Организация методической работы в детском доме

Разделы: Администрирование школы


Ни для кого не секрет, что непросто правильно построить воспитательный процесс в детском доме и качество его организации зависит от педагогических кадров, от уровня их профессиональной компетентности. На сегодняшний день во многих учреждениях образования остро стоит вопрос о повышении квалификации педагогов. Вопросы педагогического профессионализма всегда также волновали и педагогов нашего детского дома, одним из критериев педагогического мастерства, профессионализма мы считаем результативность работы педагогов, которая появляется в успешной жизнедеятельности воспитанников.

Действующим механизмом повышения у педагогов профессиональной компетентности является организация в детском доме деятельности нескольких методических центров, каждый из которых имеет свои функции в общем деле воспитания детей.

Система методической работы детского дома представлена организацией деятельности следующих центров:

Проектно-методический центр предусматривает оказание следующих услуг педагогам:

  • оказание методической помощи педагогам в проектировании, планировании, учебно-воспитательного процесса;
  • разработка и оформление памяток, программ, рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса;
  • планирование воспитательной, методической работы в детском доме.

Мониторинговый центр реализует следующие услуги:

  • проведение мониторинговых исследований и обеспечение образовательного процесса аналитико-диагностической информацией;
  • выявление информационно-методических запросов и потребностей педагогов детского дома и их удовлетворение.

Экспертный центр проводит экспертизу программ, проектов и результатов научно-исследовательской, учебно-воспитательной, методической работы.

Работа информационного центра направлена на:

  • обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития образования;
  • подготовку материалов о ходе инновационных процессов в системе образования;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • организацию выставок новинок научно-методической литературы;
  • сотрудничество со СМИ.

Методические центры формируют необходимые образовательные потребности педагогов. Каждый из центров оформляет результаты труда в буклетах, в брошюрах.

Так, информационный центр выпустил брошюру “Мы делаем детей счастливыми” (в которой рассказывается о работе детского дома), буклет “Конкурсы, конкурсы…” (в нем представлена информация о конкурсах, в которых могут поучаствовать педагоги и дети нашего дома).

Проектно-методическим центром разработана структура Книги Радости (это детское портфолио).

Совместная продукция проектно-методического и экспертного центра: методические рекомендации к составлению воспитательной программы, открытому занятию. Экспертным центром так же были отредактированы воспитательные программы и оформлены в брошюры.

Мониторинговым центром разработана и оформлена карта “Развитие личности ребёнка” и методические рекомендации по составлению воспитательной характеристики на воспитанников детского дома.

Результаты работы методических центров показывают значительный рост педагогического мастерства и творческой активности педагогов. Данный вид деятельности способствует сплочению педагогического коллектива и направлен на поиск новых наиболее эффективных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Достижению положительных результатов в учебно-воспитательной работе способствует организация деятельности методического кабинета. Основным направлением в содержании деятельности методического кабинета является оперативное реагирование на запросы и потребности педагогов.

В копилке методического кабинета находятся:

  • модели систем и программ воспитания;
  • передовой опыт педагогов (нашего детского дома, детских домов Омской области и других регионов России);

- образцы документации педагогов: программы (все программы педагогов оформлены в электронном и бумажном варианте, оформлено также сопровождение к воспитательным программам – разработки занятий, которыми пользуются педагоги всех групп семей); перспективные планы, ежедневные планы, журналы посещения школы (педагоги фиксируют результаты наблюдений за детьми в школе и регистрируют итоги совместной работы с педагогами школы), журналы регистрации инструктажей по охране жизнедеятельности воспитанников (представлена не только схема оформления, но и подборка занятий);

  • подбор диагностических методик (для работы с детьми и педагогами);
  • разработки воспитательных мероприятий (весь материал систематизирован по темам, оформлен в папки, имеется более 1000 разработок праздников, часов общения, воспитательных занятий).
  • видео, аудио, фотоматериалы систематизированы и имеется каталог;

- литература: научная, методическая, педагогические издания о воспитании (имеется журнал регистрации литературы, систематический каталог, электронный каталог и каталог, оформленный в бумажном варианте). Имеется информация об издательской деятельности педагогов детского дома (все газетные статьи, публикации педагогов и публикации о нашем детском доме, брошюры с опытом работы педагогов).

