Информационная книга "Играй, да дело знай" как одна из форм взаимодействия с родителями

Разделы: Работа с родителями


Ни для кого не секрет, что совместная деятельность логопеда и родителей приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Исправление речи детей будет происходить успешно, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрослых. Родители – это важнейшее звено коррекционно-педагогического воздействия. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Следовательно, основными задачами логопеда при взаимодействии с родителями являются:

  • формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;
  • помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка;
  • выбрать правильное направление домашнего обучения;
  • вооружить определенными знаниями и умениями;
  • наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Очень важно сделать родителей активными участниками коррекционно-педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно. Для этого используются разнообразные формы работы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, открытые занятия, семинары-практикумы, оформляются специальные стенды, информационные выставки, папки-передвижки.

Мы создали информационную книгу в помощь родителям «Играй, да дело знай» (рисунок 1), (рисунок 2), которая содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

Рисунок 1

Рисунок 2

Книга содержит следующие разделы:

  • «Веселый язычок» (рисунок 3);

Рисунок 3

  • «Озорной ветерок»;
  • «Умные пальчики» (рисунок 4);

Рисунок 4

  • «Веселая разминка»;
  • «Научите говорить меня правильно» (рисунок 5);

Рисунок 5

  • «Стихи учу – четко говорю» (рисунок 6);

Рисунок 6

  • «Играй-ка».

В совместной работе с родителями по коррекции общего недоразвития речи детей используем карточки с заданиями. Родители имеют возможность развивать общие речевые навыки (упражнения на дыхание), совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику, контролировать речевую активность детей, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширять словарный запас, развивать основные психические процессы.

Материал карточек служит ориентиром на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно и осознанно включаться в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта.

Например, при изучении лексической темы «Семья» родителям рекомендуется закрепить с детьми: мимические и артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, лексическую тему и примерный словарь, стихи для автоматизации и дифференциации звуков, игры для развития психических процессов.

В домашних заданиях используются игры, предложенные нами и авторами, указанными в списке литературы.

1. «Веселый язычок» – артикуляционная гимнастика, сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе),

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверушкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед-назад).

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперед).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперед-назад).

И на зигзаг ее переключила (узкий язык двигается влево-вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покататься успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: « Бл-бл-бл-ла» (широкий язык ходит вперед-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

2. «Озорной ветерок» – упражнения на дыхание «Вся семья подует».

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через рот.

Папа подует высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Мама подует низко, (руки вверх перед собой, присесть и подуть)

Сестренка подует далеко, (руки перед собой, наклон вперед, подуть)

А братишка близко. (руки положить на грудь и подуть на них)

«Зарядка».

Выполнение соответствующих движений под чтение текста, дыхание свободное.

Все выходят по порядку (ходьба на месте),

Дружно делают зарядку:

Влево – вправо! Влево – вправо (наклоны)!

Получается на славу (присесть)!

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!

Теперь можно отдохнуть (стряхнуть ступни ног).

Раз – два! Раз – два (наклоны туловища)!

Замелькали пятки (бег на месте),

Как чудесно босиком (бег на носках)

Бегать на зарядке (бег на пятках)!

Умеют все ребятки

С носочков вставать на пятки (соответствующие движения),

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

3. «Умные пальчики» – пальчиковая гимнастика «Семья».

Как у нас семья большая да веселая: (Хлопают в ладоши).

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы на обеих руках).

Два учиться хотят, (Загибают указательные пальцы на обеих руках).

Два Степана у сметаны – объедаются, (Загибают средние пальцы).

Две Дашки у кашки – питаются, (Загибают безымянные пальцы).

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы).

Игра «Помощник».

Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.

Методические указания: ребенок с закрытыми глазами сортирует крупу.

Игра «Косички».

Для своей сестрички,
Я плету косички.
Из шнурка и тесьмы.
С нею очень дружим мы.

Методические указания: для «начинающих» детей предлагаются шнурки, затем усложнение – тонкая тесьма.

Игра «Собери бусы».

Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.

Методические указания: ребенку предлагается нанизать на нитку бусинки или пуговицы.

4. «Веселая разминка» – координация слова с движением «Если был бы я девчонкой…».

Если был бы я девчонкой, (Идут по кругу).

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, (Останавливаются и повторяют движения в соответствии с текстом).

Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (Прыгают на месте).

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка? (Мальчики машут рукой).

Я бы маме так помог! (Ставят руки на пояс).

Мама сразу бы сказала:

– Молодчина ты, сынок. (Вытягивают руки вперед ладонями вверх).

5. «Научите говорить меня правильно» – работа по лексической теме «Семья».

  • Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. (Дима – мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки).
  • Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами. (Бабушка работает в магазине. Она продает посуду).
  • Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Бабушкин день рождения»).
  • Выучить 2–3 загадки или четверостишия о членах семьи.
  • Пословицы и поговорки:

– В семье любовь да совет, так и нужды нет.

– Согласную семью и горе не берет.

– В семье и каша лучше естся.

– Вся семья вместе, так и душа на месте.

– Добрая семья прибавит ума-разума.

– В гостях хорошо, а дома лучше.

6. «Стихи учу – четко говорю» – автоматизация и дифференциация звуков Л – ЛЬ – Р – РЬ.

Ла – ла – ла – девочка спала.
Ля – ля – ля – вот моя земля.

Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила,
Мама Милу похвалила.

Едет Владимир
В город Владимир,
Так как у Владимира
Родные во Владимире.

Ра – ра – ра – снежная гора.
Ря – ря – ря – синие моря

Готовит Раиса
Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

Громыхает грозный гром,
Где-то в роще за бугром, –
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Юра у Юли забрал юлу,
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь баз Юли.

Незнайкины стихи – на развитие фонематического слуха.

Грустят на пригорке
Две стройные ёрки.

Был закат и тих, и светел,
Но потом поднялся ветел.

Мама, мама, мне поверь:
Сам убрал свою постерь.

Встал Илья на тонкий лёд
И хотел пойди впелёд.

7. «Играй-ка» – развитие психических процессов, игра «Скажи наоборот».

Далеко не каждый ребенок легко подберет «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно, прежде всего, для сравнения, т.е. развития мышления.

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи.

Взрослый бросает мяч, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово антоним, бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».

Существительные: смех –…, лето –…, день –… и т.д.

Глаголы: пришел –…, нырнул –…, влетел –… и т.д.

Прилагательные: широкий –…, маленький –…, богатый –… и т.д.

Наречия: далеко –…, высоко –…, глубоко –… и т.д.

Игра «Слово на заданный звук».

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала – любых слов на какой-либо звук, а потом – по изучаемой лексической теме, например: «Назови имя девочки, название которого начинается со звука «А» (Аня, Анжела, Ангелина …).

Список использованной литературы:

  1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 1999.
  2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., 2002.
  3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб., 2003.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001.
  6. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1994.