Урок-викторина "В начале жизни школу помню я…" (лицейский период в жизни А.С. Пушкина)

Разделы: Литература


Цель: включить учеников в мир пушкинского лицейского братства и “навечно заразить Пушкиным”, показать человеческие судьбы во времени, способствовать гражданскому воспитанию шестиклассников.

Эпиграф: “У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута”. Юрий Карякин

Оформление кабинета: на доске гравюра Е.Гейтмана “Пушкин”, запись эпиграфа, рисунки учащихся.

Оборудование: фортепиано, запись симфонии Моцарта (№ 41 до мажор), компьютер, экран.

При подготовке к уроку класс делится на творческие группы.

  1. Группа оформителей отбирает рисунки для выставки, оформляет открытки-иллюстрации, визитки для участников викторины, готовит дорожки из цветной бумаги.
  2. Драматическая группа готовит вопросы-инсценировки (их три), на уроке эта группа наденет “лицейскую форму”, очень простую в исполнении: наглухо застегиваются пиджаки, поднимается и делается стоячим воротник, к нему прикрепляется красная лента.
  3. Музыкальная группа состоит из учеников музыкальной школы, в их исполнении прозвучит романс.
  4. Поэтическая группа готовит чтение наизусть поэтических вопросов.
  5. Группа знатоков станет участниками викторины, они изучают литературу, рекомендованную учителем, при подготовке к викторине используют материал предыдущих уроков, повторяют стихотворения, предложенные для чтения наизусть.

Правила игры

Викторина состоит из трех агонов (“агон” в переводе с греческого означает “соревнование”, “состязание”), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка “К 210-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина”.

Если один агонист затрудняется ответить, либо ответ его неверен, учитель обращается к зрителям. Перед тем, как агонист начнут состязаться, учитель произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:

1) красная дорожка – самый краткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;

2) на желтой дорожке участника ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;

3) зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задаст агонисту несколько вопросов. У зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибаться дважды.

Судит состязание Высокий ареопаг из приглашенных учителей и старшеклассников.

Ход урока

Звучит запись последней симфонии (№41 до мажор) Моцарта “Юпитер”.

Учитель: “Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.

Шесть лет провели лицеисты в Царском Селе. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой светлый и ясный взгляд на мир и любовь”.

Зеленая дорожка

Вопрос 1. Экран: фотография здания лицея.

Откуда пришло название “Лицей”?

Ответ: Название пришло из Древней Греции, из Афин, где философы обучали своих воспитанников, ведя беседы с ними.

Вопрос 2. Экран: портрет В.Ф. Малиновского.

“Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим”.

Вы добились отмены карцера (он появится позже), по Вашему предложению в лицее, единственном учебном заведении, были отменены телесные наказания. Ваш сын был лицеистом. Назовите свое имя.

Ответ: Василий Федорович Малиновский – первый директор лицея.

Вопрос 3. Экран: фотография Царскосельского парка.

Торжественное открытие лицея, знатные гости, великолепный обед, мальчики-лицеисты. Как же они заключили свои праздник?

Ответ: Сбросив парадную одежду, они играли в снежки.

Вопрос 4. Расскажите о форме лицеиста.

Ответ: Однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником такими же обшлагами, на воротнике по две петлицы: у младших – шитые серебром, у старших – золотом.

Желтая дорожка

Вопрос 1. Экран: рисунки лицеистов.

Заключите слова В.Ф. Малиновского: “Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче воспитание…”?

Ответ: “… воспитание достоинства”

Вопрос 2. Вы выступили с речью на открытии лицея. Это Ваши слова: “Раздался глас отечества в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями” Это Вам Пушкин посвятил строки: “… дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…”
Назовите свое имя.

Ответ: А.П. Куницын. Профессор политических наук.

Экран: во время вопроса фото физического класса.

Вопрос 3. Во сколько был утренний подъем в лицее? В 6, 7, 8, 9 утра?

Ответ: В шесть часов утра.

Пауза – перекличка лицеистов из конца в конец класса.

– Подъем по звонку в 6 часов.

– От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия.

– В 9 – чай с белой булкой.

– Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.

– Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весною,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?

– От 10 до 12 – класс.

– С 12 до часу – вторая прогулка.

– Гуляли обязательно в любую погоду.

– Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.

– В 8.30 вечера – звонок на ужин.

– За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И Кюхельбекерно, и тошно!

– После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.

– По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.

– Каждую субботу – баня.

– В 10 часов – вечерняя молитва, сон.

Красная дорожка

Вопрос 1. Экран: портрет Сперанского.

Назовите имя человека, кому принадлежала идея создания в России Лицея как высшего учебного заведения для всех сословий. Расскажите о нем подробнее.

Ответ: Идея принадлежала Сперанскому, государственному деятелю начала 19 века, человеку образованному и прогрессивному.

Вопрос 2. Экран: фото парадной лестницы.

“Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернера… нимало не имели на них действия”. Где могла появиться подобная запись?