Опыт работы педагогов детского дома широко распространяется не только в Омской области, но и на Всероссийских конкурсах проф.мастерства. Вот уже второй год педагоги детского дома участвуют во Всероссийском фестивале “Открытый урок”. В 2006 году участвовало 3 педагога, а в 2007 году – 11. Популярность этого фестиваля связана с тем, что присланные работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, так как сборник тезисов и дисков с разработками рассылаются всем участникам фестиваля. В детском доме эти диски завоевали свою популярность, так как опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков, докладов, статей помогает не только воспользоваться какой-то идеей или пед. приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других педагогов.

В детском доме идёт сложный процесс поиска содержания, форм и методов методической работы. Вся методическая работа ведётся в соответствии с годовым планом, который составляется на основе анализа работы за прошедший период. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагога, оказание помощи в поисках эффективных форм работы с детьми. Традиционно в детском доме используются коллективные и индивидуальные формы методической работы. Такую форму, как наставничество вводим при наличии молодых специалистов.

В детском доме постоянно действует режим консультирования. Консультации проводят лучшие педагоги детского дома. Консультирование осуществляется в индивидуальном режиме, в связи с тенденциями затруднения, возникающими у педагогов.

Существует такая индивидуальная форма работы педагогов, как самообразование. Важными направлениями самообразования являются: изучение новых программ, освоение технических средств обучения, изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес и систематическое изучение новинок педагогической, психологической и художественной литературы.

Все педагоги детского дома определяют для изучения индивидуальные творческие темы. Работа над этой темой обычно вытекает из профессионального интереса педагога, все темы соответствуют направлениям воспитательной работы, которые обозначены в программе развития детского дома.

Традиционно в конце учебного года в детском доме проводится собеседование с каждым педагогом по самообразованию и по работе над личной творческой темой. Собеседование проводится экспертным центром, который оценивает наработки педагогов за год. Организация такого вида работы позволяет активизировать работу педагогов в данном направлении и указать не только на недостатки и ошибки педагогов, но и дать рекомендации по доработки материалов.

На протяжении нескольких лет проводятся персональные методические выставки педагогов. Это своеобразный отчет по самообразованию, демонстрация наглядных продуктов труда (доклады, авторские программы, разработки занятий, выставки детских сочинений, рисунков, поделок). Так проведены персональные выставки по организации работы с воспитанниками по профориентации, по охране жизнедеятельности и персональная выставка документации педагога.

В целях систематизации опыта накапливаемого педагогами, используется один из современных методов профессионального развития – метод “Портфолио”. Данные портфолио педагога позволяют описать его деятельность в межаттестационный период и дать объективную оценку результативности работы.

В практику методической работы детского дома вошли следующие коллективные формы методической работы: пед.советы, методические объединения, конкурсы проф. мастерства.

На заседаниях педагогических советов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогов в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса. При организации педсоветов стараемся, чтобы они были нужными, полезными и не скучными, решения педсоветов были эффективными, а педагоги были не просто слушателями доклада, а активными его участниками. Планирование пед.советов на учебный год начинаем с мая. Тема определяется через анализ проблемных вопросов в детском доме. Форма проведения заседаний разнообразна. Чаще всего они носят дискуссионный характер.

За три-четыре недели собираются члены проектно-методического и экспертного центров и более тщательно продумывают содержание пед.советов. Участникам пед.совета раздаются информационные материалы. Пишет объявление о проведении педагогического совета.

К заседанию пед.совета готовится каждый педагог детского дома. Для того, чтобы активизировать работу педагогов на заседании, используем различные формы: педагоги оформляют “Дерево проблем”, выступают с “Трибуны мнения”. Традиционно работает пресс – центр, который наглядно отражает результаты работы пед.совета, экспертная группа – обрабатывает диагностические материалы, подводит итоги по каждому этапу работы заседания педагогического совета. Оформляются выставки итогов работы за прошедший год. Творческие группы педагогов творчески подходят к выполнению домашнего задания, и результаты своего труда оформляют наглядно либо в стихотворной форме. По итогам работы пед.совета самый активный участник награждается аплодисментами. И выявляется он путем голосования членов педагогического совета, при этом используем ящик “Аплодисменты”. Подобное заседание повышает их действенность, а самое главное способствует заинтересованности и оживлению работы педагогического коллектива.

