Тема урока в 9-м классе "Использование стилистических фигур в письменной речи" (подготовка к итоговой аттестации в новой форме)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Развитие понятий “тема текста”, “основная мысль текста”;
  2. Стиль речи, тип речи;
  3. Обучение использованию стилистических фигур в письменной речи;
  4. Расширение кругозора.

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “добро”, “доброта”? Запишите их.

2. Озвучивание записанных ассоциаций: милосердие, помощь, взаимовыручка, гостеприимность, улыбка, радость, помощь, участие и др.

3. О таком понятии, как доброта, мы знаем с самого раннего детства. Многие великие люди высказывались на этот счет. Приведите примеры высказываний (домашнее задание).

4. “Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное – легким, мрачное – радостным”. “Круг чтения”

“Против всего можно устоять, но не против доброты”. Ж.-Ж. Руссо

“Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает”. Г. Торо

“Подобно тому, как факелы и фейерверки бледнеют и делаются невидимыми при свете солнца, так и ум, даже гений, а равно и красота блекнут и затмеваются перед сердечной добротой”. А. Шопенгауэр

“Доброта – качество, излишек которого не вредит”. Д. Голсуорси

“…тот, кто делает добро другим, сам от этого непременно вкушает радость” М. Наваррская

“Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла” В.О. Ключевский

5. Что такое этюд? Из списка ассоциаций, составленного вами, выберите ключевое слово, главное, по-вашему. Напишите этюд, используя это слово.

6. Чтение получившихся этюдов (миниатюр).

“Является ли милосердие синонимом слова добро? Для начала мы должны вникнуть в смысл слова милосердие. Что же оно означает? По моему мнению, милосердие – это помощь, взаимовыручка, готовность всегда посочувствовать, помочь ближнему”.

(Каролина Ш.)

“ Те люди, которые делают добро другим людям, тем самым принося им радость, сами становятся счастливыми. Какая, оказывается, простая формула у счастья!”

(Вика С.)

“Многие люди творят добро. Обычно то, что они делают, вызывает чувство радости у окружающих, а как следствие – улыбку. Она может быть разной, но улыбка, возникающая от доброты другого человека, делает каждого из них еще более красивым и привлекательным”.

(Ксюша Ц.)

7. Анализ текста.

(1)Всемирно известный пианист Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор.(2) Даже в середине лета в огромном соборе прохладно и гулко.(3) Ходит знаменитый маэстро по храму, любуется фресками и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место: то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет.(4) Сопровождающие его местные интеллектуалы не обращают никакого внимания на происходящую с гостем неладность, а вот старушка, уборщица, заметила.

(5) - Отчего, милый, рукам место ищешь?(6) Мерзнут?

(7) - Мерзнут, бабушка, мерзнут.(8) А мне вечером играть.(9) Нельзя руки остужать.

(10) - Возьми вот мои рукавички. (11) Они хоть и старенькие, но чистые.

(12) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, простые рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста. (13) И маэстро ожил, и повеселел, и долго еще оставался в Софийском соборе.

(14) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, наклонился элегантно, как это умел делать только он:

(15) - Благодарю вас, родимая! (16) Благодарю вас! (17) Вы очень мне помогли.

(18) Великий музыкант и бабушка-уборщица. (19) Что общее у них? (20).....

8. Закончите текст одним предложением ( предлагаются варианты).

9. А на самом деле текст имеет вот такую концовку: “.…Каждый из них умел делать добро. На своем месте. И служил ему. В меру своих сил”.

(По В.П. Астафьеву)

- О чем этот текст? Сформулируйте основную мысль текста.

- Определите тип речи и стиль. Докажите свою мысль.

- Кто такой Эмиль Гилельс?

10. Сведения об Э. Гилельсе (Приложение №1) на фоне звучащей в его исполнении музыки.

Для того чтобы текст “зазвучал”, автор использует различные средства, в частности, стилистические фигуры.

Что такое стилистические фигуры? Какие фигуры вы помните? Для чего они нужны?

11. Используя, знакомую вам таблицу (Приложение №2), найдите в тексте стилистические фигуры.

12. Какими фигурами, на ваш взгляд, вы могли бы воспользоваться в своей речи?

(Доступными, по мнению детей, могут стать риторические вопросы и восклицания, многосоюзие, бессоюзие, анафора, повтор, парцелляция.)

13. Отредактируйте свою миниатюру, используя стилистические фигуры и цитирование как прием, улучшающий качество текста.

14. Чтение получившихся этюдов, нахождение в них фигур речи, которые смогли использовать авторы.

“Является ли милосердие синонимом слова добро? Для начала мы должны вникнуть в смысл слова милосердие. Что же оно означает? По моему мнению, милосердие – это и помощь, и взаимовыручка, и готовность всегда посочувствовать, помочь ближнему. Помоги. Посочувствуй. Выручи. А значит, будь милосердным ”.

(Каролина Ш.)

(Учащиеся отмечают наличие риторических вопросов, многосоюзие, парцелляцию)

“В.О. Ключевский высказал, по-моему, парадоксальную мысль: “Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла” Те люди, которые делают добро другим людям, тем самым принося им радость, сами становятся счастливыми. Разве это не счастье? Какая, оказывается, простая формула у счастья: делай добро - становись счастливым! Права, на мой взгляд, М.Наваррская, которая утверждала, что“…тот, кто делает добро другим, сам от этого непременно вкушает радость”

(Вика С.)

(Учащиеся отмечают наличие цитирования, риторического вопроса и восклицания, лексических повторов)

“Как здорово, что многие люди творят добро! Обычно добрые поступки, вызывают чувство радости у окружающих, а как следствие – улыбку. Улыбка может быть разной: и снисходительной, и ироничной, и немного грустной. Но улыбка, возникающая от доброты другого человека, делает каждого из них еще более красивым .Привлекательным. Неповторимым.”

(Ксюша Ц.)

(Учащиеся отмечают наличие риторического восклицания, многосоюзия, парцелляции.)

15. Подведение итогов урока:

  1. Над какими понятиями мы сегодня работали?
  2. Что нового узнали?
  3. Помог ли вам данный урок поверить в то, что вы сами можете использовать стилистические фигуры в своей речи?
  4. Что показалось особенно интересным, полезным?

16. Домашнее задание: написать сочинение, используя одну из цитат в качестве тезиса и текст об Э.Гилельсе в качестве одного из аргументов, постараться включить в свою письменную речь стилистические фигуры.