 10.

- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. “А у самого синего моря жил старик со своею старухой”. Ребята, из какой сказки эти слова? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
- Как вы думаете, это сказка авторская или народная? (Авторская)
- Кто автор? (Александр Сергеевич Пушкин)

- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру “Математическая рыбалка”.

(У учащихся рисунки с рыбками на состав чисел в пределах 10)

- Каждый покажет свой вариант состава чисел 8, 9, 10. (Параллельно заполняются рисунки с рыбками).

(Задание выполняется с помощью дидактического пособия “Спектра” - “Математические кораблики”)

  1. Работа с учебником. Решение задач.

- Ребята, мы летим над красивым домиком. На лужайке сидит мальчик и горько плачет. Кто же это такой? Отгадайте загадку:

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.

- Правильно, это Буратино.

- Ребята, а из какой он сказки? (“Приключения Буратино”)
- Кто является автором этой сказки? (Алексей Николаевич Толстой)
- Сейчас мы узнаем, почему он плачет. Оказывается, Буратино не может решить задачу, которую ему задала Мальвина. Ребята, давайте ему поможем.

- Откройте учебники на странице 73. Задача № 6.

(В первой части учебника 13 головоломок, а во второй – на 4 больше. Сколько головоломок во второй части учебника?)

- Что такое головоломка? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

(Учащиеся самостоятельно решают задачу. 2 детей у доски. Если у ребят затруднения, то ведётся разбор задачи)

- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- С помощью какого действия решим задачу?

Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать.

- Наш Буратино немного повеселел, ну а чтобы он совсем перестал плакать, поможем ему и со второй задачей. Задача № 5. (На выставке рисунков было 16 картин: 6 пейзажей, а остальные портреты. Сколько портретов было на выставке?)

- Что такое портрет?
- Что такое пейзаж?

(На доске портрет и пейзаж)

- Ребята, о чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- С помощью какого действия решим задачу?

(1 ученик у доски, остальные записывают решение и ответ в тетрадь)

  1. Работа с дидактическим пособием “Спектра” - “Палитра” (задание на сложение и вычитание чисел в пределах 10)

- Вот мы и помогли Буратино решить задачи. Во второй задаче шла речь о выставке рисунков.

- Что необходимо для того, чтобы создавать рисунки? (Кисти, акварель, карандаши, альбом, палитра). Художнику нужна палитра, у нас на уроке математики тоже есть необыкновенная палитра.

- Для чего нам необходима палитра на уроках математики? (Палитра помогает развивать внимание, умение устно считать)

  1. Работа с веерами. Решение экспресс - задач.

- Для следующего задания, которое нам приготовил Мудрый король, нам необходимы веера. Король проверит ваше мышление, внимание. Задачи решаем устно и показываем только ответ.

  1. На пасеке 4 медвежонка
    Играли в прятки у бочонка.
    Один в бочонок еле влез,
    А сколько убежало в лес?

-Каким действием решили задачу?

  1. Группа малышей – утят
    Плавать и нырять хотят.
    Пять уплыли далеко,
    Три нырнули глубоко.
    Сколько же утят в пруду?
    Сосчитать я не могу.
  2. Семь ромашек – желтоглазок,
    Два весёлых василька
    Подарили маме дети.
    Сколько же цветов в букете?
  3. К старой цапле на урок
    Прилетели 6 сорок.
    А из них лишь 3 сороки
    Приготовили уроки.
    Сколько лодырей сорок
    Прилетели на урок?
  4. Вот 7 дубков и 3 сосны
    Как зелены они, стройны!
    Деревьев сколько тут узнайте
    И хорошенько посчитайте

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Работа с конструктором “Лего”.

- Мы немного отдохнули, а у нас в гостях ещё один сказочный гость. Кто же это?

В сказках есть один чудак,
Всё он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт?

- Да это же Незнайка! Из какой сказки этот герой? (“Приключения Незнайки”)
- Ребята, кто автор? (Н.Носов)
- Он пришёл к нам в гости немного поучиться, ведь он же незнайка и многого не знает. Например, он не знает, что круглыми бывают не только мячи, яблоки, персики, но и числа.
- Ребята, какие числа мы называют круглыми? (Числа, которые заканчиваются нолём).
- Правильно, приведите примеры круглых чисел.

-Ну а сейчас мы немного поработаем с круглыми числами. Работать будем в парах. У вас на партах конструктор “Лего” и платы для него. 1 ряд собирает из конструктора самое маленькое двузначное число, 2 ряд – число, которое содержит 4 десятка, 3 ряд собирает число, которое содержит 5 десятков.

- Какие числа у нас получились? (10, 40, 50)
- Кроме того, что числа круглые, что у них ещё общего? (Двузначные)
- Незнайка тоже вместе с вами собирал круглые числа. Посмотрите, правильно он это сделал? (11, 2, 100) (Нет)

- Почему неправильно?

Резерв

(На доске примеры без знаков действий)

Из чисел круглых сложили бусы,
А в тех местах, где чисел нет
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

  • 30…20=50
  • 80…40=40
  • 20…70=90
  • 10…60=70
  • 30…20=10
  1. Итог урока.

- Ребята, посмотрите, у короля что-то изменилось. Вы не заметили? Свиток Мудрого короля стал почему-то другого цвета. Он стал красным. Давайте прочитаем, что там написано.

Сия бумага подтверждает,
Ученики почти всё знают.
Когда друг с другом все играют,
Конструктор быстро собирают.
Примеры и задачи решены.
Все в математике сильны.