Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Перед современной школой стоит важнейшая задача – формирование личности ученика. Большое место в её решении отводится литературному образованию школьников.

Именно с помощью предметов художественного цикла формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами общества и природы.

Однако в практике начального обучения сложилось противоречие между устаревшим характером традиционного подхода к процессу обучения литературному чтению и современными задачами развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Изучая данную проблему, я отметила для себя, что одним из главных показателей литературного развития учащихся является уровень сформированности навыка чтения.

Критериями осознанного чтения являются:

  • способность сформулировать смысл прочитанного, где понимание и чувствования адекватны сформулированной мысли;
  • способность объяснить своё отношение к прочитанному.

Чтобы сформировать у учащихся навыки такого чтения, необходимо учить их:

  • выяснять значения незнакомых слов и выражений, что является основой понимания фактического содержания текста;
  • сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;
  • воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;
  • воспринимать различные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств;
  • понимать главную мысль произведения;
  • осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;
  • определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;
  • осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.

В связи с использованием УМК Свиридовой В.Ю и Чураковой Н.А. нами был изменён подход к изучению литературы в начальной школе. Поскольку задача начальной школы – пропедевтическая, но наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нём такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребёнок может зачастую больше взрослого, что в детстве все мы – гениальные лингвисты, литературоведы, поэты и философы.

Применяемая методика с одной стороны, нацелена на воспитание уважения к целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества (что укрепляет дистанцию между читателем и текстом); с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия, “прочтения” текста школьником, включая его в состав содержания самого текста (что снимает дистанцию между читателем и текстом).

В этой связи очень важно:

  • подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется разделению;
  • не забывая о том, что восприятие текста является компонентом его содержания, сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного отношения детей к прочитанному.

Именно на перекрёстке разных по своей природе эстетических переживаний (переживание удивления и наслаждения от красоты слова, с одной стороны, и удовольствия от своей способности проникновения в глубинный смысл произведения, приобщения в разгадке тайн творчества, с другой стороны) – формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьёзного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства и художественной культуре.

Поскольку культура восприятия литературы и искусства в целом основывается на понимании особенностей образного видения мира, поэтому уже в начальной школе следует закладывать основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что вызывает к жизни знакомство с элементарными литературоведческими понятиями.

Программа развивающего обучения Л.В.Занкова по литературному чтению как раз и предполагает, что литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, в ходе анализа текста как средством постижения художественного смысла произведения. Программа нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики мира литературы и искусства. Опираясь на программу и УМК по литературному чтению авторов Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А., мною разработано календарно-тематическое планирование для 4 класса с учётом и указанием формируемых литературоведческих понятий. Предложенное планирование полностью соответствует содержанию учебника “Литературное чтение” (ч.1, ч.2) для 4 класса Чураковой Н.А. и не выходит за рамки часов, предоставляемых учебным планом (см. Приложение 1)

В качестве примера работы над литературным произведением представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Тема урока. ГофманЭ.Т.А. “Щелкунчик и Мышиный король”.

“Битва”.

Цель урока: обнаружить в авторской волшебной сказке её своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Чтение понравившихся отрывков из главы “Чудеса” (стр. 97 – 103).

- Почему глава называется “Чудеса”?

Простите то место в тексте, которое это подтверждает (стр.99)

- Знаете ли вы, в какой авторской сказке тоже происходят чудесные события в то же самое время, что и в главе “Чудеса”””? (“Золушка” Ш.Перро)

- Удалось ли автору передать вам чувство страха, которое овладело Мари от нашествия мышей?

Что использует для этого автор? (Звуки)

- Какие это были звуки? (Хихиканье, шёпот, шорох, беготня, топот).

- Обратимся к музыке П.И.Чайковского, так ли вы это слышите?

2. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, могут ли это быть реальные события? (Нет, это сказка)

- Какого типа эта сказка? (Волшебная)

- Докажите, что это волшебная сказка. Что в ней из волшебного мира?

Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь – время волшебства, часы – волшебный предмет.

- Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и сделать вывод об отличии авторской сказки от народной.

3. Первичное восприятие текста.

Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.

4. Анализ главы “Битва”.

а) Словарная работа.

- Прочтите слова, записанные на доске:

кирасиры драгуны гусары

- Есть ли сноска к записанным словам в учебнике? (Да)

- Где мы можем уточнить значение этих слов? (В словаре)

Кирасиры – солдаты или офицеры тяжёлой кавалерии, носившие латы (кирасы).

Драгуны – солдаты или офицеры-кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и в пешем строю.

Гусары (значение слова дети находят в словаре).

б) Словесное рисование.

- Что вы представляете при чтении этой главы?

- Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему?

- Можно ли эти цвета назвать волшебными?

в) Обсуждение прочитанного.

- Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику? (Они считают его своим королём)

- Можно ли назвать Мари храброй девочкой?

Докажите это словами из текста. Используйте главы “Чудеса” и “Битва”.

