Лексико-семантическая работа в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Родным языком ребенок овладевает так же естественно, как дышит и растет. Но надеяться на «авось» в совершенствовании речевого развития нельзя. Недостатки в развитии речи вызывают большие трудности в учебе.
О необходимости развивать речь ребенка говорили лучшие психологи, методисты, педагоги. Психолог Н. И. Жикин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [2].
К. Д. Ушинский считал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [1].
Из своего опыта работы в школе мы видим, что низкий уровень развития лексики является одной из причин, снижающих скорость и качество чтения. Одна из трудностей в работе над правописанием безударных гласных в корне  проистекает от непонимания детьми лексического значения многих «ходовых» слов, прежде всего смыслового значения корня. Неправильное ударение – самая распространенная ошибка, связанная с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов. Чем беднее словарь школьника, тем ниже уровень орфографической грамотности и т. д.
Поэтому лексико-семантическая работа занимает ведущее место в списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
Некоторые рекомендации по реализации этой проблемы можно найти в работах М. Р. Львова, С. Н. Цейтлин, М. Н. Кожиной и др.
По мнению М. Р. Львова в словарной работе сливаются четыре направления:
во-первых, обогащение словаря, т. е. усвоение тех новых слов, которые школьники ранее не знали вовсе;
во-вторых, уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
в третьих, активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
в четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
В начале первого класса мы провели игру «Ты – вулкан» [5]. Ребенок называет слова в течение одной минуты. Тематика никак не ограничивается. Произнесенные слова записываются и подсчитываются, повторы исключаются. Слова объединили по темам. Чем больше групп (в каждой группе должно быть более двух слов), тем больше активный словарный запас ребенка. Результаты игры показали, что дети пришли в школу с разным уровнем развития лексики. Из 12 учеников с высоким уровнем - 33%, со средним – 25% и с низким – 42% детей. 
Чтобы накопить достаточный словарный запас, обучающийся должен усваивать ежедневно по 4–6 новых слов (не считая тех слов, которые он встречает в быту, во внеклассном чтении, в других формах своей внеурочной деятельности).
Самый простой способ объяснения слов – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так Т. Г. Рамзаева в учебнике «Русский язык 2 класс» слова элеватор, экскаватор, эскалатор объясняет с помощью иллюстрации и дополняет языковым приемом. Мы в школе создали уголок русского национального быта, с помощью которого знакомим детей с домашней утварью, предметами быта. Знакомство с глаголами курлыкали (журавли), токует (глухарь) и другими осуществляем с помощью аудиозаписи «Голоса птиц». После знакомства с группой слов проводим игры и соревнования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.         Предлагаем детям назвать как можно больше слов, входящих в группу посуда (овощи, деревья, инструменты, мебель и др.). Превращаем упражнение в соревнование: кто больше?  
Учитель показывает предметную картинку, а ученик рассказывает, что этот предмет может делать (дождь, снег, курица и др.). Например, солнце не только греет, но и светит, и слепит, и сушит, и ласкает.
Второй способ объяснения слов -  подстановка синонимов. Он является одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение (друг - товарищ, приятель; большой, громадный, огромный - гигантский; думать, мыслить - размышлять; мчаться – бежать, нестись, лететь). Нельзя забывать, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различными оттенками.

Соедините слова, близкие по смыслу.

врач 
летчик 
беда
признак 
смелость

пилот
отвага
примета
доктор
несчастье

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т. е. подведением его  под ближайший род и выделением видовых признаков. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных, названия машин и т. п.
 Зебра - животное (ближайший род), полосатая лошадь, черная со светло-желтыми полосками, дикая африканская (отличительный признак). Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстрации. Учитель обращает внимание детей на то, что при раскрытии смысла надо начинать с главного, более общего слова, то функциональные определения типа «ручка – это которой пишут, а птица – это которая летает», становятся объектом критики даже второклассников.
Учитель называет разные слова (окно, книга, ромашка, ириска, просо, плечо, керосин, этажерка, кот, василек), а ребенок четко их повторяет. Встретившись с названием животного     (цветка, учебных принадлежностей, посудой, инструментом и др.) должен молча хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Ничего не понять. Ну-ка, объясни». «Ты, конечно, знаешь много слов. А вот всегда ли можешь объяснить, что они означают?  Что такое мех (меч, алмаз, неприятность, храбрый, герой)?».
Многие слова могут быть объяснены с помощью развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда – из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов, так как он позволяет сохранить непринужденность беседы.
Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например: слово озимь понятно из предложений «Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях». Желательно, чтобы эти новые слова были включены в предложения самими учащимися – теми, кто эти слова понимает. Прием тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы.
Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как  обозначения начала и конца пути соревнующихся [6].
Соедините слова, противоположные по значению.

