Урок литературного чтения в 4-м классе "Тихая моя Родина. А.А. Прокофьев «Я поднял дерево». Лирика"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить умению находить средства художественной выразительности, что ведёт к формированию учебно-познавательной компетентности;
  2. Развивать умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения – коммуникативную компетентность, смысловую и рефлексивную компетентность;
  3. Воспитывать любовь, милосердие и бережное отношение к природе, друг к другу и окружающим людям.

1. Орг. момент. Приветствие.

Учитель.

Урок у нас сегодня необычный-
Гостей встречает школа 42.
И чтобы было всем нам интересно,
Давайте поработаем, друзья!

2. Назовите тему, которой посвящены произведения, над которыми вы работали дома.

Вспомните домашнее задание и повторите (1мин.)

У. Произведения о Родине, о природе, о Чите.

Выступления детей. (ученики читают стихи, которые они нашли и выучили дома наизусть).

Учитель. Вы подобрали очень интересные стихи.

Но не забывайте, что
Хорошая книга привыкла к почтению
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших привык почитать!

(работа над словами)

3. Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие и знакомство с лирическими произведениями. В стихах нет сюжета или же он едва намечается. Стихи выражают внутреннюю жизнь поэта, поэтому они не велики по объёму, иногда укладываются в несколько строк. О чём бы не говорил поэт, он говорит о себе. Это мы видим в стихах А.А. Прокофьева (показ портрета), который родился 2 декабря 1900 года в селе Кобона у Ладожского озера в семье рыбака.

- Посмотрите на фотографии поэта. Одна военных лет, другая более поздняя. Его глаза – умные, добрые и очень внимательные “глубокий взгляд”, говорят про такие глаза. О своём детстве Прокофьев рассказывает коротко: “Детство было обычное. Летом река, озеро, ночное… Зимой – школа, а дома надо было вязать сети… Коньки, конечно, .деревянные с железными полозами – лыжи у нас не пользовались почётом.” Вот таким человеком был А.А.Прокофьев, который говорит, что стихи – это чудо, и с ним соглашается М.М.Пришвин (зачитываются слова на плакате) (см. Приложение1)

Учитель. – Да, чудеса бывают в стихах. Сегодня я предлагаю поработать со стихотворением “Я поднял дерево”

4. Словарная работа. Округа – окружающая местность.

5. Первичное чтение учителем.

Учитель.Что хотите сказать?

У. Необычное произведение.

6. Повторное чтение. Прочитайте, поработайте, выберите нужную интонацию, тембр голоса.

7. Анализ после повторного чтения.

Учитель.Что должно чувствовать дерево, которое растёт ползком, цепляясь за жизнь?
У. – Неудобство.
Учитель. А какие свойства дерево потеряло, когда оно существует ползком?
У. – Не говорит со звездою и соловей его не удивляет.
Учитель. – А почему?
Ученик. – Нарушено естественное состояние дерева стремиться ввысь
Учитель. – Поразмышляйте, я что могло случиться?
Ученик. – Случилась беда. Оно погибает. Имеет ненормальный вид.
Учитель. – Оно растет не одно. Докажите.
Ученик. –  Его уже не помнила округа.
Учитель. – А почему его не помнят? Ликуя – подберите слова-синонимы.
Ученик. – Радуясь, празднуя, торжествуя.
Учитель. – Радоваться можно и в одиночку, а ликовать?
Ученик. – …………………………
Учитель. – Да, когда ликуют все вместе, то одного могут и не заметить. Давайте вернемся к названию. Почему, как вы думаете, - это целое предложение?
Ученик. – Показывает движение.

Учитель. – А всякий ли человек может заметить одно упавшее дерево среди множества других?
Попробуйте показать это движение, это действие.
А почему же заговорила в нем душа?

Ученик. – Поднял как друга!
Учитель. – Что ей помогло?
Ученик. – Доброта, милосердие!!!
Учитель. – Природе свойственны черты живого существа. Дереву больно. Представьте, что это человек и расскажите о нем.
Ученик. – ………………………….
Учитель. – Да, поэт сравнивает дерево с калекой - человеком-инвалидом, имеющим физический недостаток. Такие люди очень нуждаются в поддержке, помощи, участии и милосердии.

Милосердие – это способность и готовность помочь кому-либо, простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
Милосердный – проявляющий милосердие.

И даже люди-инвалиды могут достичь больших результатов, если им немного помочь.

Недавно в Пекине прошли паралимпийские игры. Где наши спортсмены с ограниченными возможностями получили 18 золотых, 23 серебряных и 22 бронзовые медали и заняли 8-ое общекомандное место.

Нужно уметь сострадать, переживать боль чужого человека и тогда, действительно, доброта спасет мир!

Давайте же будем добрее, милосерднее, терпимее друг к другу.

8. Прочитайте стихотворение еще раз, может теперь вам захочется что- то изменить при чтении.

9. Д/З по выбору выучить или прочитать красиво стихотворение. Нарисуйте дерево, о котором прочитали, рядом с эскизом березки, показав его в любое время года. Не забывая, что цвет листочков будет:

Зеленый – на уроке работал хорошо , урок понравился.
Оранжевый – я недостаточно хорошо работал на уроке.
Красный – работа не понравилась, я не доволен.

Помните: как потрудилась матушка- природа, повторяя многократно форму листа. И все- таки все они разные, хотя очень похожи друг на друга. В народе говорят: на дереве лист на лист не приходиться

10. Рефлексия (плакаты см. приложение 2)

11. Итог – наша задача сделать так, чтоб всем на Земле было хорошо, а для этого нужно беречь и охранять родную природу, так как охранять природу, значит охранять Родину.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя!

А как же нужно беречь природу? (высказывания детей)

Да большой урон нашим лесам наносят пожары, и так обратите все ваше внимание на экран. (просмотр фильма о пожарах в лесу)

Мне хочется, чтобы вы, разжигая костер в лесу, помнили о том, что увидели.

12. Оценки. Спасибо за внимание!!!

Приложение 4