Перед современной школой стоит важнейшая задача – формирование личности ученика. Большое место в её решении отводится литературному образованию школьников.
Именно с помощью предметов художественного цикла формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами общества и природы.
Однако в практике начального обучения сложилось противоречие между устаревшим характером традиционного подхода к процессу обучения литературному чтению и современными задачами развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Изучая данную проблему, я отметила для себя, что одним из главных показателей литературного развития учащихся является уровень сформированности навыка чтения.
Критериями осознанного чтения являются:
- способность сформулировать смысл прочитанного, где понимание и чувствования адекватны сформулированной мысли;
- способность объяснить своё отношение к прочитанному.
Чтобы сформировать у учащихся навыки такого чтения, необходимо учить их:
- выяснять значения незнакомых слов и выражений, что является основой понимания фактического содержания текста;
- сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;
- воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;
- воспринимать различные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств;
- понимать главную мысль произведения;
- осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;
- определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;
- осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.
В связи с использованием УМК Свиридовой В.Ю и Чураковой Н.А. нами был изменён подход к изучению литературы в начальной школе. Поскольку задача начальной школы – пропедевтическая, но наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нём такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребёнок может зачастую больше взрослого, что в детстве все мы – гениальные лингвисты, литературоведы, поэты и философы.
Применяемая методика с одной стороны, нацелена на воспитание уважения к целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества (что укрепляет дистанцию между читателем и текстом); с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия, “прочтения” текста школьником, включая его в состав содержания самого текста (что снимает дистанцию между читателем и текстом).
В этой связи очень важно:
- подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется разделению;
- не забывая о том, что восприятие текста является компонентом его содержания, сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного отношения детей к прочитанному.
Именно на перекрёстке разных по своей природе эстетических переживаний (переживание удивления и наслаждения от красоты слова, с одной стороны, и удовольствия от своей способности проникновения в глубинный смысл произведения, приобщения в разгадке тайн творчества, с другой стороны) – формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьёзного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства и художественной культуре.
Поскольку культура восприятия литературы и искусства в целом основывается на понимании особенностей образного видения мира, поэтому уже в начальной школе следует закладывать основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что вызывает к жизни знакомство с элементарными литературоведческими понятиями.
Программа развивающего обучения Л.В.Занкова по литературному чтению как раз и предполагает, что литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, в ходе анализа текста как средством постижения художественного смысла произведения. Программа нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики мира литературы и искусства. Опираясь на программу и УМК по литературному чтению авторов Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А., мною разработано календарно-тематическое планирование для 4 класса с учётом и указанием формируемых литературоведческих понятий. Предложенное планирование полностью соответствует содержанию учебника “Литературное чтение” (ч.1, ч.2) для 4 класса Чураковой Н.А. и не выходит за рамки часов, предоставляемых учебным планом (см. Приложение 1)
В качестве примера работы над литературным произведением представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема урока. ГофманЭ.Т.А. “Щелкунчик и Мышиный король”.
“Битва”.
Цель урока: обнаружить в авторской волшебной сказке её своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Чтение понравившихся отрывков из главы “Чудеса” (стр. 97 – 103).
- Почему глава называется “Чудеса”?
Простите то место в тексте, которое это подтверждает (стр.99)
- Знаете ли вы, в какой авторской сказке тоже происходят чудесные события в то же самое время, что и в главе “Чудеса”””? (“Золушка” Ш.Перро)
- Удалось ли автору передать вам чувство страха, которое овладело Мари от нашествия мышей?
Что использует для этого автор? (Звуки)
- Какие это были звуки? (Хихиканье, шёпот, шорох, беготня, топот).
- Обратимся к музыке П.И.Чайковского, так ли вы это слышите?
2. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, могут ли это быть реальные события? (Нет, это сказка)
- Какого типа эта сказка? (Волшебная)
- Докажите, что это волшебная сказка. Что в ней из волшебного мира?
Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь – время волшебства, часы – волшебный предмет.
- Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и сделать вывод об отличии авторской сказки от народной.
3. Первичное восприятие текста.
Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.
4. Анализ главы “Битва”.
а) Словарная работа.
- Прочтите слова, записанные на доске:
кирасиры драгуны гусары
- Есть ли сноска к записанным словам в учебнике? (Да)
- Где мы можем уточнить значение этих слов? (В словаре)
Кирасиры – солдаты или офицеры тяжёлой кавалерии, носившие латы (кирасы).
Драгуны – солдаты или офицеры-кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и в пешем строю.
Гусары (значение слова дети находят в словаре).
б) Словесное рисование.
- Что вы представляете при чтении этой главы?
- Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему?
- Можно ли эти цвета назвать волшебными?
в) Обсуждение прочитанного.
- Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику? (Они считают его своим королём)
- Можно ли назвать Мари храброй девочкой?
Докажите это словами из текста. Используйте главы “Чудеса” и “Битва”.
- Найдите в этих двух главах все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте.
