Урок–игра "Математический Олимп"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель: расширить у учащихся представление о применении математики и математических знаний в жизни человека.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся о применении математики в окружающем мире;
  • воспитывать положительную мотивацию к математическому учению.

Конкурс проводится в течение двух дней.

1. Этапы проведения конкурса:

  • 1 этап – подготовка Математической газеты
  • 2 этап – заочная математическая викторина.
  • 3 этап – математическая игра – “Самый смекалистый”
  • 4 этап – защита выбранных проектов

2. Место и время проведения конкурса

  • 1 этап – математическая газета – зал “Линейки” Спец ПУ № 1 закрытого типа – 3 ноября.

Критерии оценивания:

  • научность,
  • содержательность,
  • занимательность,
  • оформление.

2 этап – викторина – вопросы викторины выдаются группам 1 ноября, результаты сдаются 6 ноября.
3 этап – игра – проводится в актовом зале 7 ноября в 10.00
4 этап – защита проектов – проводится в актовом зале 8 ноября в 10.00

3. Оформление, оборудование и материалы

Мультимедийная установка, математические газеты, реквизит для защиты проектов.

4. Участники конкурса

Участниками являются все желающие учащиеся (с 4 по 9 классы, группы НПО). Руководителями групп являются воспитатели. Группы из воспитателей и воспитанников формируются добровольно. Тема проекта определяется группой самостоятельно.

5. Порядок оценивания конкурса.

Конкурс поэтапно оценивается по 12-тибалльной системе.

6. Комиссия по подведению итогов – “Ученая коллегия”

Ступин А. Н. – мастер п/о
Кундиус О. В. – преподаватель черчения
Легкая Л. Н. – мастер п/о
Косяков С. И. – мастер п/о
Гладконогих В. А. – социальный педагог
Гришина И. А. – педагог-психолог
Диденко Ю. А. – преподаватель физики.

7. Ответственный за организацию и проведение конкурса “Математический Олимп” Богданова Н. Г., преподаватель математики и информатики

8. Награждение

Группа-победитель награждается дипломами и сувенирами.

Организатор: Богданова Н. Г.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7

День 1

Игра “самый смекалистый”

Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрию.
Написал на воротах своей академии Платон

Тур 1

За каждый верный ответ выставляется 1 балл. Отвечает тот, кто знает верный ответ.

Вопрос 1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Вопрос 2. Из трехзначного числа вычли двузначное, получили однозначное. Назовите эти числа. ( 100 – 99 = 1)

Вопрос 3. Вставьте недостающее число (5)

Вопрос 4. Продолжите числовой ряд

7, 13, 24, 45, ? (86)

Вопрос 5. Ребус (исполнитель)

Тур 2

Задание в конвертах выдается командам, которые выполняют на местах в течение 12 – 15 минут, затем сдают ученой коллегии. В это время со зрителями организуется небольшое развлекательное упражнение: необходимо назвать и по возможности напеть песню, в тексте которой встречаются числа.

Задание 1. Поставьте знаки и скобки, чтобы равенство было верным

1 2 = 2

3 2 1 = 2

1 2 3 4 5 = 3

1 ´ 2 = 2

3 – 2 + 1 = 2

(1 + 2 + 3 × 4) : 5 = 3

Задание 2. Проведя один разрез, получим две части, два разреза – 4 части, три разреза – 6 частей и т.д.

“Хорошо, – сказала Алиса,- я разрежу торт на 8 частей тремя прямолинейными разрезами”.

Как она может это сделать?

Задание 3. Анаграммы

Необходимо из букв данного слова составить другое слово

Загон –
Рагу –
Иголка –
Топор –
Газон –
Угар –
Логика –
Ропот –

Задание 4. “Учимся замечать главное”

Из слова получить другое слово, заменяя только по одной букве

Кора – Нога

Кора

Нора

Нога

Задание 5. Найдите 11 отличий

Тур 3

В этом туре демонстрируется межпредметная связь математики и других учебных предметов. Команды поочередно выбирают рубрики и отвечают на вопросы. Если команда не может ответить, то право ответа переходит другой команде.

История

  • Культ этого числа зародился в Древнем Вавилоне.
  • Именно столько планет видели древние астрономы, наблюдая небо
  • Это число стало символом благоприятствия
  • Особенностью этого числа, как доказал американский ученый Миллер, является пропускная способность нервной системы человека

Число 7

Литература

В одной из сказок говорится об одном и том же герое, который представлял собой подобные фигуры.

Назовите его имя.

Гулливер –  у великанов
– у лилипутов

География

Отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в натуре. Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель – числу, показывающему степень уменьшения длин линий

1 : 1000000

Масштаб

Русский язык

Как называется часть речи, обозначающая число?

Числительное

Физкультура

В 420 г. до н. э. афинское войско наголову разбило войско персидских завоевателей. Именно это расстояние пробежал воин-победитель, принесший в Афины весть о победе.

Впоследствии это достижение стало одним из видов Олимпийских игр

40 км 192 м

Физика

Этот ученый, изобретением которого был телескоп, известен в большей степени как физик, но он внес большой вклад и в математику.

Именно о нем говорили: “Тот, кто по гениальности превосходил род человеческий”

Исаак Ньютон

Иностранный язык

Как по-английски будет читаться число 24

Twenty for

Химия

Эта запись выполняется при решении химических задач и описании химических реакций, где присутствуют элементы до и после взаимодействия, расставляются коэффициенты, уравнивающие количество вещества

Уравнение

Биология

Сердце человека делает в среднем 75 биений в минуту.

Сколько биений сделает сердце человека за 10 минут?

750

Музыка

Кто из великих ученых считал, что музыка – это та же математика, и сочинял научно обоснованные мелодии, которые бы лечили, “очищали” человеческие действия и восстанавливали первоначальную гармонию.
Пифагор

Здесь неизвестность – не повод для страха,
Здесь любопытство выводит из праха
Тайны былого и мудрость веков,
Освобождая наш ум от оков
О. Коровницкая

День 2

Олимп...

Каждый, кто слышит про Олимп, сразу вспоминает мифы Древней Греции, про которую А. С. Пушкин сказал: “Страна героев и богов”.

Олимп – наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м)

Олимп – священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. Жизнь богов на Олимпе описана в произведениях Гомера – “Илиаде” и “Одиссее”. Причем, заглянув на Олимп, мы увидим здесь –палестру (школу) – школу для богов! Ведь еще Платон сказал: “Изучение геометрии приближается к бессмертным богам”

Сегодня мы собрались для того, чтобы взойти на “Математический Олимп”

Для самодостаточного, уверенного в себе человека естественно стремиться к совершенству. Это же мы и делали при подготовке к восхождению на самую вершину “Математического Олимпа”

Вы уже прошли три этапа восхождения. Остался последний – вершина. Кто будет на ней, наверное, не важно, ведь каждый, кто участвовал в восхождении, наверняка многое узнал, попробовал, многому научился. А это – самое главное. Я всем желаю успеха и удачи .

Представляю вам заседателей “Ученой комиссии”

Итак, первым этапом было художественное изображение математики. Каждый увидел ее, математику, по-своему.

Оценки за стенгазету.

Следующий этап – заочная математическая викторина.

Викторина. Оценки за викторину.

Третьим этапом была игра “Самый смекалистый”.

Итоги игры.

Сейчас, последним этапом восхождения, будет презентация, представление выбранной Вами математической темы.

Завершить хочу следующими словами Аристотеля:
Совершенным считается то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7