Проектная деятельность учителя

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Цель: через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.

Форма проведения: тренинг.

Предварительная подготовка: подготовить геометрические фигуры разных форм и цветов, которые в дальнейшем позволят делить участников тренинга на группы.

Сценарий мероприятия

ТРЕНЕР 1: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего совещания «Проектная деятельность учителя». Проектная деятельность все глубже проникает в нашу профессиональную сферу. Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания. (Приложение 1)

Внедрение проектных и исследовательских технологий в учебный процесс вызывает у многих учителей неприятие, и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса, где учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих сторон. Но современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, обладающих способностью быть успешными и создавать новое инновационное знание, в различных областях профессиональной деятельности.

Ожидаемым результатом и критерием качества образования сегодня становиться компетентность выпускников в различных типах мыследеятельности, таких как исследование, проектирование, организация, руководство, управление, конструирование, программирование и т.д.

ТРЕНЕР 2: Познание основ научного исследования позволит повысить активность и инициативность школьников на уроках, сделать их обучение мотивированным и продуктивным, поможет привлечь к исследовательской работе более широкий круг обучающихся. С этой целью в этом учебном году в нашей школе начат курс «Введение в исследовательскую деятельность» для учеников 10-х классов. Среди этих учащихся было проведено тестирование для определения наиболее предпочтительных сфер труда и наиболее привлекательных профессий. Сейчас ученики начинают работать над своими проектами и обращаются к нам, учителям. Именно поэтому мы и собрались здесь.

ТРЕНЕР 1: Очень часто бывает, что, работая, в соседних кабинетах, мы ничего не знаем об увлечениях и интересах друг друга. Начнем наш тренинг с упражнения «Давайте познакомимся».

Упражнение 1. «Давайте познакомимся». В течение 5 мин группе предлагается подготовить сообщение о каждом участнике и о группе в целом. При подготовке, забудьте, что вы являетесь учителями.

ТРЕНЕР 2: Вспомним правила любого тренинга:

  • Проявлять уважение к выступающему.
  • Правило «здесь и сейчас».
  • Правило поднятой руки.
  • Соблюдение регламента.
  • Краткость – сестра таланта.
  • Отвергая – предлагай.

Выступление спикера или группы.

ТРЕНЕР 2: Говоря о проектной деятельности, многие говорят: «Я не ученый, чтобы заниматься исследованиями». Образ ученого отталкивает многих. Так как же выглядит ученый на ваш взгляд?

Упражнение 2. «Образ ученого». Работа в группе 3 минуты.

Опишите внешность ученого.

Какая речь должна быть у ученого?
Какими жестами и мимикой обладает ученый?
Каков круг интересов и мировоззрение ученого?
Каков быт и отношения с членами семьи?

Выступление спикера группы.

Благодаря этому упражнению мы получили собирательный образ ученого. Все эти характеристики не присущи одному человеку. Существует несколько типов личности ученого. Сейчас мы познакомимся с ними.

ТРЕНЕР 2:

Упражнение 3. «Типы личности ученого».

Каждая группа получает текстовый материал небольшого объема. В течение 8-10 минут, группа знакомится с ним, обсуждая непонятные места. Затем тренер собирает раздаточный материал.

Группа 1.

Тип личности ученого: «Делатели»

1. Собиратель фактов. Его интересует только обнаружение новых фактов. Поскольку эти факты ранее не были опубликованы, все находки для него одинаково интересны, и он не пытается подвергать их оценке. Обычно он хороший наблюдательи добросовестно относится к своей работе, но начисто лишен воображения. Собирателифактов могут обнаруживать материалы, нужные впоследствии для других ученых... В чистом виде встречается крайне редко.

2. Усовершенствователъ. Эта разновидность ученого близко связана с предыдущей. Ее представитель постоянно пытается улучшить аппаратуру и методы исследования, настолько увлекаясь их совершенствованием, что руки у него так и не доходят до применения достигнутого им по назначению. Подобно «собирателю фактов», он рассматривает исследовательский материал как «вещь в себе». Впрочем, «усовершенствователь» много оригинальнее, обладает большим воображением и больше увлечен работой.

Группа 2.

Тип личности ученого: «Думатели»

1. «Книжный червь». Обычно очень интеллигентен и демонстрирует большую предрасположенность к философии, математике или статистике; он прекрасно информирован о наиболее сложных теоретических аспектах биохимии и биофизики. Часы, проводимые им в библиотеке, лишают его руки сноровки, необходимой для лабораторной работы. Перед тем как приступить к эксперименту, он досконально изучит работы в этой области, после чего решит вовсе не проводить эксперимента, поскольку тот уже проведен или бесперспективен.