Не менее интересно и творчески проходят методические объединения педагогов. На примере можно рассмотреть заседание по теме “ Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей”. Цель: обобщить опыт работы педагога и наметить перспективы развития по экологическому воспитанию детей. При проведении методического объединения были использованы различные формы организации работы педагогов:

  1. Оформление дерева “Ожиданий” (каждый участник семинара высказал свои ожидания от семинара и в виде листочка оформлял на дереве “Ожиданий”).
  2. Состоялось открытие экологической комнаты, над оформлением этой комнаты семья работала год.
  3. Все участники семинара на открытие пришли с подарками и дарили экспонаты.
  4. Обобщение опыта работы воспитателя Ершовой Л.Н. и посещение экологической комнаты.
  5. Заседание в фитобаре, обсуждение перспектив развития деятельности по экологическому воспитанию и обмен мнениями по эффективности проведения семинара.

На заседаниях пед. советов, методических объединений, библиотекарь детского дома знакомит коллектив с новинками научно-методической литературы по различным проблемам образования.

Опыт работы педагогов обобщается при проведении конкурсов проф.мастерства. Так в детском доме был проведен конкурс – выставка “Фабрика новых досуговых мероприятий”. Цель конкурса: популяризация лучшего педагогического опыта, совершенствование творческой работы педагогов и поиск не стандартных идей по организации досуговых мероприятий. Конкурс был организован в виде выставки – сценария досуговых мероприятий. Основными критериями конкурса были оригинальность методического замысла, новизна содержания и формы проведения досугового мероприятия.

В результате этого конкурса копилка воспитательных мероприятий в методическом кабинете пополнилась на 126 сценариев.

Конкурс фестиваль “Педагогических идей” проводился в течение недели. Тема: “Организация проведения самоподготовки с воспитанниками”. В рамках фестиваля педагоги представили на выставку богатейший наглядный материал: карточки, схемы, раздаточный материал, который воспитатели используют при проведении самоподготовки. Также были организованы взаимопосещения самоподготовок между педагогами.

Традиционно ежегодно в ноябре месяце проводится неделя безопасности “Внимание, дети!”. В рамках этой тематической недели проводился конкурс открытых занятий по охране жизнедеятельности воспитанников. Целью проведения является не только формирование у воспитанников навыков безопасного поведения, но и совершенствование творческой работы педагогов, распространение лучшего педагогического опыта. Среди участников конкурса открытых занятий определялись победители в номинациях “За педагогическое мастерство” и “За оригинальный методический замысел”. Практический показ новых нетрадиционных форм занятий стимулирует членов педагогического коллектива на использование их в практике своей работы.

Традиционно один раз в два года проводится конкурс “Воспитатель года”. В конкурсе участвуют все педагоги детского дома. Этапы конкурса: экспертиза представленных материалов, презентация воспитательных программ, открытое занятие в соответствии с прохождением программы, самоанализ этого занятия, и последний этап конкурса называется “Воспитатель эрудит”, где педагогам предлагается решить пед.ситуацию и дать определение одному из терминов пед.словаря.

В детском доме используется такая форма работы “Педагогический видеосалон”, где проводится видеопоказ и анализ воспитательных занятий, мероприятий. Такая форма работы нацеливает педагогов на более высокий уровень проведения мероприятий.

Ежегодно в детском доме проводится методическая неделя, в рамках этой недели планируем проведение следующих мероприятий:

  • выставка новинок научно-педагогической литературы;
  • педагогическая выставка “Творческие находки в работе воспитателя”;
  • проведение мастер-классов;
  • панорама творческих занятий педагогов по темам самообразования;
  • семинар “Психологические проблемы педагогов”
  • круглый стол “Мои личные победы и победы детского дома”.

Вопросы состояния методической работы находятся на контроле администрации. Проводится анализ результативности организации выше перечисленных форм методической работы. Выявляются факторы и условия способы и средства воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие проф.компетентности педагогов. Проведение пед. диагностики позволяет проследить динамику профессионального развития педагогов. На каждого педагога заведены карты контроля за педагогической деятельностью, где фиксируются на оценочных листах результаты контроля за организацией самоподготовки, занятий, внеклассных мероприятий и отслеживается качество разработки воспитательной программы. Проведение подобной диагностики направлено на овладение каждым педагогом навыков анализа и самоанализа и дает объективную оценку отдельным направлениям воспитательной работы. По достигнутым результатам контроля:

  • 2 педагога переведены на сервисный контроль, их занятия являются открытыми для всех педагогов. Администрация их работу не контролирует ни в одном направлении.
  • 3 педагога на частичном контроле. Контроль осуществляется по отдельным проблемам содержания воспитания и освоения педагогических технологий.
  • 22 на плановом контроле.
  • 3 педагога на усиленном контроле (один из них молодой специалист, а двое по результатам предыдущих контролей).