Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории)

Разделы: Литература


Цель: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками литературных и исторических знаний, анализировать и делать выводы;
  • способствовать воспитанию качеств, необходимых для совместной деятельности, умения выслушивать собеседника и аргументированно отстаивать свое мнение.

Оборудование урока:

Учебник “Русская литература 20 века” для 11 класса (авторы В.Чалмаев, С. Зинин)

Учебник “История России, 20 в.” для 11 класса (авторы В.П. Островский, А.И. Уткин);

Материалы и документы. История России XX века под редакцией М. Е. Главацкого.

Записные книжки. А. Вампилов.

Приложения 1, 2, 3, 4.

Предварительно на трех уроках учащиеся знакомились с творчеством А.В. Вампилова на уроках литературы и занятии спецкурса “Сатира и юмор в русской литературе”. Также на уроках истории они знакомились с социально-политическим развитием России во второй половине XX века.

Урок проводится в форме “круглого стола”. Учебные столы расставляются в классе перед классной доской по кругу, учащиеся предварительно разделяются на три группы “аналитиков” и одну группу “экспертов” (группа “экспертов” формируется из наиболее подготовленных учащихся). На классной доске вывешиваются фотоматериалы, возможно использование соответствующих иллюстраций и рисунков учащихся к произведениям.

ХОД УРОКА

Учитель: В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с творчеством А.В. Вампилова на уроках литературы и занятии спецкурса “Сатира и юмор в русской литературе”. Также на уроках истории вы знакомились с социально-политическим развитием России во второй половине XX века. Кроме того, вы знакомы и с сегодняшними проблемами нашего общества на основе своего собственного жизненного опыта.

Сегодня нам с вами предстоит проанализировать социально-политическое развитие России XX века в шестидесятые годы и сделать выводы о том, как и какие именно социально-политические и духовно-нравственные проблемы отразил А. Вампилов в своем творчестве.

Для этого три группы “аналитиков” изучат и проанализируют изменения, произошедшие в обществе, проанализируют основные произведения А.Вампилова, а группа “экспертов”, на основе анализа фрагментов произведений, цитат из записных книжек А. Вампилова и сообщений “аналитиков” сформулирует выводы о влиянии литературных образов и вампиловских философских взглядов на развитие жизненных и духовных позиций молодежи.

Далее в течение 15-20 минут группы учащихся работают с источниками и выполняют задания, после чего учащиеся заслушивают сообщения групп “аналитиков”.

Первая группа “аналитиков”, используя данные, приведенные в учебнике “История России. XX век” (авторы В.П. Островский, А.И. Уткин) по темам “Культурная жизнь общества: основные тенденции и противоречия”, “Трансформация политического режима” и “Духовная жизнь: влияние догм и сопротивление догмам” определяет, в чем проявились основные противоречия социально-политического развития России шестидесятых годов.

В частности, учащиеся отмечают такие факты, как письмо Б.Л. Пастернака собранию президиума правления Союза писателей, воспоминания В.Е. Семичастного, бывшего в то время Председателем КГБ при Совете Министров СССР.

Вторая группа “аналитиков”, используя материал учебника литературы, текст пьесы и комментарии к нему, определяет, что изменилось в трактовке нравственных ценностей героев пьесы “Старший сын”, а что осталось неизменным.

Третья группа “аналитиков”, используя материал учебника, текст пьесы “Утиная охота” и материалы приложения, определяет, какие изменения произошли в духовном облике героя, и почему возникла трагедия безнадежности, безверия, нравственного равнодушия

Затем учащиеся объясняют суть конфликта с цензурой, причины отказа печатать и ставить на сцене эту пьесу.

Учитель: Мы с вами подробно рассмотрели основные факты жизни общества в шестидесятые годы и творчества А. Вампилова. Теперь предоставим слово нашим “экспертам”, которые помогут нам сделать выводы об основных проблемах XX века, нашедших свое отражение в пьесах А. Вампилова.

Группа “экспертов” отмечает качество выступлений “аналитиков”.

Затем, на основе сообщений групп “аналитиков”, группа “экспертов” формулирует выводы о точке зрения вампиловских героев по проблемам, выявленным “аналитиками”

Учащиеся вместе с учителем обсуждают эти выводы и записывают их в тетрадь:

Задание на дом: напишите письмо А. Вампилову о современных проблемах молодежи в жизни и актуальности его пьес в наши дни.