Дашь миру человека
В.Гюго
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера -развлечений и выставок художественно- продуктивной деятельности детей и взрослых.
В нашем детском саду наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде» Где разместили для воспитателей и родителей:
- памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
- буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
- консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.
Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание в работе с детьми начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Данная работа ведется через:
- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
В каждой группе имеется картотека игр по развитию у детей познавательных процессов. Дважды в году воспитателями проводится диагностическая работа по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Обучение дошкольников культуре поведения на улица тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. В детском саду работа ведется по программе «Обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах» (региональный стандарт). Задачи по воспитанию безопасного поведения является составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации, конструировании. В методическом кабинете собран огромный материал по ПДД, снабжен инструктивным материалом, методической и детской литературой, периодическими изданиями (газеты «Добрая Дорога Детства), плакатами, конспектами, сценариями, играми, работы педагогов, взаимодействие с родителями и отделом ГИБДД.
Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного поведения на улице очень важно постоянно повышать уровень знания педагогов.
Игра «Поле Чудес»
/для воспитателей/
Цель игры: Закрепление навыков и терминов по ПДД
Для подбора участников предлагаются блиц-вопросы.
- Место для ожидания транспорта? /Остановка/
- Относится ли велосипед к гужевому транспорту? /Нет/
- Какие сигналы светофора вы знаете? /Красный, желтый, зеленый/
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? /По тротуару/
- Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им? /Пассажир/
- Огороженная территория возле дома где разрешается играть? /Двор/
- Сигнал светофора, на который движение запрещено? /Красный/
- Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? /По переходу, спокойным шагом/
- Средство передвижения для младенцев? /Коляска/ и т.д.
Участники выбраны, начинаем игру.
Вызываются по три человека в каждом туре
I тур
Вопрос:
Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»?
/Носитель света/.
II тур
Вопрос:
Водитель. По другому его называют «шофер», что в переводе с французского языка означает?
/Кочегар/.
III тур
Вопрос:
Где появился первый светофор?
/В Англии/.
Игра со зрителями
Вопрос:
Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения?
/Дорога/
IV тур
Вопрос:
Дорожный знак для лежебок?
/Кемпинг/.
Супер игра
Вопрос:
Знак - обозначение дороги, по которой нельзя ходить пешеходам?
/Автомагистраль/.
Игра «Счастливый случай».
/для родителей/
Цель: Способствовать пропаганде знаний о правилах безопасного дорожного движения среди родителей. Стремиться создать дружеские взаимоотношения между родителями и работниками ГИБДД.
Оборудование:
- настольные лампы /красный, желтый, зеленый/;
- карточки с кроссвордами;
- мозаика «Дорожные знаки»;
- карточки с макетом «Светофора».
Ход игры
Звучит музыка
Добрый день дорогие гости!
Добрый день наши папы и мамы!
В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили как кому захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной: машины создали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались.
Чтобы беспорядка не было, Государственная автомобильная инспекция составила правила уличного, или, как говорят специалисты, дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждому предоставлено свое место на улице: транспорту – проезжая часть, а пешеходам- тротуар.
И сегодняшняя игра «Счастливый случай», пройдет на тему по правилам дорожного движения, мы с вами состязаемся на находчивость, и на сообразительность.
Участвуют 3 команды. Выбор капитанов и жюри.
I тур
«Гонка за лидером»
На вопросы будет отвечать каждый участник.
- Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»? /носитель света/
- Дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов? /пешеходная дорожка/
- Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем? /велосипед/
- На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? /на гужевом/
- Дорожные знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения? /запрещающие знаки/
- Знак, разрешающий переходить дорогу? /пешеходный переход/
- Что означает красный сигнал светофора? /запрещает движение/
- Достигнув какого возраста, разрешается выезжать на проезжую часть на велосипеде? /с 14 лет/
- Время суток, когда участники движения очень плохо видят друг друга? /ночь/
- Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живет в траве? /кузнечик/
- Знак, который поможет в пути, если проголодались? /пункт питания/
- Что сказано в Правилах о переходе дороге, если приближается автомобиль со специальным сигналом? /воздержаться от перехода/
- Сигнальное устройство на железной дороге? /семафор/
- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый, звонкий мяч» С.Маршака /зеленого/
- Дорожный знак, который ставят у школ детских садов и других детских учреждений? /дети/
- Знак – обозначение дороги, по которой нельзя ходить пешеходам? /автомагистраль/
- В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? /Красная Шапочка/
- Территория, образованная пересечением двух или нескольких дорог на разных уровнях? /эстакада/
- К какому виду относится транспортное средство Бабы-Яги? /ступа, к воздушному/
- «Горючее» для велосипеда? /мускульная сила ног/
II тур
«Темная лошадка»
Решить кроссворды:
/пока участники решают кроссворд, музыкальная пауза/
- Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы - следим за ним. (Светофор)
- Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Милиционер) - Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак! (Водитель) - Окно светлые кругом -
Что за чудо этот дом!
