Цели:
- Продолжать работу над выразительностью речи.
- Закреплять материал, изучаемый на занятиях (ознакомления с окружающим, обучение грамоте, развитие речи).
- Создать эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.
- Увлечь детей сказочным сюжетом.
Задачи:
- Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось) и их детёнышей.
- Закреплять знания детей о понятиях «звук», «слог», «слово»; умение выделять звук, сопоставлять звук с его буквенным изображением, делить слова на слоги.
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать любовь, интерес к миру животных.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин.
- Беседы и рассказы воспитателя.
- Чтение художественной литературы.
- Загадывание и отгадывание загадок.
Оборудование: угощения и игрушки, в названиях которых есть звук р, «денежки» (картонные кружки, на каждом написана одна согласная буква), «узелок» с гостинцами, шапочки-буквы, разрезные картинки, пирожки, дуга, колокольчик; картинки, разрезанные на 6-7 частей (волк, заяц) (по количеству детей), 3 елочки и домик (декорации).
ХОД РАБОТЫ
I. Организационный момент
Звучит «Песенка Красной шапочки (аудиозапись).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть! Мы очень хотим, чтобы эта встреча запомнилась вам улыбками, весельем, хорошим настроением. Вы услышите, как наши ребята научились громко, красиво и выразительно произносить слова и звуки. Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в сказку. Сказки бывают веселые и грустные, но обязательно с хорошим концом. В сказках всегда побеждает добро. А еще в сказках происходят чудеса, вот и нас сегодня тоже ждут чудеса.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете сказки? (Ответы детей.) Какими словами чаще всего начинаются сказки? («Жили-были...», «В не котором царстве, в некотором государстве...») Вот и наша сказка будет начинаться так «Жила была девочка такая умная и послушная. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку».
Ребенок продолжает рассказывать начало сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
Ребёнок: Соседи про нее так и говорили: «Вот Красная шапочка идет»! Как-то раз мама напекла пирожков и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная шапочка к бабушке, отнеси ей пирожков, да горшочек масла, да проведай, здорова ли она.
Воспитатель: Красная шапочка позвала с собой друзей, потому что ее бабушка жила далеко, к ней надо было идти через лес. Давайте, ребята, отправимся в гости к бабушке. Только сначала побольше угощений купим для нее в магазине. Возьмите «денежки».
Игра «Магазин»
Педагог раздает детям «денежки» – картонные кружки (на каждом кружке написана одна согласная буква). Воспитатель выступает в роли продавца. Дети «покупают» угощения и игрушки – за пирожки дают «денежку», на которой написана буква «р» и т. д. При этом дети определяют, на каком месте в слове стоит данный звук.
Появляется Красная шапочка (ребенок) и читает стихотворение:
Девочка хорошая.
По лесу идет.
Но не знает девочка,
Что опасность ждет.
Красная шапочка видит на елочке картинку с силуэтом белочки и читает:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Кто это?
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Вы отгадали загадку, и белочка откроет вам секрет. Она шла в гости, несла узелок с гостинцами, но услышала, что рядом бродит волк, испугалась и убежала, а гостинцы оставила нам. Но их нужно найти. Для этого надо выполнить еще одно задание. Белочка просит вас поиграть с ней.
Игра «Какие животные спрятались на картине» («зашумленные» картинки)
Дети по очереди называют зашифрованных диких животных.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали. А теперь нужно подлезть под дугу, не задев колокольчик, а то волк услышит его звон и прибежит. Под третьей елочкой вы найдете узелок.
Дети выполняют задание и находят под елочкой узелок с гостинцами.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! Слышу, кто-то к нам стучится! (из-за двери слышится вой: « У-у-у».)
Говорят, зовут волчище.
Что же делать нам друзья?
К нам пустить его на праздник
Или может быть нельзя?
Появляется Волк (взрослый).
Волк. Здравствуйте, ребята! Я слышал, что колокольчик звенит, поэтому и прибежал к вам. За мной охотники гнались. А куда это вы идете?
Дети. К бабушке в гости!
Волк. А что это у вас в корзинке? (Забирает корзинку)
Дети.
В корзине есть у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки.
Очень вкусные ватрушки,
И бисквиты, и печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Волк. Хорошо вам, у вас бабушка есть ... А меня никто не любит, поэтому я злой и друзей у меня нет. (Поет.)