Ответ: В “журнале поведения”, который вели все шесть лет.

Высокий ареопаг подводит итоги 1 агона, победитель выходит в финал.

Второй агон

Зеленая дорожка

Вопрос 1. Экран: фотография комнаты Пущина

Ваше лицейское прозвище – Жанно. Один из декабристов позже скажет о Вас: “Кто любит…, тот, верно, сам прекрасный человек”. Назовите себя.

Ответ: Иван Пущин.

Вопрос 2. гравюра Е. Гейтмана “ Пушкин”

Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми африканскими губами, уже не ребенок, но еще и не юноша – таким вошел в наше сознание облик юного поэта. Кто автор единственного портрета Пушкина в лицейские годы?

Ответ: Е. Гейтман.

Вопрос 3. Экран: фотография лицейской библиотеки

Много лет спустя взрослый человек, бывший лицеист, получает письмо. Вместо подписи – “№14”. От кого это письмо? И почему №14?

Ответ: Письмо А.С. Пушкина, 14 – номер его комнаты.

Вопрос 4. Экран: портреты лицеистов.

“В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много:
Неровная и резвая семья”.
Назовите прозвища лицеистов.

Ответ: Виляя, Кюхля – Кюхельбекер; Тося – Дельвиг; Паяс 200 номеров – Яковлев; Казек – Малиновский; Медведь – Данзас; Француз, Егоза – Пушкин; Жанно – Пущин; Суворочка – Ваховский.

Желтая дорожка

Вопрос 1. Экран: рисунок Пушкина. Кюхельбекер.

Лицейской жизни милый брат…”, – так писал о Вас Пушкин. Вы худ и вертляв. Ваш рост смутил портного при первой примерке. Вас боятся дразнить открыто. Вы готовы на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили вас лицеисты. Вас ждет нелегкая судьба: восемь лет вы проведете в одиночной камере и будете сосланы в Сибирь. Вы будете похоронены в городе Тобольске. Назовите свое имя.

Ответ: Вильгельм Кюхельбекер.

Вопрос 2. Экран: комната Пушкина.

Инсценировка.

Учитель: Все давно заснули. Только в номерах 13 и14 слышится приглушенный шепот.

1-й лицеист: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли…

2-й лицеист: Ты полагаешь?

1-й лицеист: Не полагаю, уверен.

2-й лицеист: Ты счастливец. Тебя все любят, а я… У меня несносный характер.

По классу проходит “дядька”. Останавливается, прислушивается к голосам.

Дядька: Нехорошо, господин Пушкин. Извольте, сударь, спать.

С кем беседовал Пушкин, и почему это было возможно по ночам?

Ответ: С Пущиным, его комната №13, а перегородка между комнатами достигала потолка.

Вопрос 3. Экран: рисунок О.А. Кипренского. Портрет Е.Н. Бакуниной.

Свою первую робкую отроческую влюбленность Пушкин помнил потом всю свою жизнь.

“В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь…”

Назовите имя “прелестной девы”

Ответ: Екатерина Бакунина – молоденькая хорошенькая фрейлина, сестра лицеиста.

Красная дорожка

Вопрос 1. Экран: рисунок Пушкина. Дельвиг.

Вы никогда не вмешивались в игры, требовавшие проворства и силы, Вы предпочитали прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Вам посвятил Пушкин строки:

“Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”.

Кто вы?

Ответ: Антон Дельвиг

Вопрос 2. Экран: вид из окна лицейской библиотеки.

Как называлось первое напечатанное стихотворение Пушкина?

Ответ: “К другу стихотворцу”

Высокий ареопаг подводит итоги 2 агона, победитель выходит в финал.

Третий агон

Зеленая дорожка

Вопрос 1. Экран: Г.Р. Державин. Портрет работы Р.Л. Боровиковского.

“Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4-ого числа будущего месяца имеет быть в оном публичное воспитание воспитанников 1-ого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст”. Чем знаменательно это испытание?

Ответ: Это был экзамен-“смотр”, чему научились за три с лишним года, “ибо достигла середины”. На экзамен должен был приехать Г.Р. Державин.

Вопрос 2. Экран: Певческий класс.

“Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, – стихами”. Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех восхитили. Что описывали лицеисты?

Ответ: Розу

Вопрос 3. Экран: Газетная комната.

Вопрос-инсценировка. Газетная комната. (Лицеисты разворачивают газеты, читают).

1-й лицеист: С крайнею и сокрушающей сердце каждого сына отечества печалью сим извещается, что неприятель сентября третьего числа вступил в Москву.

2-й лицеист: Москва горит, и сады обуглились, лицеисты не спали ночами, многие плакала.

Почему для подростка Пушкина пожар в Москве был горем вдвойне?

Ответ: Он подумал о Москве, о пепелище, где родился, где рос, куда должен был некогда вернуться, теперь некуда стало возвращаться. Дома более не существовало.