- Найдите в этих двух главах все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте.

(В главе “Чудеса” этот переход отмечен боем часов, а в главе “Битва” обратный переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфлей, и – “В тот же миг всё словно прахом рассыпалось).

- Этот переход связан с попаданием в другое пространство? (Да)

- В другое время?

- Сопровождается ли этот переход волшебными словами? (Тик–и–так, трик–и–так, бум-бум, щёлк-щёлк – звукоподражания)

- Звуковыми и световыми эффектами?

(Звуковые эффекты: барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат, Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек, пищали и визжали Мышиный Король и мыши и т.д. Световые эффекты: тысячи крохотных огоньков мышиных глаз, сверкание семи корон на головах Мышиного Короля, Страшное освещение внутри шкафа).

- Как вы думаете, можно ли переложить эту битву на музыку? Какая это должна быть музыка?

г) Повторное чтение.

- Сейчас вы прочтёте эту главу под музыку П.И.Чайковского и подумаете, насколько точно отражено это событие в музыке.

5. Сопоставление авторской и народной сказки.

- Что важнее в народной сказке “Морской царь и Василиса Премудрая”: волшебное пространство или волшебное время? А в сказке Гофмана?

- Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? А в сказке Гофмана?

Составим таблицу.

Народные сказки

Сказка Гофмана

Два мира: свой – чужой

Время: день – ночь

Волшебные помощники

---

Волшебные числа

---

Волшебные слова

Звук ,свет, волшебные слова

6. Подведение итога урока.

- Кто из героев вызывает у вас уважение?

- Вы хотели бы оказаться на месте Мари? Почему?

7. Домашнее задание.

Проиллюстрировать текст стр.103 – 107.

Прочитать другие сказки Гофмана.

Итак, уже в начальной школе ведётся полноценная работа по освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При правильно организованном процессе дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приёмы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка. И главное, что ребёнок приходит в основную школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению.

Для работы на уроке литературного чтения и при выполнении домашних заданий мои ученики используют “Словарь литературных терминов”, составленный мною с использованием “Толкового словаря” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Словарные статьи даны в алфавитном порядке, что облегчает пользование словарём. Пособие оформлено в виде буклета (см. Приложение 2).

Нами были выявлены эффективные приёмы, которые могут быть использованы при работе над пониманием учениками литературного произведения:

  • стремление сделать мир литературы личностно значимым для ребёнка (ребёнок как соавтор);

  • сравнение текстов, близких тематически, но принадлежащих разным родам литературы, разным стилям речи, разным жанрам, разному историческому времени, разным авторам;

  • работа с литературными понятиями;

  • побуждение к повторному прочтению текста по разным основаниям, с разными целями и задачами;

  • сравнение произведений, сходных по тематике, но принадлежащих к разным видам искусства: литературе, живописи, музыке;

  • обращение к “ленте времени” как инструменту формирования общественного исторического сознания;

  • выявление художественных приёмов в литературном тексте: сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, контраста и т.д.

Выявленные тенденции предполагают возможность дальнейшего литературного развития учащихся в основной школе при условии наличия преемственности в методике обучения. В последующей детализации нуждается определение основных линий, форм и содержания преемственности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности. // “Начальная школа” №7, 1991 – с.13
  2. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. // “Начальная школа” №3, 2004 – с.39
  3. Гранник Г.Г., Концева Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1999.
  4. Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках “Литературного чтения”.// “Начальная школа” №4, 2003. – с.5
  5. Львов М.Р. словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
  8. Оморокова М.И., Раппопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1997.
  9. Орлов Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста. //“Начальная школа” №2, 2001 – с.50
  10. Панина Г. Как хорошо уметь читать…// “Начальная школа” №36, 2004 – с.28
  11. Сборник контрольных и проверочных работ для 1 – 4 классов (система Л.В.Занкова). Составитель Р.Г.Чуракова. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
  12. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М., ЗАО “Центр общего развития”, 2002.
  13. Свиридова В.Ю, Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса (I – IV), в 2 частях. 2-е, переработанное изд. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательский дом “Фёдоров”, 2001.
  14. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса (I – IV). 2-е, переработанное изд./ Под редакцией Чураковой Н.А. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2002.
  15. Супрунюк Е. Н. Моделирование на уроках литературного чтения и образовательные эффекты.// “Начальная школа” №4, 2004 – с.43
  16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1968.
  17. Философский энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2001.
  18. Чуракова Н.А. Литература 1 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 1999.
  19. Чуракова Н.А. Литература 2 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2000.
  20. Чуракова Н.А. Литература 3 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
  21. Чуракова Н.А. Литература 4 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
  22. Чуракова Н.А.Литературное чтение: Учебник для 3 класса (I – IV), в 2 частях. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательский дом “Фёдоров”, 2001.
  23. Чуракова Н.А.Литературное чтение: Учебник для 4 класса (I – IV), в 2 частях. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательство “Учебная литература”, 2003.