(В главе “Чудеса” этот переход отмечен боем часов, а в главе “Битва” обратный переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфлей, и – “В тот же миг всё словно прахом рассыпалось).
- Этот переход связан с попаданием в другое пространство? (Да)
- В другое время?
- Сопровождается ли этот переход волшебными словами? (Тик–и–так, трик–и–так, бум-бум, щёлк-щёлк – звукоподражания)
- Звуковыми и световыми эффектами?
(Звуковые эффекты: барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат, Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек, пищали и визжали Мышиный Король и мыши и т.д. Световые эффекты: тысячи крохотных огоньков мышиных глаз, сверкание семи корон на головах Мышиного Короля, Страшное освещение внутри шкафа).
- Как вы думаете, можно ли переложить эту битву на музыку? Какая это должна быть музыка?
г) Повторное чтение.
- Сейчас вы прочтёте эту главу под музыку П.И.Чайковского и подумаете, насколько точно отражено это событие в музыке.
5. Сопоставление авторской и народной сказки.
- Что важнее в народной сказке “Морской царь и Василиса Премудрая”: волшебное пространство или волшебное время? А в сказке Гофмана?
- Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? А в сказке Гофмана?
Составим таблицу.
Народные сказки |
Сказка Гофмана |
Два мира: свой – чужой |
Время: день – ночь |
Волшебные помощники |
--- |
Волшебные числа |
--- |
Волшебные слова |
Звук ,свет, волшебные слова |
6. Подведение итога урока.
- Кто из героев вызывает у вас уважение?
- Вы хотели бы оказаться на месте Мари? Почему?
7. Домашнее задание.
Проиллюстрировать текст стр.103 – 107.
Прочитать другие сказки Гофмана.
Итак, уже в начальной школе ведётся полноценная работа по освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При правильно организованном процессе дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приёмы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка. И главное, что ребёнок приходит в основную школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению.
Для работы на уроке литературного чтения и при выполнении домашних заданий мои ученики используют “Словарь литературных терминов”, составленный мною с использованием “Толкового словаря” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Словарные статьи даны в алфавитном порядке, что облегчает пользование словарём. Пособие оформлено в виде буклета (см. Приложение 2).
Нами были выявлены эффективные приёмы, которые могут быть использованы при работе над пониманием учениками литературного произведения:
стремление сделать мир литературы личностно значимым для ребёнка (ребёнок как соавтор);
сравнение текстов, близких тематически, но принадлежащих разным родам литературы, разным стилям речи, разным жанрам, разному историческому времени, разным авторам;
работа с литературными понятиями;
побуждение к повторному прочтению текста по разным основаниям, с разными целями и задачами;
сравнение произведений, сходных по тематике, но принадлежащих к разным видам искусства: литературе, живописи, музыке;
обращение к “ленте времени” как инструменту формирования общественного исторического сознания;
выявление художественных приёмов в литературном тексте: сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, контраста и т.д.
Выявленные тенденции предполагают возможность дальнейшего литературного развития учащихся в основной школе при условии наличия преемственности в методике обучения. В последующей детализации нуждается определение основных линий, форм и содержания преемственности.
ЛИТЕРАТУРА
- Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности. // “Начальная школа” №7, 1991 – с.13
- Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. // “Начальная школа” №3, 2004 – с.39
- Гранник Г.Г., Концева Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1999.
- Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках “Литературного чтения”.// “Начальная школа” №4, 2003. – с.5
- Львов М.Р. словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1998.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
- Оморокова М.И., Раппопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1997.
- Орлов Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста. //“Начальная школа” №2, 2001 – с.50
- Панина Г. Как хорошо уметь читать…// “Начальная школа” №36, 2004 – с.28
- Сборник контрольных и проверочных работ для 1 – 4 классов (система Л.В.Занкова). Составитель Р.Г.Чуракова. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М., ЗАО “Центр общего развития”, 2002.
- Свиридова В.Ю, Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса (I – IV), в 2 частях. 2-е, переработанное изд. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательский дом “Фёдоров”, 2001.
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса (I – IV). 2-е, переработанное изд./ Под редакцией Чураковой Н.А. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2002.
- Супрунюк Е. Н. Моделирование на уроках литературного чтения и образовательные эффекты.// “Начальная школа” №4, 2004 – с.43
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1968.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2001.
- Чуракова Н.А. Литература 1 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 1999.
- Чуракова Н.А. Литература 2 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2000.
- Чуракова Н.А. Литература 3 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
- Чуракова Н.А. Литература 4 класс (I – IV). Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой. – М.: ЗАО “Центр общего развития”, 2001.
- Чуракова Н.А.Литературное чтение: Учебник для 3 класса (I – IV), в 2 частях. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательский дом “Фёдоров”, 2001.
- Чуракова Н.А.Литературное чтение: Учебник для 4 класса (I – IV), в 2 частях. – Самара: Корпорация “Фёдоров”; Издательство “Учебная литература”, 2003.