болтать
грустить
любить
трудиться 
дружить 

 ненавидеть
лениться
враждовать
молчать
веселиться   

Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Такой прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования,  его законов и способствует усвоению орфографии.
Бесстрашный ← страшный ← страх. Чтобы прийти к этому, ребята выполняют задания «Найди словам родственников». Если предмет сделан из железа (дерева, стали, стекла, воды, ваты, гречки и др.), то какой он?
Как называют человека, который умеет учить людей (столярничать, плотничать, строить, садовничать, переводить, писать книги)?
Важно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик изменил словарный запас.

Тест на определение особенностей словаря обучающихся 2 класса.

 Какие умения проверяются:

а) умения объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте (№ 1);
б) умение находить слова, близкие по значению, в ряду других слов (№ 2);
в) умение называть группу слов одним словом с более широким значением (№ 3, 9);
г) умение точно использовать слова (№ 5);
д) умение определять значение слова (№ 4, 8);
е) умение находить противоположные по значению слова (№ 6);
ж) умение определять видовое и родовое понятия в паре слов (№ 7).

Тест

1. Прочитай стихотворение А. Шибаева

Я шёл по лужайке,
Гляжу –
Адмирал …
Я тихо подкрался к нему
И – поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал адмирала!
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!
а) О каком адмирале идёт речь в стихотворении?
б) Какое ещё значение этого слова ты знаешь?

2. Подчеркни слова, близкие по значению.
Ребёнок, крошка,  накрошил, малыш, маляр, деточка, десант, дитя, дядя.

3. Назови каждую группу слов одним словом.
а) январь, февраль, март, апрель – это ______________;
б) морковь, лук, огурец, помидор – это _________________;
в) прятки, жмурки, салки – это ____________;
г) заяц, волк, кролик, цапля, крокодил – это _______________;
д) а, я, о, у – это _______________.

4. Дополни предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный …
Квартира была закрыта на …
Билет в театр … десять рублей
Телефон … на тумбочке
стоит
стоит
замок
замок

5. Подбери наиболее подходящее слово, подчеркни его.
Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро.
Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

6. Соедини линиями пары слов, противоположные по смыслу.

Белый
Огромный
Легко
Прямой
Юноша
трудно
чёрный
старик
крохотный
кривой

7. Найди пары слов, соедини их линиями.

Кукла
Тарелка
Тюльпан
Щука
цветок
рыба
посуда
игрушка

8. К данным синонимам подбери подходящее слово.
Ласковый, нежный, приветливый ___________;
Неловкий, неуклюжий _____________.

9. Напиши как можно больше слов, входящих в группу орудий труда.

Ответы:

1. а) О бабочке. (2 балла)
б) Военный моряк. (2 балла)

2. Ребенок, крошка, накрошил, малыш, маляр, деточка, десант, дитя, дядя. 9 баллов (по 1 баллу за каждое правильно обозначенное слово)
3. а) месяцы;
б) овощи;
в) игры;
г) животные;
д) буквы.
5 баллов (по 1 баллу за каждое верно вписанное слово)

4. На берегу возвышается старинный замок.
Квартира была закрыта на замок.
Билет в театр стоит сто двадцать рублей.
Телефон стоит на тумбочке.
4 балла (по 1 баллу за каждое верное слово)

5. Из старого железа мы сделали ведро.
Медведи очень испугались и побежали  в сторону.
4 балла (по 2 балла за каждое верно подобранное слово)

6. белый – черный;
огромный – крохотный;
легко – трудно;
прямой – кривой;
юноша – старик
5 баллов (по1 баллу за каждое правильное соединение)

7. кукла – игрушка
тарелка – посуда
тюльпан – цветок
щука – рыба
4 балла (по 1 баллу за каждую правильно указанную пару)

8. 6 баллов (по 3 балла за каждое правильное слово)

9. 7 баллов (по 1 баллу за каждое верно подобранное слово)

Ответы:

1. а) О бабочке. (2 балла)
б) Военный моряк. (2 балла)

2. Ребенок, крошка, накрошил, малыш, маляр, деточка, десант, дитя, дядя. 9 баллов (по 1 баллу за каждое правильно обозначенное слово)
3. а) месяцы;
б) овощи;
в) игры;
г) животные;
д) буквы.
5 баллов (по 1 баллу за каждое верно вписанное слово)

