Программа факультативного курса "Твой мир"

Разделы: Начальная школа


Цель курса:  подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.

Задачи курса:

  • обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю;
  • формировать знания, умения и навыки по обществознанию, необходимые ученику в жизни;
  • помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Программа рассчитана на 3 года (2-4 кл.) Во 2 классе заложена идея изучения исторических архитектурных и природных памятников мира; в 3 классе заложена идея изучения исторических архитектурных и природных памятников России; в 4 классе заложена идея изучения исторических архитектурных и природных памятников малой родины (на примере Волгоградской области).

По окончанию изучения этого факультативного курса учащиеся будут знать: исторические архитектурные и природные памятники мира, России, малой родины; их географическое положение, историческую ценность, историю образования, систему охранных мероприятий; научаться находить изученные объекты на карте, составлять информационные справки об объектах, обобщать и распространять информацию об изучаемых объектах.

Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработан интегрированный курс «Твой мир». Кроме познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство культуры не только нашей страны, но и всего мира. Способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные и природные памятники и т.д.

Цель факультативного курса конкретизирует следующие задачи:

  • обогатить знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм нравственности;
  • формировать знания, умения и навыки по обществознанию, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
  • помочь понять, что история-это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Курс «Твой мир» активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, предоставленной учителем, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Программа курса «Твой мир» рассчитана на 3года (2-4 класс).

Во 2 классе заложена идея изучения исторических архитектурных и природных памятников мира. Программа 3 класса курса изучает исторические архитектурные и природные памятники России, программа 4 класса - исторические архитектурные и природные памятники малой родины (на примере Волгоградской области).

Формы организации занятий могут быть разнообразными и включать в себя как занятия в классе, так и экскурсии, походы в музей, в библиотеку, что развивает интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: и природа, и материальная культура, и явления общественной жизни.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

«Архитектурные памятники мира» (16часов)

  1. Древний Египет (2ч)
  2. Древнее Двуречье (2ч)
  3. Александрия (2ч)
  4. Храм Артемиды (2ч)
  5. Индия и Китай в древности (2ч.)
  6. Статуя Зевса в храме Олимпия (2ч.)
  7.  Колосс Родосский (2ч.)
  8. Древний Рим (2ч.)

«Природные памятники мира» (18часов)

  1. Северная Америка (4ч)
  2. Южная Америка (4ч)
  3. Африка (4ч)
  4. Евразия (5ч)

Тематическое планирование «Архитектурные памятники мира» (17 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

1

Древний Египет

2

1

1

Пирамиды. Сфинкс.

Гробница. Храм. Фараон.

2

Древнее Двуречье

2

1

1

Города из глиняных кирпичей. Вавилон. Висячие сады Семирамиды. Клинопись. Финикийский алфавит.

3

Александрия

2

1

1

Фаросский маяк. Музей. Библиотека.

4

 

2

1

1

Храм Артемиды в г. Эфес

5

Индия и Китай в древности

2

1

1

Индийские цифры. Шахматы. Великая Китайская стена. Древнейший компас. Изобретение бумаги.

6

 

2

1

1

Статуя Зевса в храме Олимпия

7

 

2

1

1

Колосс Родосский

8

Древний Рим

3

2

1

Колизей. Пантеон. Помпеи. Триумфальная арка. Возникновение водопровода, бетона.

   

17

9

8

 

«Природные памятники мира» (17 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

1

Северная Америка

4

2

2

Великие Американские озера, Ниагарский водопад, Мамонтовы пещеры, заказник Долина смерти, национальный парк Йелло

2

Южная Америка

4

2

2

Амазонка, озеро Титикака, Ориноко, водопад Анхель

3

Африка

4

2

2

Водопад Виктория, реки: Нил, Конго, Замбези; Великие Африканские озера, заповедник Селенгети, Крюгера

4

 

 

 

 

Евразия

5

2

3

вулкан Этна, Каракатау, Фудзияма; реки: Дунай, Инд, Ганг, Хуанхе, Янзцы; Аральское море, озеро Балатон, Афонские пещеры

17

8

9

К концу 1 учебного года обучающиеся должны

знать:архитектурные и природные памятники мира; географическое положение;историю образования архитектурных и природных памятников; обозначение природных памятников на карте; историческую ценность памятников.

уметь: работать с контурной картой, наносить изученные объекты; находить изучаемые объекты на карте; определять географическое положение объектов на карте; составлять информационные справки об объектах; работать с информационными технологиями (создание презентаций); обобщать и распространять информацию об изучаемых объектах.

3 класс (34 часа)

«Архитектурные памятники России» (16 часов)

Красная площадь (2ч) Великий Устюг (2ч) Муром (2ч) Рязань (2ч)
Мамаев Курган (2ч) Астрахань (2ч) Коломна (2ч) Петергоф (2ч)

«Природные памятники России» (18 часов)

  1. Гора Эльбрус (2ч)
  2. Озеро Байкал (2ч)
  3. Долина гейзеров на Камчатке (2ч)
  4. Столбы Выветривания. Коми (2ч)
  5. Ладожское и Онежское озеро (2ч)
  6. Кавказские минеральные воды (2ч)
  7. Тунгусское диво (2ч)
  8. Водопад Кивач. Карелия (2ч)
  9. Кунгурская ледяная пещера. Пермь (2ч)

Тематическое планирование «Архитектурные памятники России» (16 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

1

Петергоф

2

1

1

Загородная резиденция Российских императоров

2

Мамаев курган

2

1

1

Главная высота России. История создания.

3

Красная площадь

2

1

1

Архитектурный ансамбль Кремля. Мавзолей. Храм Василия Блаженного.