2. Классификатор. «Классификатор» состоит в близком родстве с «собирателем фактов», но предпочитает только тесно связанные факты, которые можно выстраивать в ряд. До некоторой степени он теоретик, поскольку предполагает нечто существенно общее в создаваемых им группах объектов, но редко идет дальше и анализирует природу этой общности. Давая этим группам обозначения, он тем самым удовлетворяет свою потребность в этом отношении. Среди медицинских специальностей «классификаторы» более всего «обжили» дерматологию. По примеру зоологической, ботанической и микробиологической систем терминологии бесчисленные вариации кожных заболеваний получили ученые греко-латинские названия (нередко включающие имена их «крестных»). Классификаторы внесли огромный вклад в создание современной науки, ибо идентификация естественных явлений и их систематическая классификация—это первый шаг на пути создания теории. У «классификатора» подлинно научная душа; он получает наслаждение от созерцания совершенства природы, хотя редко идет дальше своей удачной попытки соединить подобные вещи.

Группа 3.

Тип личности ученого: «Думатели»

1. Аналитик. Определенная аналитическая работа является обязательной предпосылкой всех видов классификаций синтеза, ибо без нее ни одно исследование не будет иметь должной полноты. К сожалению, однако, «аналитик» просто забывает, что разбирать вещи на составные части можно с единственной целью — узнать, как их потом собрать вместе, по возможности усовершенствовав.

2. Синтезатор. Его синтезаторский талант — в основном от практических и интеллектуальных навыков. Способность к синтезированию проявляется в самых разнообразных областях: химии, измерительных процедурах, теоретизировании или же в пластической хирургии. «Синтезатор» — это высший тип ученого, поскольку анализ и классификация служат только предпосылками для синтеза.

Группа 4.

Тип личности ученого: «Чувствователи»

1. Крупный босс. Его главная цель — успех, успех в чем угодно, успех ради успеха.

2. Хлопотун. Они испытывает настолько сильное нетерпение сделать все побыстрее, что у него не остается времени подумать, а что же именно надо делать. Умея использовать случай и будучи трудягой, он исследует вопрос не потому, что тот его особенно интересует, а потому, что волею обстоятельств он располагает всем необходимым для получения быстрого ответа.

3. Рыбья кровь. Он демонстративно-невозмутимый скептик. С отсутствующим видом он бормочет что-то: «Ничего, не стоит расстраиваться», «Скорее всего, это не будет работать», «Вы не доказали свою точку зрения, если ее вообще возможно доказать», «Вы не первый это обнаружили...» В общественной жизни он руководствуется правилом: «Не проси об одолжении, не делай одолжений». Конец же его пути сопровождается: «Ни достижений, ни попыток, ни ошибок».

4. Самолюбователь. Воплощение чистого эгоцентризма, он пребывает в постоянном восторге от своих талантов и готов на любую жертву для их реализации. Проводя ту или иную операцию, он повествует всем и каждому о немыслимых сложностях, с которыми, разумеется, ему пришлось столкнуться и которые, разумеется, он успешно преодолел.

Группа 5.

Тип личности ученого: «Чувствователи»

1. Агрессивный спорщик. В научных спорах его интересует лишь собственная правота, и для отстаивания своей позиции он нередко прибегает к сомнительным аргументам, а порой и к прямому блефу. Это опасная разновидность «самолюбователя»: «одной левой» он может разрушить гармонию даже самого сплоченного коллектива.

2. Первостатейная акула. Главная его забота — вставить свою фамилию в невозможно большее число публикаций, в лаборатории он постоянно раздражает коллег претензиями на то, что все их работы стимулированы его собственными, ранее высказанными, соображениями. При этом он может быть очень настойчивым, если чувствует, что прав, или же крайне осторожным, маскируя свои суждения ссылкой на их самоочевидность, если знает, что блефует.

3. Святой. Воистину целомудренный в мыслях, словах и делах, он — Рыцарь Добра и Справедливости. Он не играет роль святого: он на самом деле таков. Но встречаются они не чаще, чем один на миллион, так что оставим их образ незапятнанным, как символ чистоты, недосягаемый для нашей низменной критики.

4. Святоша. Он имитирует подлинно «святого». С нарочито скромными, ханжескими повадками он разыгрывает безупречного рыцаря науки. Его улыбка излучает доброту и праведность, терпимость и сочувствие к своим коллегам, которые просто недостаточно хорошо понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Этот тип почти так же редко встречается в лабораториях, как и настоящий «святой», чтобы указывать путь.

