Урок музыки в 8-м классе по теме "Единый лавр их дружно обвивает". Тема четверти: «Великие наши "современники"»

Разделы: Музыка


Тема четверти: Великие наши «современники».

Тема урока: «Единый лавр их дружно обвивает» Я.Платек

ХПИ урока: «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» В.А.Сухомлинский

Цель: показать «современность» и актуальность музыки П.И.Чайковского через созвучие его оперы «Пиковая дама» сегодняшнему времени.

Основополагающий вопрос проекта: Можно ли оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» считать современной?

Задачи:

Обучающая: расширение знаний о творчестве П.И.Чайковского, закрепить понятия либретто и опера на примере фрагментов оперы «Пиковая дама»; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (в частности с «языка» литературы А.С.Пушкина на «язык» музыки П.И.Чайковского).

Развивающая: развитие образной памяти на стиль музыки П.И.Чайковского; овладение вокально-хоровыми навыками; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей и их творческой познавательной активности;

Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, способствовать формированию нравственных качеств учеников.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная.
  • Коллективная.
  • Индивидуальная.

Виды деятельности:

  • Слушание музыки.
  • Анализ музыкальных произведений.
  • Исполнение музыки.
  • Просмотр слайдов и фрагментов видеофильма.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ, погружение, рефлексия на слушание музыки; обобщение; стимулирование музыкально-творческой деятельности через оценивание учителем работы ученика; создание ситуации успеха.

Структура урока:

  1. Вступление: настрой детей на работу: определение темы и цели урока.
  2. Краткие биографические данные о композиторе. Исполнение песни «Чайковский».
  3. Защита проектов: Чем интересен сюжет оперы? (Чайковский – Пушкин). Современен ли образ Лизы? Слушание фрагментов оперы. Современен ли образ Германна? Слушание фрагментов оперы. Просмотр фрагментов видеофильма.
  4. Развязка: Исполнение песни О.Газманова «Петербург», итоги урока, рефлексия, объяснение д/з. 

Прогнозируемые результаты:

  1. Выявление актуальности и соответствие современному времени произведений А.С.Пушкина и П.И.Чайковского «Пиковая дама»
  2. У учеников возникает желание слушать эту музыку не только на уроке, но и дома, и в концертном зале.
  3. Повышение уровня музыкальной культуры.
  4. У учеников произойдет повышение нравственно-личностного уровня.

Литература

  1. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века // В.Б.Григорович и З.М.Андреева - Изд. 2-ое, исправленное - М : Просвещение, 1990.
  2. Сто великих композиторов // Д.К.Самин – М : Вече, 2000.
  3. Абрамовский Г и др. Сто опер – Ленинград : Музыка, 1968.
  4. Берлянд – Черная Е. Пушкин и Чайковский – Музгиз, 1950.
  5. Платек Я. Единый лавр их дружно обвивает // Музыкальная жизнь, 1990 №11 и №12.
  6. Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский. – М : Искусство, 1992.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Приветствие.

Напоминаю всем тему четверти: Великие наши «современники»

Кого, по вашему мнению, можно назвать современником?

Для названия темы сегодняшнего урока я выбрала слова Яниса Платека «Единый лавр их дружно обвивает».

Слайд портрет Пушкина и Чайковского.

Посмотрите на слайд – чьи портреты на нем изображены?

Постарайтесь сформулировать цель урока, глядя на портреты и название темы четверти. (Современность музыки Чайковского и произведений А.С.Пушкина.)

Петр Ильич Чайковский родился в поселке при Воткинском металлургическом заводе в семье горного инженера, начальника этого завода.

Фото родителей композитора.

Отец – Илья Петрович был необыкновенно жизнерадостный и приветливый человек. Мать – Александра Андреевна всех очаровывала своей приветливостью и добротой. В семье царили гармония и любовь.

К осени 1825 года вся семья переезжает в Петербург, где П.И. в последствии закончил Училище правоведения, которое произвело на композитора самое удручающее впечатление на весь период обучения в нем. Жизнь подростка скрашивала только музыка и воспоминания о счастливых днях в Воткинске, где он искренне полюбил на всю жизнь просторы полей, жаркое солнце, прохладу лесов, щебет птиц и пение крестьян.

Наигрываю мелодию: Знакома ли вам эта мелодия?

С творчеством Чайковского мы знакомились почти в каждом класс, поэтому вы можете определить стилистические особенности композитора. Глядя на словапесни, еще раз определите их.

Слайд слов песни «Чайковский». Исполнение песни «Чайковский».

Когда же Пушкин вошел в духовную жизнь Чайковского? В его письмах детской поры имя сравнительно недавно погибшего поэта, как ни странно, не встречается. Но косвенные указания позволяют заключить, что пушкинское имя было в доме Чайковских окружено почетом, как и во всех российских домах. Маленький Петя был любимцем гувернантки Фани Дюрбарх, которая высоко оценивала литературные способности воспитанника (даже выше музыкальных) и называла его – ле Пёти Пушкин! Именно она первая начала знакомить мальчика с произведениями поэта.

Все вы слышали эту фразу: «Что наша жизнь? Игра!». Эта фраза говорит нам о каком произведении Пушкина? (Повести «Пиковая дама».)

Петр Ильич решает написать оперу «Пиковая дама» на сюжет поэта, но что необходимо было составить перед написанием оперы? (Либретто.)

Что такое либретто?

Сообщение: «Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: мой брат Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто… Но сей последний от сочинения музыки отказался… Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его».