4

Муром

2

1

1

Илья Муромец. Кузнечное ремесло. Стратегический пункт, торговый город. Три храма.

5

Великий Устюг

2

1

1

Пушные ярмарки. Торговый, портовый город. Центр художественных ремесел: просечное железо, серебряная филигрань, резьба по бересте, шитье бисером.

6

Астрахань

2

1

1

Центр Золотой Орды. Кремль. Каспийская флотилия. Центр судостроения, судоремонта. Птичий двор. Садовая контора.

7

Рязань

2

1

1

Первый натиск татаро - монгол. Памятник народного творчества «Повесть о разорении Рязани Батыем». Шпалопропитный завод.

8

Коломна

2

1

1

Коломенский Кремль. Маринкина башня. Сторожевые монастыри. Первый парусный корабль «Орел». Завод Шершавина.

16

8

8

«Природные памятники России» (18 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

1

Гора Эльбрус

2

1

1

Географическое положение. Особенности природы.

История образования.

Значение для человека.

Проблемы сохранения памятников природы.

2

Озеро Байкал

2

1

1

3

Долина гейзеров на Камчатке

2

1

1

4

Столбы выветривания.

2

1

1

5

Тунгусское диво

2

1

1

6

Ладожское и Онежское озеро

2

1

1

7

Кавказские минеральные воды

2

1

1

8

Водопад Кивач. Карелия.

2

1

1

9

Кунгурская ледяная пещера. Пермь.

2

1

1

   

18

9

9

 

К концу 2 учебного года обучающиеся должны

знать: архитектурные и природные памятники России; географическое положение; историю образования архитектурных и природных памятников; обозначение природных памятников на карте; историческую ценность памятников и их охрану.

уметь: работать с контурной картой, наносить изученные объекты; находить изучаемые объекты на карте; определять географическое положение объектов на карте; составлять информационные справки об объектах; работать с информационными технологиями (создание презентаций); обобщать и распространять информацию об изучаемых объектах.

4 класс (34 часа)

«Архитектурные памятники малой Родины» (на примере Волгоградской области) (14 часов)

  1. Царицынский трамвай (2ч)
  2. Волгоградский планетарий (2ч)
  3. Царицынская опера (ДК им. Ленина) (2ч)
  4. Никитский Храм (Бекетовка) (2ч)
  5. Самая длинная улица (2ч)
  6.  Зацарицынский форштадт (4ч)

«Природные памятники малой Родины» (20 часов)

  1. Волго – Ахтубинская пойма (2ч))
  2. Эльтонский национальный парк (2ч)
  3. Щербаковский национальный парк (2ч)
  4. Чипурниковская балка (2ч)
  5. Цимлянские и Арчедино – Донские пески (2ч)
  6. Донской национальный парк (2ч
  7. Нижне –Хоперский парк (2ч)
  8. Усть-Медведицкий парк (2ч)
  9. Река Царица, Сухая, Сарептка (2ч)
  10. Озеро Ца-Ца, Сарпинское, Эльтон (2ч)

Тематическое планирование «Архитектурные памятники малой Родины»

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

1

Царицынский трамвай

2

1

1

История образования.

Значение для человека.

Проблемы сохранения памятников архитектуры.

2

Волгоградский планетарий

2

1

1

3

Царицынская опера (ДК им. Ленина)

2

1

1

4

Никитский храм(ст. Бекетовка)

2

1

1

5

Самая длинная улица (пр. Ленина)

2

1

1

6

Зацарицынский форштадт

4

2

2

Царицынская набережная. Княгининская улица. Женская гимназия. 1-я железнодорожная станция.

   

14

7

7

 

«Природные памятники малой Родины» (20 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Основные понятия

2

Эльтонский национальный парк

2

1

1

Географическое положение. Особенности природы.

История образования.

Значение для человека.

Проблемы сохранения памятников природы.

3

Щербаковский национальный парк

2

1

1

4

Чипурниковская балка

2

1

1

5

Цимлянские и Арчедино-Донские пески

2

1

1

6

Донской национальный парк

2

1

1

7

Нижнее-Хоперский национальный парк

2

1

1

8

Усть-Медведицкий национальный парк

2

1

1

9

Река Царица, Сухая, Сарептка.

2

1

1

10

Озеро Ца-ца, Сарпинское, Эльтон

2

1

1

   

20

10

10

 

К концу 3 учебного года обучающиеся должны

знать: архитектурные и природные памятники малой Родины; географическое положение; историю образования архитектурных и природных памятников; обозначение природных памятников на карте; историческую ценность памятников и их охрану.

уметь: работать с контурной картой, наносить изученные объекты; находить изучаемые объекты на карте; определять географическое положение объектов на карте; составлять информационные справки об объектах; работать с информационными технологиями (создание презентаций); обобщать и распространять информацию об изучаемых объектах

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Брылев В.А. Охраняемые территории Волгоградской области. – Волгоград, 2006.
  2. Лубченков Д. Города России.- М.: Ридерз Дайджест, 2006.
  3. Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии.- М.: Просвещение, 1983.
  4. Смирнов Ю.И. Мир географии.- Санкт-Петербург: МиМ-Экспресс, 1995.
  5. Соловьев В.М. Путешествие по древним городам России.- М.: Просвещение, 1999.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Григорьева Е. Чудеса света. Энциклопедия.- М.: Росмэн, 2000.
  2. Игонина Г.С. Наша Родина – Россия.- М.: Просвещение, 2007.
  3. Ляшенко Е.А. Дополнительные материалы к разделу «Общество» интегрированного курса «Окружающий мир».- Волгоград: Учитель, 2008