После этого формируем новые группы по цвету фигурки; таким образом, мы получим несколько групп по 5 человек в каждой. Каждый член вновь сформированной группы делится той информацией, которую он получил в предыдущей группе. В результате этого за короткое время будет изучен и закреплен достаточно большой объем нового материала.

Опрос, сопровождающийся презентацией «Типы личности ученого».

Кто такой ученый «Усовершенствователь»?
Какого ученого можно назвать «Класификатором»?
Кто такой ученый «Аналитик»?
Кто такой ученый «Книжный червь»?
Кто такой ученый «Синтезатор»?
Кто такой ученый «Хлопотун»?
Кто такой ученый «Агрессивный спорщик»?
Кто такой ученый «Первостатейная акула»?
Кто такой ученый «Святой»?
Кто такой ученый «Собиратель фактов»?

Ни один из названных прототипов не существует в чистом виде; их характеристики порой перекрывают друг друга, и вдобавок отдельные индивиды могут обладать дополнительными характеристиками, что послужило бы оправданием для бесконечного расширения этого перечня типов.

Кто относит себя к «думателям», «делателям», «чувствователям»?

(Приложение 2)

ТРЕНЕР 1:

Упражнение 4. «Качества, которыми обладает исследователь». Работа в группах.

Каждой группе выдается несколько полос белой бумаги, на которой будут зафиксированы те качества, которыми, по мнению группы должен обладать исследователь. Затем эти листы с помощью скотча крепятся на доске по трем типам качеств: когнитивные, креативные, оргдеятельностные.

После работы в группах на экране появляется полный перечень качеств исследователя. (Приложение 3)

ТРЕНЕР 2: Для дальнейшей работы нам предстоит пересесть в прежние группы.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит - найти проблему?

Формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное. Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к неизвестному, конкретное знание о незнании. Сущность проблемы заключается в противоречии между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Самый простой развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Выбирая новую точку зрения, подумай о словах классика: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения».

Для развития умения видеть проблемы, формирования продуктивного мышления, развития умения смотреть на мир другими глазами проведем упражнение «Изменение точки зрения на объект».

Упражнение 5. «Изменение точки зрения на объект». Работа в группах.

Методика «продолжение неоконченных рассказов от имени разных персонажей» позволяющая смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения.

«Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...»

Вам предстоит завершить рассказ исходя из разных точек зрения, представив, что вы:

  • Ребёнок и просто гуляете во дворе с друзьями. Как вы отнесетесь к появлению первого снега?
  • Водитель грузовика, едущего, по заснеженной дороге ...
  • Зайчик или лисичка в лесу ...
  • Аким города.
  • Молодая мама, спешащая в детский сад, а затем на работу.

ТРЕНЕР 1: Для многих, желающих заняться исследованиями, одной из важных проблем становится проблема выбора темы. Существуют правила выбора темы исследования. (Приложение 4)

ТРЕНЕР 2, ТРЕНЕР 1:

Упражнение 6. Постановка цели, задач, формулирование гипотезы для заданной темы исследования.

Каждая группа выбирает тему из предложенных тему:

  1. Активизация мыслительной деятельности как одно из условий обеспечения высокого качества памяти.
  2. Атмосфера эмоционального комфорта на уроке.
  3. Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения.
  4. Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения.
  5. Возможности образовательных ресурсов Интернета в работе творческих учителей.
  6. Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство повышения мотивации школьников к обучению.
  7. Индивидуально-дифференцированный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающих технологий.
  8. Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся.
  9. Концептуальные основы модели школы естественно-математического направления.
  10. Интегрированные уроки в процессе обучения как условие профессионального развития.

Защита спикерами экспресс-проектов.

Рефлексия. (Приложение 5)

  1. Готовы ли вы к исследовательской работе?
  2. Понравилась ли Вам тренинговая форма работы?
  3. Как Вы отнесетесь физминутке в тренинге?
  4. Понравилось ли Вам работать в группах сменного состава?
  5. Желаете ли Вы, чтобы мы продолжили тренинги по проектной деятельности?
  6. Какие упражнения Вам запомнились больше всего?
  7. Что Вам не понравилось в тренинге?

«Лестница жизни полна заноз, но больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз» (У. Браунелл)

Спасибо всем. Будем ждать Вас на следующем тренинге, который состоится на зимних каникулах.