План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1-м классе. Тема: "Вода в природе. Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учебные задачи:
  • повторить и закрепить пройденный материал через обучение отгадыванию загадок, кроссвордов;
  • познакомить учащихся с круговоротом воды в природе на доступном детям материале, сформировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; познакомить со свойствами воды и явлениями природы, связанных с водой;
  • работать над расширением кругозора учащихся, над активизацией их словаря, над пополнением словарного запаса учащихся.
  1. Воспитательные задачи: воспитывать экологическую культуру, сознательность: любовь к природе на основе изучаемого материала, бережного к ней отношения (негативного отношения к загрязнению окружающей среды, в частности воды), познакомить с тем, что необходимо экономить воду, бережно относиться к ее использованию.

Оборудование:рисунок “золотая рыбка”; плакат: “Круговорот воды в природе”; рисунок “самолет”; кроссворд “Зимующие птицы”; рисунки: “Снежинки”, “чайник с паром”, “сосульки”; образцы плакатов на тему: “Береги воду!”; шаблоны рисунка – плаката для всех учащихся: “Береги воду”; стакан чистой воды и пустой стакан для опыта.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Вводное слово учителя:

- Сегодня, ребята, к нам в гости на урок приплыла Золотая рыбка. А где живет Золотая рыбка, ребята?

- В какой сказке мы можем с ней встретиться? (Ответы детей).

- Золотая рыбка зовет нас к себе в гости и хочет вас познакомить со своим домом, показать вам свои владения. Рассказать вам, ребята, о том, что вода главный источник жизни, что не зря воду называют голубым богатством Земли и хочет узнать у вас, что вы знаете о ней.

- Согласимся мы к ней поехать? (Ответы детей).

- А полетим мы к ней на волшебном самолете, увидим сверху ее дом, где она живет. Давайте представим, что мы можем сверху увидеть из иллюминатора (окна) самолета? (Ответы-предположения детей).

Отгадывание загадки:

Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и ….. (вода).

-Правильно, это вода. Вода - это среда обитания рыб, в воде обитают тысячи животных и растений. Вода занимает большую часть нашей Земли. Вода так необходима всем, всем живым существам, живущим на Земле.

  1. Игра – путешествие:
  • Золотая рыбка предлагает вам такое задание. Разгадывание кроссворда “Птицы”.

По горизонтали:

  1. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
  2. Врач лесного царства, лечит без лекарства. (Дятел).
  3. На дереве сидит, “кар- кар” кричит. (Ворона).
  4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

По вертикали:

  1. Пусть я птичка-невеличка,
    у меня, друзья, привычка:
    как начнутся холода,
    прямо с севера сюда. (Снегирь).
  1. Чик-чирик!
    К зернышку прыг.
    Клюй, не робей.
    Кто же это? (Воробей).

- Что объединяет этих птиц? Что общего у них? (Это птицы зимующие). Краткая беседа: вывод о том, что птицам также как и всем необходима вода.

  • Золотая рыбка спрашивает вас, ребята, а что такое вода? Что мы с ней обычно делаем? (Пьем, готовим на ней пищу, умываемся, поливаем цветы, и многое, многое другое). (Ответы детей).
  1. Золотая рыбка предлагает вам, ребята, провести такой опыт: переливаем воду из стакана в стакан. Вывод: вода - это жидкость, ее можно перелить.

Опыт следующий: берем стакан с чистой водой. Дети убеждаются, что это обычная водопроводная вода. Смотрим на свет. Сквозь нее все видно. - Что можем сказать о цвете воды? Вывод: что чистая вода – прозрачная.

Опыт: берем стакан с водой, проверяем воду на запах. Убеждаемся, что никакого запаха нет. - Что можем сказать о запахе воды? Вывод: что чистая вода не имеет запаха.

Опыт: берем стакан с чистой водой, проверяем на вкус. Убеждаемся, что вода не имеет вкуса.- Что можем сказать о вкусе воды? Вывод: что вода не имеет вкуса.

  1. Общий вывод по опытам.
  1. Физминутка - игра : “Море волнуется…”
  2. Продолжение путешествия:
  • Знакомство с превращениями воды.

Золотая Рыбка познакомит вас с чудесными превращениями воды: в ходе беседы с учащимися, выясняется:

  1. ее можно заморозить, превратить в лед. Например, заморозить в морозильнике или вынести зимой в мороз на улицу. Сосульки – это тоже вода (показ рисунка капели).
  2. когда вода долго кипит в чайнике ( показ рисунка), из носика чайника идет пар, это показывает, что вода испаряется .
  3. вода на окне – называется иней. ( рассматриваем узоры на окне).
  4. когда тепло – идет дождь, когда холодно – идет снег. А что такое снег? Когда очень холодно, вместо дождя с неба падают снежинки – крошечные кусочки льда. (показ рисунка “снежинки”): снежинки бывают разной формы, но у них всегда шесть лучей.
  5. из воды получаются облака и тучи.
  • Следующее задание Золотой рыбки: определение погоды на сегодня:

- Какое время года? Какой месяц? Какая погода на улице? (Например, солнечная, снежная, ветреная). Работа в дневниках наблюдений

  • Знакомство с круговоротом воды в природе (на основе наглядного материала - плаката).
  1. Рассказ учителя о воде: о том, как она “путешествует” по кругу. Дети вместе учителем учатся рассуждать, как бы дополняют рассказ учителя.
  2. Вывод: вода окружает нас всюду. Никто на Земле без нее не сможет прожить, вода одно из главнейших богатств нашей Земли. Дети должны прийти к выводу, что воду необходимо беречь.
  • Знакомство с плакатами: “Береги воду!”.
  1. Дети объясняют, что они видят на плакатах, что означают эти рисунки.
  2. Рисование плаката детьми на тему “ Береги воду!
  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Понравилось ли вам в гостях у Золотой Рыбки? Скажем Золотой Рыбке спасибо за увлекательное путешествие.

-Чему учились?

Оценивание ответов учащихся.