Цели:
- Сформировать представление о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».
- Закрепить навыки письменных и устных вычислений.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Повторить состав числа 9
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель: Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь! Руки?
Дети: На месте!
У: Ноги?
Д: На месте!
У: Спина?
Д:Прямая!
2. Устный счет
1. Найдите закономерность, и вставь пропущенные числа. Запиши их в тетрадь:
3, 6,..,..,..,15,..,..,24,..,… .
2. Сегодня к вам на урок пришла мудрая змея. Посмотрите, какая она необычная
У: Прочитайте числа. В каком порядке они записаны?
Д: В порядке возрастания
У: Как получается следующее число?
Д: К числу прибавляют 2.
У: Назовите следующие числа.
Д: Это число 8, 10.
У: Какое число «Лишнее»?
Д: Лишнее число 10, оно двузначное, другие однозначные.
У: Назовите геометрические фигуры?
Д: Треугольник, круг, квадрат.
У: Какая фигура «Лишняя»?
Д: Круг. У него нет углов. Треугольник. Он другого цвета.
У: Какой арифметический знак записан?
Д: Знак «плюс»
У: Назовите по-другому.
Д: Знак сложения.
У: В какой части формулировки задачи используется знак вопроса?
Д: В вопросе.
У: Прочитайте слово.
Д: Осталось.
У: Составьте задачу, чтоб спрашивалось «Сколько осталось?».
А сейчас еще раз внимательно смотрим на змею (закрывается рисунок).
Запиши все, что вы запомнили, в том порядке, в каком записано на змее, начиная с головы.
Дети работают. Затем рисунок открывается дети проверяют
Поднимите руку те кто ошибся.
(работа в группах)
Рассмотрите изображенные фигуры. Распределите их на группы по каким-либо признакам.
Д: По форме, цвету, размеру, настроению
У: Какие равенства можно составить?
Дети называют равенства, а учитель записывает их на доске.
2+7+9
5+4+9
1+8+9
3+6+9
У: Что заметили?
Мы повторили состав числа 9.
У: Молодцы! А теперь расшифруйте слова (анаграммы):
МАЯПРЯ
РЕЗООТК
КИНИТ
ЧУЛ
Это слова «луч», «прямая», «отрезок», «нитки».
У: Все ли расшифрованные слова вам знакомы?
Д: Да.
У: Где вы встречались с ними?
Д: Нитки используем на уроках трудах, Отрезок-для составления схем.
У: Какое слово лишнее?
Д: Нитки. Они не относятся к уроку математики.
У: Все эти слова сегодня помогут нам сделать «открытие».
3. «Открытие» детьми нового
У: У меня в руках 2 катушки ниток. Я раздвигаю их в разные стороны.
Помогает ученик, пока позволяет классная комната
У: Что заметили?
Д: Это прямая линия, только в воздухе.
У: Можно ее продолжить в обоих направлениях?
Д: Да. Ее можно продолжить в обоих направлениях без конца.
У: Согласна. Какая разница между этими приспособлением и прямой?
Д: Нитки на катушках могут закончиться, а прямая нет.
У: Можно ли изобразить прямую линию на доске?
Д: Да, можно.
Учитель чертить на доске, дети - в тетрадях
У: У людей есть имена, у животных – клички. Прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами. Предложите имя прямой линии.
(Дети предлагают:h или АВ)
Теперь нашу прямую я разрежу ножницами. К месту разреза прикреплю желтый круг.
Что получилось? На что похоже?
Д: На солнечный луч.
У: Можно продолжить луч со стороны разреза?
Д: Нет. Мешает круг и нечего продолжать
У: А с другой стороны?
Д: Можно продолжить до бесконечности.
У.Сравните луч и прямую линию.
Д: Прямую можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало.
У: Правильно
Учитель чертит луч на доске, а дети в тетрадях.
Луч обозначается двумя прописными буквами. На первом месте всегда указывает начало луча (Дети предлагают название луча)
У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить до бесконечности и прикрепляю еще один желтый круг.
Что получилось?
Д: Это отрезок. Линия, ограниченная с двух сторон.
У: Сравните луч и отрезок.
Д: У луча есть только начало, а у отрезка и начало и конец.
У: Можно отрезок изобразить на доске, в тетради?
Д: Да.
Учитель чертит на доске. Дети - в тетрадях
У: Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок букв при чтении и записи не имеет значения.
(дети обозначают отрезок).
Что нового узнали для себя о прямой, луче, отрезке? (Ответы детей)
4. Первичное закрепление с проговариванием.
На доске
Найдите отрезок, луч, прямую. Покажите. Объясните свой выбор.
5. Физкультминутка
6. Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе.
1. Обведите с помощью линейки на чертеже прямые линии красным карандашом, лучи – синим, а отрезки – зеленым.
2. У: Сколько прямых проведено через точку А?
Д: Три.
У: Проведите еще две прямые, проходящие через точку А. (Дети сами проводят линии)
Сколько прямых можно провести через одну точку?
Д: Много.
У: Посмотри, как проведена прямая через А и В, а потом сам проведи прямые через точки С и Д. Сколько прямых можно провести через две точки?
Д: Одну.
У: Проведите отрезок АВ и отметь на нем точки С и Д. Сколько отрезков ты видишь на чертеже ?
Дети отмечают по – разному. Затем вместе находят на большом отрезке шесть маленьких отрезков: АВ, АС, АД, ВС, СД, ВД.
7. Закрепление.
Тетрадь – учебник №2 стр. 15 №31
8. Итог урока.
Рефлексия.
Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
Что понравилось вам больше всего?