Свойства умножения натуральных чисел (урок математики в 5-м классе)

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательная: повторить свойства умножения, изученные в 4 классе, изучить свойства умножения и запись их в буквенном виде, научить применять эти свойства при вычислении произведения нескольких чисел( достигнуть конструктивного уровня ).
  • Развивающая: развивать речь и мышление учащихся
  • Воспитывающая: учить учеников слушать друг друга, работать в паре.

Для активизации учащихся и проверки усвоения применяются: памятка по теме из учебника 4 класса, листы с заданиями, лист самоконтроля.

I этап. Повторение свойств умножения.

Сейчас мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями свойств умножения. Вспомните свойства, изученные в 4-м классе, проговорите их друг другу (в паре). Если не вспоминается, можно воспользоваться памяткой (памятки лежат у каждого на столе).

Памятка

Примеры свойств умножения Запишите эти свойства с помощью букв а, в, с.
1.Плитка шоколада имеет форму прямоугольника, разделенного на клеточки. Настоящая таблица!

Пусть в ней будет 5 строк и 8 столбцов. Сколько в ней долек?
5·8 = 40 (долек)
А теперь ту же шоколадку повернем так, чтобы у нее было 8 строк и 5 столбцов. А выражение для числа долек таково:
8·5 = 40 (долек)

Значит 5·8 = 8·5

  1. ----------------
2. Ежедневно на молокозавод 50 машин привозят молоко в бидонах. К каждой машине 24 бидона. В каждом бидоне 40 кг молока. Сколько кг молока привозят на завод ежедневно?

I способ. Узнаем сначала, сколько кг молока привозит одна машина: 40 · 24 (кг). Раз машин 50, то все вместе они привозят (40 · 24) · 50 (кг).

II способ. Ежедневно привозят бидонов на молокозавод: 24 · 50.
Раз в каждом бидоне 40 кг, то всего привозят: 40 · (24 · 50) (кг).

Значит (40 · 24) · 50 = 40 ·(24 · 50)

  1. ----------------
3. 5 · 0 = 0, 4 · 0 = 0
  1. ---------------
4. 6 ·1 = 6, 5 ·1 = 5
  1. ---------------

II этап. Изучение новой темы.

Задача: учить строить аналогии.

Мы изучим новую тему с вашей помощью. Попытайтесь эти свойства записать с помощью букв (а, в, с) в памятке. Кто не догадается, вспомните, как мы записывали свойства сложения чисел с помощью букв.

  • ученики самостоятельно заполняют памятки
  • после озвучивания записей на доске учитель записывает свойства умножения, все ученики сравнивают со своими записями.
  1. а ∙ в = в ∙ а
  2. а ∙ (в ∙ с ) = (а ∙ в) ∙ с
  3. а ∙ 0 = 0
  4. а ∙ 1 = а

III этап . Понимание. Объяснение свойств.

Задача: учить объяснять применение свойств.

Работа в группах (парах) – объяснить друг другу почему верны следующие равенства

  • 5 ∙ 7 ∙ 2 = 5 ∙ 2 ∙ 7
  • 15 ∙ (2 ∙ 6) = 15 ∙ 2 ∙ 6
  • 25 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 9 = 25 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 9
  • 25 ∙ (7 ∙ 4) = 25 ∙ 4 ∙ 7

Затем проговариваем вслух (спросить некоторые пары), и все сравнивают свои ответы с правильными.

- А если объединить переместительное и сочетательное свойство, то как можно сформулировать правило умножения нескольких чисел? (Не знают)

Ставим цель: сформулировать правило умножения нескольких чисел.

IV этап. Вычислите. Сравните методы вычисления. Какой лучше?

Задача: учить анализировать и сравнивать.

  • 8 ∙ (2 ∙ 5) = 8 ∙ 10 =
  • 8 ∙ (2 ∙ 5) = (8 ∙ 2) ∙ 5 =
  • 8 ∙ (2 ∙ 5) = (8 ∙ 5) ∙ 2 =

одновременно у доски вычисляются примеры

  • 4 ∙ (5 ∙ 3) = 4 ∙ 15 =
  • 4 ∙ (5 ∙ 3) = (4 ∙ 5) ∙ 3 =
  • 4 ∙ (5 ∙ 3) = (4 ∙ 3) ∙ 5 =

Какой из методов лучший?

- Формулируем ценное правило: при умножении можно переставлять и группировать множители любыми способами, но лучше, если при умножении будут получаться числа, оканчивающиеся на 10, 100, 1000 и т. д. или 10, 100, 1000 и т. д.

Составим таблицу подсказок часто получающихся произведений, дополняйте ее сами.

100 = 25 ∙ 4 1000 = 125 ∙ 8

V этап. Учимся сами применять эти свойства.

Кому полегче? – дать ученикам карточку с легкими примерами (обязательно решить 3 примера). Кто справится — продолжать дальше.
Кому дать примеры потруднее? – на доске: продумать письменное решение и оформление.

  • 125 ∙ 15 ∙ 31 ∙ 8 ∙ 2 =
  • 2 ∙ 31 ∙ 4 ∙ 7 ∙ 5 ∙ 25 =

Ребята, вы все должны стремиться решать примеры такой сложности.

VI этап. Работа с учебником.

№ 406 (а, б), кто справился, то № 406 (в, г). Проверка сразу

Кто научился находить произведение? Кто все решил? У кого проблемы

VII этап. Подведение итогов по листам самоконтроля:

  • 8 – 6 баллов – “ 5”
  • 5,4 балла - “ 4”
  • меньше 4 баллов – “ 3”

По итогам работы на уроке мы будем поселяться в домики, в одном будут жить те, у кого уже все получилось и они радуются, а в другом - те, кто еще своей работой не доволен.

Ученики выходят к доске и вписывают свое имя в домик.

Но у нас есть возможность осуществить переселение в лучший домик. У кого есть такое желание?

На каждую парту раздается лото по этой теме. Проверка решения сразу. По итогам решения осуществляется переселение.

VIII этап. Рефлексия.

  • Что было главным на уроке?
  • Что было интересным?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?

Дача домашнего задания: с. 88 № 405, № 407. По желанию: № 423.