4. На берегу возвышается старинный замок.
Квартира была закрыта на замок.
Билет в театр стоит сто двадцать рублей.
Телефон стоит на тумбочке.
4 балла (по 1 баллу за каждое верное слово)

5. Из старого железа мы сделали ведро.
Медведи очень испугались и побежали  в сторону.
4 балла (по 2 балла за каждое верно подобранное слово)

6. белый – черный;
огромный – крохотный;
легко – трудно;
прямой – кривой;
юноша – старик
5 баллов (по1 баллу за каждое правильное соединение)

7. кукла – игрушка
тарелка – посуда
тюльпан – цветок
щука – рыба
4 балла (по 1 баллу за каждую правильно указанную пару)

8. 6 баллов (по 3 балла за каждое правильное слово)

9. 7 баллов (по 1 баллу за каждое верно подобранное слово)

Оценка результатов теста

48 баллов – максимально возможный балл.
От 48 до 46 – усвоено практически полностью.
От 45 до 29 – в целом усвоено хорошо.
От 28 до 18 – усвоено удовлетворительно.
От 17 и ниже – не усвоено.
Тест писали 11 учеников.
От 35 до 29 баллов набрали 73% учеников.
От 28 до 18 баллов набрали  27% учеников.
Тест позволил определить «болевые точки» в развитии словаря второклассников:
- умение находить слова, близкие по значению, в ряде других слов;
- умение точно использовать слова;
- умение определять значение слова.
Проведя тест, мы составили индивидуальные карты успеха и роста обучения, а в ходе текущей работы отслеживаем результаты и ликвидируем проблемы. Опыт работы подсказывает, что стихийность здесь не допустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Коррекционная работа

1. Выбери одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в ….
Я помог товарищу в этом трудном ….
Хорошо тому, кто любит свою ….
Слова: работа, дело, труд.
2. Замени повторяющиеся слова подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова: пугливые, трусливые, робкие.
3. С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жесткий и жестокий?
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
4. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
5. К словам багаж, вместе, дорога подбери синонимы. Составьте с ними предложения.
6. Подбери из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
   Осенью дует … ветер.  … ветер гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли.
7. Вставь подходящие по смыслу слова.
Трактор шумел, как … .  С треском повалилась осина, будто … . На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .
8. Выбери две группы близких по смыслу слов.
Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.
9. Составь ряд по возрастанию размеров.
Огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический.
10. Выбери более точное, более удачное слово.
Я читал интересную книгу. (Увлекательную, захватывающую)
Пограничники стреляют метко. (Бьют без промаха)
Мальчик споткнулся и упал. ( Растянулся, шлепнулся)
Небо … тучами.  (Закрыло, заволокло)
Разведчики внимательно … за противоположным берегом реки. (Смотрели, наблюдали)
11. Выпиши пары слов с противоположным значением.
Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой.
12. Подбери такие слова, которые имеют по несколько значений. Объясни эти значения. Составь предложения с каждым значением.
13. Назови данными словами другие предметы.
Ножка ребёнка – … (Ножка стула);
Язычок ребенка – …;
Кузнец бьёт молотом по железу - …;
Идёт мальчик - … .
14. Подбери близкие по смыслу слова к каждому значению.
Сырой (влажный, мокрый) … .
Сырой (незрелый, зелёный) … .
15. Назови одним словом.
Заботливое отношение к кому-нибудь. (Внимание)
Сочувствие, дружеское расположение к людям. (Доброта)
Оскорбление, униженное достоинство. (Унижение)
16. Выполнение упражнений в тетради Н. К. Иванкиной. Тетрадь по русскому языку для 2 класса. Саратов, 2002г.
Разумеется, все предложенное в этой статье не является чем-то новым, претендующим на статус особых методических приемов, но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты. В соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся одни и те же виды упражнений должны различаться лексическим материалом. Хочется пожелать успеха и учителям и их ученикам в овладении речью, используя опыт и методические рекомендации, изложенные в данной статье.

Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения программы.

Литература

  1. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника.// Начальная школа. – 2003. - № 4.
  2. Бутузова И. Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. // Начальная школа. – 1992. - № 1.
  3. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 кл. 1-3 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Золотых Н. А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. // Начальная школа. -2001. - № 3.
  5. Костромина С. Н. Учиться на пятерки по чтению. Как? – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  6. Львов М. Р. Речь младшего школьника и пути ее развития. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1975.