Урок русскго языка в 1-м классе (система Занкова Л.В.). Тема "Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу"

Разделы: Начальная школа


Тема: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цели:

  • Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
  • Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.
  • Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, ватман, цветные карандаши, учебник «Русский язык» А.В.Полякова.

Структура урока:

1. Организация внимания учащихся.
2. Развитие учебной мотивации.

* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

3. Стимулирование реакций обучающихся.

* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.
* Заучить правила.

Физкультурная минутка

4. Обеспечение обратной связи.

* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).
* Руководство мыслительной деятельности.

5. Гимнастика для пальцев.
6. Чистописание.
7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

* Контроль и анализ с последующей корректировкой.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
9. Домашнее задание (упр. № 85).
10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация внимания учащихся

На ватмане все дети отставляют отпечаток ладони (соответствующему цвету – своё настроение: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное).

(Презентация. Начинать показ со слайда 5 – щелчок без анимации. Слайд 5. Переход на слайд 6 – щелчок – текст + звук колокольчика.)

Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации внимания.

(Слайд 6 – Внимание.)

Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно поздороваться.
И у столов красиво встать.

Дети садятся за парты, которые расположены по кругу.

2. Развитие учебной мотивации

- Грамоте учиться - всегда пригодится! На каком уроке можно стать грамотеем?

- На уроке русского языка. Постараемся определить тему урока.

(Переход на слайд 7 – щелчок через 6 секунд звук шарика, через 3 секунды звук жука автоматически.)

1. Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд 7) и определить какой звук произносится?

- Давайте все вместе дружно пошипим. Пошипели? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

- Шипящие.

2. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

(Слайд 8, по щелчку.)

Что, не получается? А какие это звуки всегда?

- Твердые.

О чём мы будем говорить на уроке?

- Работа с шипящими согласными звуками.

3.Стимулирование реакций учащихся (слайд 9, по щелчку)

Прочитайте про себя, затем один ребёнок читает вслух. Поищем из слов другие шипящие — Ч и Щ.

Щеткой чищу я щенка,
И чешу ему бока.
Дремучая чаща леса.

(Слайд 9)

- Щ и Ч.

- Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?

- Мягкие.

- Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.

Чайник, часы, щука, жил.

- Определим в каких словах ещё встречаются наши сочетания. Читаю предложение.

- Жизнь животных в Арктике связана с морем и плавучими льдами. Какие это животные?

- Моржи.

- В словах жизнь животных тоже есть сочетание «жи».

(Переход на слайд 10 – щелчок появится загадка, а через 3 сек. – ответ.)

Щеткой чищу я кого?
И чешу ему что?

- Спишите, вставьте нужные слова.

(Проверка - слайд 9.)

- Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?

- Что же мы узнали?

- Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

(Гиперссылка на слайд 11.)

- Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить. (Для каждой строки – щелчок.)

В сочетаниях жи ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу щу
Пишут только букву у.

- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. А над чем мы на уроке работали?

(Гиперссылка на слайд 1, 2 можно показать слайд 3, а затем вернуться по стрелке вверх на слайд 2 и щелчок на гиперссылку слайд 11.)

«Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ»

Прочитать тему и цели.

Физкультурная минутка. (Слайд № 12 автоматически текст + щелчок – появится картинка + музыка.)

Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).

Наши правые ладошки
Пусть поборются немножко.
Ну-ка, поглядим скорей,
Кто из всех борцов сильней
Ладони левые
Тоже очень смелые:
Мы от правых не отстанем.

4. Обеспечение обратной связи.

Чтобы лучше запомнить эту орфограмму, мы попробуем решить загадку в стихах.

(Слайд 13, тема выйдет автоматически, 4 строки – 4 щелчка.)

Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же
Ё__к и ёр__к совсем не похожи:
Ёр __к при виде врагов не трево_тся,
Ё__к тотчас же пытается съё_ться.

Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.

Групповая работа на компьютере.

Обсуждение общего задания в группах (3 группы – разбивка по личностным особенностям). Каждая группа выполняет работу на отдельном компьютере (предварительно получив, инструктаж работы в Word).

(Анализ и проверка со слайда № 14 тема и картинки автоматически, текс по щелчку 4 раза.)

- О каких животных говорится в задании?

- Ёж лесной, морской ёж, ёрш (краткий разговор – игра «Найди лишнее»).

Дети прошли к своим рабочим местам.

Работа с учебником.

Диктант с предварительной подготовкой - упражнение № 81.

Продолжаем работать с презентацией.

Это стихи Корнея Чуковского из сказки «Краденое солнце».

(Слайд № 14 тема автоматически, текст по щелчку + задание 3 раза.)

- Прочитайте и запомните, как пишутся слова.

- Какие встречаются орфограммы?

- ЧУ.

 - Я диктую медленно, записываете то, что запомнили.

Руководство мыслительной деятельностью.

Если только захочу,
И луну я проглочу!

Убрать строчки.

- Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.

Проверить со слайда – поставить строчки.

- Сочетания ЧУ подчеркните.

5. Гимнастика для пальцев (по щелчку слайд № 16)

6. Чистописание (по щелчку слайд №17 – 5 щелчков)

Ошибка, сейчас, задача, салат.

Определи лишнее слово, спиши только нужные слова.

Выбери из названий животных одинаковые буквы:

Жук, ёжик. (Жк Жк Жк)

Напиши их в соединении и нарисуй любое животное (ёжик, жук).

7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений

Работа с учебником.

№ 83. Прочитайте задание. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши.

Чудесный, застучало,чудо,пушистое, Чуковский.

В ходе этой работы нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей

- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

- Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.
- Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить.
- Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.

9. Домашнее задание

Упражнение № 85. Записывать не надо, надо подумать и приготовиться к решению в классе на следующем уроке.

10. Рефлексия

(Слайд № 18).

Ваше впечатление и настроение после этого урока? Оставь свой отпечаток – настроения.
Благодарю за урок, всем спасибо.