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус) - Богатырь идет железный,
Наш работник он полезный
Тащит плуги за собой,
Разговор ведет с Весной
Помогай, Весна – красна,
Грей нам землю для зерна. (Трактор) - Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн)
![](img1.gif)
- Запылал у чудища
Изумрудный глаз -
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (Светофор) - По плохой… далеко не уедешь (Дорога)
- Два брата бегут, а двое догоняют. (Автомобиль)
- Не похож я на коня,
А седло у меня.
Спицы есть …
Они, признаться,
Для вязанья не годятся. (Велосипед)
- И вдруг она заржала
Заржала – побежала
Телега без коня. (Грузовик) - Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
- Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед) - Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога) - Четыре брата бегут,
Друг – друга не нагоняют. (Колесо) - Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус) - Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик) - Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир. (Светофор)
![](img3.gif)
III тур
«Конкурс капитанов»
- У меня в руках фрагменты мозаики. По звуковому сигналу вы должны будете собрать вот эти волшебные знаки.
Итак, звуковой сигнал! Собираем!!
/Капитаны собирают мозаику/
Теперь, когда у вас собраны знаки, причем неодинаковые – слушайте задание. Сейчас без подготовки капитаны должны будут назвать правильно знак и группу. Вы имеете возможность заработать два балла – один балл за правильно названный знак и один балл за правильно названную группу.
Предупреждающий знак
![](img4.gif)
Пешеходный переход
Запрещающий знак
![](img5.gif)
Движение пешеходов запрещено
Знак особых предназначений
![](img6.gif)
Пешеходный переход
IV тур
«Дальше… Дальше… Дальше…»
За минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите: Дальше……
1 команде:
- Какое растение прикладывают к ране? /подорожник/
- Место для ожидания транспорта? /остановка/
- Человек, идущий по тротуару? /пешеход/
- Что должно быть в руках сопровождающих группу детей? /флажок/
- Относится ли мопед к механическим транспортным средствам? /нет/
- Велосипед в переводе с латинского? /быстроног/
- Разрешается ли движение на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»? /нет/
- Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения ?/дорога/
- Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
- Где появился первый светофор? /В Англии/
- Иномарка – гроза «новых русских»? /Запорожец/
- Воздушный транспорт барона Мюнхгаузена? /ядро/
- Сердце машины? /мотор/
- Человек, контролирующий движение? /Регулировщик/
- Как называется велосипед с большим передним колесом? /паук/
- Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? /красный, зеленый/
- Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
- Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части? /Разминка/
- Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»? /носитель света/
- С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального
2 команде:
- Автор детского стихотворения «Дядя Стёпа» /С.Михалков/
- Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? /тротуар/
- Автомобильное топливо? /бензин/
- Самый длинный в мире велосипед? /тандем/
- Какую таблетку надо выпить при боли в сердце? /валидол/
- «Гараж» для коровы? /хлев/
- Наряд для наблюдения за порядком на улице? /патруль/
- Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? /капюшон/
- Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть? /нельзя/
- Что означает зеленый сигнал светофора? /разрешает движение/
- Результат воздействия на зрение яркого света? /ослепление/
- Механизм, который поможет, если у велосипеда спустилось колесо? /насос/
- Водитель по – другому? /шофёр/
- Точное определение места проживания? /адрес/
- Место водителя? /кабина/
- Устройство, служащее для определения скорости, применяемое сотрудниками Госавтоинспекции? /радар/
- Сколько цветов имеет светофор? /три/
- На какое животное похож пешеходный переход? /на зебру/
- Какой свет верхний на светофоре? /красный/
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? /по правой/
3 команда:
- Сердце машины? /мотор/
- Край дороги? /обочина/
- Главная автомагистраль? /шоссе/
- Заторы транспорта на дороге? /пробка/
- Пересечение двух дорог? /перекресток/
- Транспорт с очень нужной скоростью? /велосипед/
- Транспортное происшествие? /авария/
- Конец дороги? /тупик/
- Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
- Машина с зеленым глазом? /такси/
- Быстрое движение, езда? /гонка/
- Проверка правильности чьих-то действий? /инспектировать/
- Короткая палка, который регулировщик движение дает указание транспорту, пешеходам? /жезл/
- Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения? /дорога/
- Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
- Вид спорта, путешествие на попутных машинах? /автостоп/
- Движущиеся перевозочные средства специального назначения? /транспорт/
- Сколько цветов имеет светофор для пешеходов? /два цвета, красный, зеленый/
- Когда и где появился первый в мире светофор? /в 1868 году в Лондоне, в этом году исполняется 140 лет/
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? /авария или ДТП/
Жюри подводит итоги
/на столе лежат карточки «Светофорик» напишите ваши напутствия детям/.
Вот и подошла игра к концу. Мы с вами проверили ваши знания на теории, и на практике тоже дорогие родители не забывайте это выполнять. Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге во дворе, за пешеходом и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребёнка!
Желаем всем крепкого здоровья и семейного благополучия.