Тип урока: урок закрепления.
Форма проведения: проектная и исследовательская работа в группах.
Цель: обобщить знания детей о животных природных сообществ нашего края.
Задачи:
1) Развивать познавательную активность, творческие способности детей.
2) Развивать речь, мышление, память.
3) Развивать умение работать в группах.
4) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
5) Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоуважения.
Ход урока
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня урок “Окружающий мир” пройдет в необычной интересной форме. Все, что окружает нас в естественной среде, мы называем природой. На предыдущем уроке мы с вами говорили о разнообразии растительного мира нашего края. Убедились в том, что каждому растению соответствует своя среда обитания. В природе растения и животные существуют рядом. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим о животном мире нашего края.
2. Активизация знаний учащихся.
- Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним, какие группы животных есть в нашем крае. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. Каждая команда получает свое задание к этому кроссворду.
Задание 1: Эти животные обитают во влажных тенистых местах. Питаются разными насекомыми, червяками, которых ловят длинным липким языком.
Задание 2: Эти животные обитают в водоемах. Питаются водорослями или мелкими насекомыми. Дышат жабрами.
Задание 3: Эти животные обитают на суше и в воде. Они ползают или передвигаются на коротких ногах. Среди них встречаются опасные, ядовитые.
Задание 4: Эти животные обитают на суше и в воде. Имеют четыре ноги. Их тело покрыто шерстью.
Задание 5: Самая малочисленная группа животных. Эти животные обитают в воздухе, в воде, в почве. Питаются растениями, но есть среди них и хищники.
Задание 6: Эти животные обитают на суше и у водоемов. Тело их покрыто перьями. Они вьют гнезда. Наполняют природу красивыми звуками.
Задание 7: Эти животные- млекопитающие, обитают в лесу, на лугу, в поле, у водоема и в почве. Они бывают домашними и дикими.
Задание 8: Эти животные обитают в водоеме. Свое мягкое тело прячут в раковинах. Благодаря им вода в водоемах чистая и прозрачная.
(На экране мультимедиа проектора появляются слова-отгадки).
- Прочитайте ключевое слово нашего кроссворда.
- Это слово – “Сообщество”. Как вы можете объяснить значение этого слова?
(На экране мультимедиа проектора появляется определение понятия “Природное сообщество” )
- Какие природные сообщества вы можете назвать?
- Какие из них встречаются на территории нашего края?
3. Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке каждая команда выполняла макет природного сообщества. Сейчас вы представите свои работы.
(Дети выставляют макеты на общем столе в центре класса. На экране мультимедиа проектора появляются фото леса, луга, поля, водоема,).
- Посмотрите на экран, какой замечательный уголок нашего края мы с вами составили. Он представлен сообществами леса, луга, поля, водоема. Но почему-то наш природный уголок грустит? Как вы думаете, кого не хватает?
(На экране мультимедиа проектора появляются картинки различных животных).
- Вы должны помочь природе и заселить наши макеты различными животными. Каждая команда получит свое задание: команды 1,3,5,7 будут восстанавливать деформированный текст-описание природного сообщества, а команды 2, 4, 6, 8 будут выбирать картинки животных по описанию, загадке.
Задание 1: Лес- -----природное сообщество. Леса обогащают воздух-----кислородом. Растения в лесу расположены по-----. В смешанных лесах растут деревья: -----,-----,-----, ------. Встречаются и кустарники ----- и ----- и травы -----. Богат животный мир леса. Здесь можно встретить -----, -----, -----.
Задание 3: Луг- ----- природное сообщество. Луга ----- родной край. Здесь растут ----- растения. Вот мягкие и сочные травы ----- и ------. Красиво цветут ----- и -----. На лугу много животных. Среди них можно встретить -----, ----- и -----.
Задание 5: Поле - ----- природное сообщество. Поля созданы ------ ------. На полях выращивают ----- растения. Главная хлебная культура -----. Есть и другие зерновые: -----. -----. Огромные поля заняты богатым крахмалом -----. На полях живут -----, ------, -----.
Задание 7: Водоем - ------ природное сообщество. Они бывают ----- и -----. Растения водоемов любят -----. У берега растут ----- и -----. Украшает водоем
-----. В водоемах живут ----- и -----. У водоема можно встретить ----- и -----.
Задание 2 (животные леса):
- Не ходит, не летает, не плавает.
Тело покрыто кожей. Очень ядовита.
- Сильная хищная птица.
Хватает добычу сильными длинными когтями.
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
- Это насекомое поедает кору деревьев.
(гадюка, ястреб, лось, короед)
Задание 4 (животные луга):
- Я - общественное насекомое. Самочки летают за нектаром. Делаем вкусный и полезный мед.
- Прыгает, стрекочет зеленое, безобидное, незаметное.
- Птичка с длинными ногами. Ловко бегает по лугу. Собирает насекомых.
- Герои сказок: один бежал и махнул хвостом, а другой - сватался к Дюймовочке.
(пчела, кузнечик, коростель, мышь и крот)
Задание 6 (животные поля):
- От меня большая польза. Ночью выхожу на охоту с длинным липким языком.
- Я на первый взгляд – безобидный жучок. Но на самом деле - хищник. Моё лакомство – тли – очень вредные насекомые.
- Эти животные грызут все, что им по зубам. На поле являются вредителями.
- Я – заграничный гость. Прилетел из Америки, штат Колорадо. Люблю питаться листьями молодого картофеля.
(жаба, божья коровка, суслик и полевка, колорадский жук)
Задание 8 (животные водоема):
-Я – насекомое, крупное. Неповоротливое.
- Речная охотница. Имеет длинное тело и острые зубы.
- Живу рядом с водоемом. Имею профессию строителя. Широкий хвост служит рулём.
- Я – земноводное. Моя кожица лишена защитного покрова. Уничтожаю вредных насекомых.
(жук-плавунец, щука, бобр, лягушка)
(Во время проверки заданий на экране мультимедиа проектора в текстах появляются слова. Картинки животных дети выставляют на макеты природных сообществ).
- Докажите, что перед нами теперь действительно макеты природных сообществ. Приведите примеры связей между растениями и животными.
- Теперь уголок нашего края ожил, стал веселым, и мы можем услышать его голоса.
(На экране мультимедиа проектора появляются снова фото леса, луга, поля, водоема с заселенными на них животными. Звучат голоса птиц и зверей.)
4. Подведение итога.
- На нашем общем макете природы нашего края лес, поле, луг и водоем располагаются рядом. Также и в природе. Значит и животные этих сообществ связаны не только друг с другом в своём сообществе, но и с животными соседних сообществ. Давайте установим эти связи.
(На столе каждой команды лежат две карточки с названиями животных, обитающих в природном сообществе, с которым команда работала. Дети с карточками подходят к макетам, устанавливают и называют связи между своими животными, протягивая друг другу клубок с красной нитью.)
- Вот какая плотная прочная сетка связей появилась над нашим уголком природы. Теперь мы хорошо видим, как тесно связаны между собой различные животные и разные природные сообщества.
5. Заключение.
(На экране мультимедиа проектора появляется знак вопроса)
- Что может сделать каждый из нас, чтобы связи в природе всегда оставались прочными?