Тема: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Цели:
- Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
- Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.
- Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, ватман, цветные карандаши, учебник «Русский язык» А.В.Полякова.
Структура урока:
1. Организация внимания учащихся.
2. Развитие учебной мотивации.
* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.
3. Стимулирование реакций обучающихся.
* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.
* Заучить правила.
Физкультурная минутка
4. Обеспечение обратной связи.
* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).
* Руководство мыслительной деятельности.
5. Гимнастика для пальцев.
6. Чистописание.
7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
* Контроль и анализ с последующей корректировкой.
8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
9. Домашнее задание (упр. № 85).
10. Рефлексия.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся
На ватмане все дети отставляют отпечаток ладони (соответствующему цвету – своё настроение: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное).
(Презентация. Начинать показ со слайда 5 – щелчок без анимации. Слайд 5. Переход на слайд 6 – щелчок – текст + звук колокольчика.)
Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации внимания.
(Слайд 6 – Внимание.)
Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно поздороваться.
И у столов красиво встать.
Дети садятся за парты, которые расположены по кругу.
2. Развитие учебной мотивации
- Грамоте учиться - всегда пригодится! На каком уроке можно стать грамотеем?
- На уроке русского языка. Постараемся определить тему урока.
(Переход на слайд 7 – щелчок через 6 секунд звук шарика, через 3 секунды звук жука автоматически.)
1. Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд 7) и определить какой звук произносится?
- Давайте все вместе дружно пошипим. Пошипели? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?
- Шипящие.
2. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.
(Слайд 8, по щелчку.)
Что, не получается? А какие это звуки всегда?
- Твердые.
О чём мы будем говорить на уроке?
- Работа с шипящими согласными звуками.
3.Стимулирование реакций учащихся (слайд 9, по щелчку)
Прочитайте про себя, затем один ребёнок читает вслух. Поищем из слов другие шипящие — Ч и Щ.
Щеткой чищу я щенка,
И чешу ему бока.
Дремучая чаща леса.
(Слайд 9)
- Щ и Ч.
- Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?
- Мягкие.
- Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.
Чайник, часы, щука, жил.
- Определим в каких словах ещё встречаются наши сочетания. Читаю предложение.
- Жизнь животных в Арктике связана с морем и плавучими льдами. Какие это животные?
- Моржи.
- В словах жизнь животных тоже есть сочетание «жи».
(Переход на слайд 10 – щелчок появится загадка, а через 3 сек. – ответ.)
Щеткой чищу я кого?
И чешу ему что?
- Спишите, вставьте нужные слова.
(Проверка - слайд 9.)
- Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?
- Что же мы узнали?
- Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.
(Гиперссылка на слайд 11.)
- Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить. (Для каждой строки – щелчок.)
В сочетаниях жи — ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча — ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу — щу
Пишут только букву у.
- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. А над чем мы на уроке работали?
(Гиперссылка на слайд 1, 2 можно показать слайд 3, а затем вернуться по стрелке вверх на слайд 2 и щелчок на гиперссылку слайд 11.)
«Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ»
Прочитать тему и цели.
Физкультурная минутка. (Слайд № 12 автоматически текст + щелчок – появится картинка + музыка.)
Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).
Наши правые ладошки
Пусть поборются немножко.
Ну-ка, поглядим скорей,
Кто из всех борцов сильней
Ладони левые
Тоже очень смелые:
Мы от правых не отстанем.
4. Обеспечение обратной связи.
Чтобы лучше запомнить эту орфограмму, мы попробуем решить загадку в стихах.
(Слайд 13, тема выйдет автоматически, 4 строки – 4 щелчка.)
Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же
Ё__к и ёр__к совсем не похожи:
Ёр __к при виде врагов не трево_тся,
Ё__к тотчас же пытается съё_ться.
Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.
Групповая работа на компьютере.
Обсуждение общего задания в группах (3 группы – разбивка по личностным особенностям). Каждая группа выполняет работу на отдельном компьютере (предварительно получив, инструктаж работы в Word).
(Анализ и проверка со слайда № 14 тема и картинки автоматически, текс по щелчку 4 раза.)
- О каких животных говорится в задании?
- Ёж лесной, морской ёж, ёрш (краткий разговор – игра «Найди лишнее»).
Дети прошли к своим рабочим местам.
Работа с учебником.
Диктант с предварительной подготовкой - упражнение № 81.
Продолжаем работать с презентацией.
Это стихи Корнея Чуковского из сказки «Краденое солнце».
(Слайд № 14 тема автоматически, текст по щелчку + задание 3 раза.)
- Прочитайте и запомните, как пишутся слова.
- Какие встречаются орфограммы?
- ЧУ.
- Я диктую медленно, записываете то, что запомнили.
Руководство мыслительной деятельностью.
Если только захочу,
И луну я проглочу!
Убрать строчки.
- Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.
Проверить со слайда – поставить строчки.
- Сочетания ЧУ подчеркните.
5. Гимнастика для пальцев (по щелчку слайд № 16)
6. Чистописание (по щелчку слайд №17 – 5 щелчков)
Ошибка, сейчас, задача, салат.
Определи лишнее слово, спиши только нужные слова.
Выбери из названий животных одинаковые буквы:
Жук, ёжик. (Жк Жк Жк)
Напиши их в соединении и нарисуй любое животное (ёжик, жук).
7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений
Работа с учебником.
№ 83. Прочитайте задание. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши.
Чудесный, застучало,чудо,пушистое, Чуковский.
В ходе этой работы нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.
8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей
- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?
- Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.
- Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить.
- Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.
9. Домашнее задание
Упражнение № 85. Записывать не надо, надо подумать и приготовиться к решению в классе на следующем уроке.
10. Рефлексия
(Слайд № 18).
Ваше впечатление и настроение после этого урока? Оставь свой отпечаток – настроения.
Благодарю за урок, всем спасибо.