Я живу в лесу далеком,
До чего ж мне одиноко ...
Вы меня боитесь?
Дети. Да.
Волк. Не бойтесь, я буду добрым, если вы будете дружить со мной.
Дети. Хорошо, будем с тобой дружить.
Волк. Тогда улыбнитесь мне! (Замечает Красную шапочку.) О, да это же сама Красная шапочка!
А ну давай, рассказывай,
Дом бабушки показывай.
Ведь у меня давным-давно
Живот от голода свело.
Дети встают у стульчиков и произносят:
Волк-волчище, что с тобой?
Ты совсем-совсем больной.
Как ты, бедный, похудел,
Видно целый год не ел?
Волк.
Нездоровится мне что-то.
Лезет шерсть, в костях ломота,
Колет в сердце, в лапах дрожь ...
.Дети.
Волк, волк, послушай, серый,
Ты в лесу ведь самый смелый,
Но от вредности твоей
Нет у тебя друзей.
Хочешь с нами подружиться?
Волк. Да! Вы в детский сад ходите, буквы учите, а я только одну букву знаю: у-у-у.
Дети. (Одевают шапочки-буквы.)
Фоноритмика
1. Всем известна буква А
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
(А – поднять рук в стороны и немножко в верх, движение не напряжённое, слабое, длительное произнесение звука «а».)
2. Добрый день, мои друзья,
Рад вас очень видеть.
На меня вы посмотрите
И тихонько улыбнитесь: и-и-и
(И – локти прижаты к телу, ладони вперёд, медленно вытягиваем руки вперёд или указательные пальцы к уголкам губ, вытягиваем руки в стороны плавно).
.
3. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает: жужжащий звук: ж-ж-ж.
(Ж – от груди указательными пальчиками, дрожащие движения вперёд.)
4. На расческу не похожа
Три зубца всего. И что же
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем.
И шипит она, как гусь: ш-ш-ш.
(Ш – 1 вариант: руки над головой, плавные движения из стороны в сторону» шум ветра». 2 вариант: руки на уровне губ, ладонями от себя, волнообразные, плавные движения вперёд).
5. Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – порешь, хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь
(Х – руки в виде чашечки на уровне рта, проговариваем с небольшим наклоном корпуса).
Волк. А почему гласные буквы
называются гласными? (Ответы детей.)
– В домике какого цвета они живут?
– А согласные, в каком домике живут? (В синем и
зеленом.)
– А почему у них два домика? (Ответы детей.)
– Мне очень понравилось с вами заниматься.
Теперь я буду добрым. Я узнал, что есть много
разных букв.
– А вы умеете делить слова на части?
Игра «Раздели слово»
Воспитатель произносит слова: кот, рот, собака, дом, шуба, машина и т. д.
Дети делят их на части (слоги).
Игра «Охотники и волк»
Воспитатель. А сейчас ещё поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопайте (стреляйте), если услышите в словах звук «л».
Педагог произносит слова: лампа, лопата, вилы, шуба, уши и т. д.
Волк. Нет! Я хочу еще с вами поиграть!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с волком.
Игра-соревнование «Кто быстрей?»
- Сдуй ватку с носа;
- «Чудесный мешочек» (определи букву)
- «Жмурки» с волком.
Волк. Ох, устал. Хочу отдохнуть. А вы, ребята, соберите картинки.
Игра-соревнование «Собери целое из частей»
Каждый ребенок собирает одну картинку,
разрезанную на 6-7 частей (волк, заяц).
Волк хвалит детей. Отдает им корзинку и
прощается.
Дети подходят к домику бабушки, стучат.
Дети. Бабушка, ты дома? Это твоя внучка, Красная шапочка, и ее друзья. Мы проведать тебя пришли.
Бабушка.
Подойдите ближе, детки,
Отодвиньте справа ветки,
За ленточку потяните
Колокольчик зазвенит,
Вот тогда и заходите!
Дети входят в домик.
Бабушка. Как я рада вас видеть, ребятки! Я для вас пирожков напекла.
Дети. А мы тебе гостинцев принесли!
III. Итог
Воспитатель.
Дорогие гости!
Вот и пришла пора прощаться.
Промчались быстро полчаса,
Сейчас мы будем угощаться!
Чаепитие.
Список используемой литературы:
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва «Речевые развлечения». Москва – 2007 г.
- Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». Москва – 2005 г.
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва «Подготовка к обучению грамоте».