Так писал Чайковский Надежде Филаретовне Фон Мекк.

Вы знакомы с содержанием произведения Пушкина «Пиковая дама»? (Анекдот Томского сцепил в едином круговороте Германна, Лизу и Старуху – обладательницу страшной тайны трех карт.)

Как вы думаете, чем привлек сюжет драмы Чайковского?
Если бы вы были современным композитором, вас бы заинтересовал этот сюжет?
Был бы он для вас актуальным?

Вот мы и определили основополагающий вопрос.

Слайд "Можно ли оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» считать современной?"

Ваша гипотеза? (На этот вопрос однозначного ответа нет.)

Сообщение: «Пиковая дама» была написана в невероятно короткий срок - за 44 дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года и имела огромный успех. Ни в одной из опер на пушкинские сюжеты мы не найдем такой свободы обращения с литературным материалом: Чайковский не только самостоятельно истолковал образы, приближая их к современности, он дорисовал их, подчас меняя психологические черты.

С чего начинается любая опера? (С увертюры или интродукции.)

Что такое увертюра?

Какие образы, темы мы услышим? (Образ трех карт и тема любви, оканчивается темой старухи.)

Слушание интродукции.

Каков характер этих тем? (После неопределенного выжидательного настроения первых тактов выступает угрожающий мотив трех карт; напряжение доводится до сильного динамического взрыва; тогда выступает красивая влекущая, манящая тема любви, затем образ старухи.)

Мы открыли оперу. Каков сюжет?

Сообщение детей: В результате сравнительного анализа сюжета можно представить следующий вывод.

Слайд

У А.С.Пушкина

У М.И.Чайковского

Германн – военный инженер Германн - Гусар
На первом плане алчная идея Германна – разбогатеть любой ценой На первом плане любовная драма Германна и Лизы
Лиза – бедная воспитанница Лиза – родственница графини и её наследница
Лиза свободна У Лизы есть жених – князь Елецкий
Лиза выход замуж Введена сцена встречи Лизы и Германна у канавки, после которой Лиза погибает
Германн сходит с ума и пребывает в сумасшедшем доме После неудачной игры Германн заканчивает жизнь самоубийством
Место действия Петербург Место действия Петербург
Время действия Время действия сдвинуто на несколько десятилетий

Петра Ильича называли певцом Женщины, её рыцарем и другом. Голос Женщины царственно раздавался во всех темах любви радостной и печальной нотой. Это, возможно, зависело от того, что композитор так часто сталкивался с трагическими женскими судьбами в своей семье. Образ Лизы особенно интересовал Чайковского.

Слайд образ Лизы.

Сообщение: У Пушкина Лиза - единственная привлекательная личность, она не только «во сто раз милее» светских барышень, она одна не лишена настоящих хороших человеческих чувств; она одна способна к глубокой, благородной и бескорыстной любви, в свете играла самую жалкую роль, была самолюбива и ждала своего избавителя, мечтая выйти замуж. Мечта её сбылась.

- А какова Лиза у Чайковского?

Слушание Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер».

(Светлая грусть, нежность, любовь.)

Что общего в образе Лизы у поэта и композитора?
Современен ли образ Лизы?
Можно ли встретить такую девушку в современном обществе?
А каков же образ Германна?

Слайд – Образ Германна.

Сообщение: Германн – сын обрусевшего немца, расчетлив, бережлив, честолюбив, имел сильные страсти и огненное воображение, в душе игрок, но за игру не садился, обладал необузданным воображением. Для него тайна о трех картах – путь к богатству, а любовь Лизы – путь к тайне графини.

А каков Германн у Чайковского?
Каков характер его Ариозо?
Какие чувства охватывают героя?

Слушание «Я имени её не знаю».

- (То элегически нежная, то порывисто взволнованная, чистота и сила его чувств любви. Чувство нежности сменяется подавленной страстью при мысли о недоступности счастья.) (Одинокий бедный, но самовлюбленный до боли юноша с сильными страстями, Способный на любовь и нежные чувства. Любовь к Лизе - вот та страсть, которая целиком владеет Германном.)

Как изменился образ Германна впоследствии?

Слушание сцены у Зимней канавки видеофильма.

(Охвачен идеей выигрыша. Машинально повторяет за Лизой слова любви, не замечая её. Несвязный рассказ.)

Чем различен образ Германна у Пушкина и Чайковского? (У А.С. Пушкина он статичен, у Чайковского он показан в развитии.)

Каких три злодеяния совершил Германн? (УБИЛ старуху, себя и любовь.)

Чайковский не мог отдать своего героя во власть такого конца, как у Пушкина, он предпочел физическое его уничтожение. Умирая, Германн освобождается от навязчивой идеи.

А какие мысли и чувства в нем затеплились вновь?

Слушание «Что наша жизнь? Игра!»

(В оркестре возвращается трепетно-нежный образ Лизы – тема любви.)

Почему Чайковский возвращается к этой теме? (Только это чувство может возродить все лучшее в душе человека, только оно способно вдохновлять на подвиги, научить нас прощать и сделать человека счастливым.)

Можно ли оперу и повесть, написанные более века назад назвать современными?

Какие актуальные темы она затрагивает? (Темы Любовь, игра, азарт, жертвенность ради любви всегда актуальны.)

В каком городе происходили события этих произведений? (Петербург. Этот город вдохновил многих людей искусства на создание своих произведений.)

Исполнение песни о Петербурге под фонограмму.