Вопрос 4. Экран: фрагмент картины И.Репина “Пушкин на лицеистском акте”

Кто описан в романе Тынянова следующим образом: “Его усадили в кресла. Потом, тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал все отчетливо, только как бы за дымкою, и не придавал всему особого значения”?

Ответ: Гавриил Романович Державин.

Желтая дорожка

Вопрос 1. Экран: Обложка “Вестник Европы”.

В журнале “Вестник Европы” появились стихи, под ним стояла странная подпись: “Александр Н.К.Ш.П”. Расшифруйте эту подпись.

Ответ: Александр Пушкин.

Вопрос 2. Экран: Царскосельский парк

Прочтите начало стихотворения “19 октября 1825 года”

Вопрос 3. Экран: Гравюра Ж.Л. Ругендаса. Пожар Москвы.

Назовите день отступления французов из Москвы. Почему для лицеистов это был двойной праздник?

Ответ: 19 октября 1812 года, годовщина лицея.

Красная дорожка.

Вопрос 1. Экран: картина И. Репина “Пушкин на лицейском акте”.

“У школяра глаза были быстрые, горячие. Державин слушал воспоминания этого птенца, которому еще нечего было вспоминать, но который вспомнил все за него в этом саду: и старые победы, и новые”, – это строки из романа Тынянова. Какого художника вдохновила описываемая сцена? Как называется его картина?

Ответ: И. Репин “Пушкин на лицейском акте”

Вопрос 2. Экран: Учебный класс.

В лицее часто проводятся соревнования по языкам. Кто случайно заговорит по -…, того штрафуют. На каком языке нельзя было говорить?

Ответ: На русском языке.

Звучит романс “Соловей” в исполнении ученицы. Музыка А.Алябьева, слова А. Дельвига. Высокий ареопаг подводит итоги 3 агона, победитель выходит в финал.

Финал

Зеленая дорожка

Вопрос 1. Экран: фото спального корпуса.

Инсценировка. Три лицеиста, обнимая друг друга за плечи, говорят задорно, с юмором.

Пущин: Я!

Малиновский: Малиновский!

Пушкин: Пушкин! Затеяли выпить гогелю-могелю.

Пущин: Я достал рому, добыли яиц.

Малиновский: Натолкали сахару…

Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.

Пущин: Разумеется, кроме нас были и другие участники.

Малиновский: Дежурный гувернер заметил какое-то оживление – сказал инспектору.

Пушкин: Тут же начались опросы, розыски.

Пущин: Мы трое явились и объявили, что это наше дело. И что мы одни виноваты.

Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы.

Каким было второе наказание?

Ответ: Сместить провинившихся на последние места за столом, где лицеисты сидели по поведению.

Вопрос 2. Экран: Акварель К.И. Кольмана “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года”.

“Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…”

Пройдут годы и ближайшие друзья Пушкина, бывшие лицеисты станут декабристами. Назовите их имена.

Ответ: Иван Иванович Пущин и Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Вопрос 3.. Вспомните названия рукописных журналов лицеистов.

Ответ: “Лицейский мудрец”, “Неопытное перо”, “Для удовольствия и пользы”.

Вопрос 4. Экран: Портреты К.К. Данзаса, В.Д. Вольховского.

“Иной под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул”.

Кто их лицеистов выбрал военную службу?

Ответ: Вольховский, Пущин, Бакунин, Малиновский – гвардейские прапорщики. Данзас – армейский прапорщик, Матюшкин – офицер флота.

Желтая дорожка

Вопрос 1. Экран: Устав Лицея.

Почему лицеисты стали “чугунниками”?

Ответ: На выпуске директор Егор Антонович Энгельгардт надел лицеистам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Вопрос 2. Экран: Гравюра из сборника “Литературный Музей. Мемориал”.

Прочтите строки из стихотворения “В альбом Пущину”.

Ответ:

“Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примеренья”.

Вопрос 3. Экран: картина Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском”.

Пушкин в ссылке в Михайловском. Рано утром 11 января 1825 года его разбудил звон колокольчика за окном.

“Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил…”

Вспомните название картины, посвященной этому событию, и ее автора

Ответ: Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском”

Красная дорожка

Вопрос 1. Экран: вид на Бальный зал и переднюю.

Продолжите слова прощальной лицейской клятвы: “И последний лицеист…”?

Ответ: “… один будет праздновать 19 октября”.

Вопрос 2. Экран: фонтан “Девушка с кувшином”.

Перед смертью Пушкин не вспомнил недавно скончавшейся матери, не позвал ни отца, ни брата, ни сестры. К кому обращается он в свои последние часы?

Ответ: Он возвращался в мир лицейской жизни. “Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, на Малиновского, мне бы легче было умирать”.

Высокий Ареопаг называет победителя.

Звездный час победителя

Вопрос: Как ты понимаешь слова Юрия Карякина, эпиграф нашего урока: “У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть, свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута”?

Слово победителю.

Учитель предлагает учащимся дома написать сочинение на тему: “У каждого человека… должно быть свое 19 октября…”