Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе

Разделы: Общепедагогические технологии


Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

В общем, под адаптацией понимают приспособление организма к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Процессы адаптации направлены, на сохранение гомеостаза и реализуются на трех функциональных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Психологическую адаптацию человека можно определить как приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

В нашем исследовании мы рассматриваем адаптацию как процесс активного и творческого приспособления индивида к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в учебном заведении.

Некоторые исследователи выделяют следующие этапы адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет) [2].

Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в ВУЗе и нарушений психических функций (мышление, внимание, память, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации. Начинаются нарушения со стороны здоровья. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам [1].

Целью нашего исследования является изучение и регуляция процесса адаптации студентов 1 курса автомобильного факультета Чебоксарского института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет».

Задачи:

  • создать психолого-педагогические условия для ускорения процессов адаптации первокурсников к обучению в вузе;
  • изучить личностный адаптационный потенциал студентов.

Объект исследования - особенности социально-психологической адаптации студентов.

Для оценки личностного адаптационного потенциала (ЛАП) применялся многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность" А.Г. Маклакова, который помимо интегративного показателя ЛАП давал возможность определять значения парциальных показателей таких, как: моральная нормативность, коммуникативный потенциал и поведенческая регуляция.

В опросе приняли участие 30 первокурсников и 30 студентов второго курса дневного отделения автомобильного факультета ЧИ (ф) МГОУ. Все опрашиваемые – юноши. Средний возраст студентов 1 курса – 17,2 года; второго – 18,2 года. Тест был проведен на первой неделе второго семестра 2006-2007 учебного года.

Опросник включал в себя 165 пунктов. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из пяти шкал: достоверность, адаптивные способности, поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость, самооценка, наличие социального одобрения со стороны окружающих), коммуникативные способности, моральная нормативность.

Результаты всех шкал, кроме шкалы «достоверность», выражались в процентах и интерпретировались в соответствии со следующими нормативами: 0 - 40% - высокий уровень выраженности показателей, высокий уровень развития адаптивных способностей; 40 – 60 % - средний уровень; 60 – 100 % - низкий уровень.

Оценку личностного адаптационного потенциала (ЛАП), являющегося важной интегральной характеристикой психического развития можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.

Остановимся подробнее на данных первокурсников.
Установлено, что показатели поведенческой регуляции студентов 1 курса принимают значения высокого уровня выраженности. Как известно, поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Это значит, что студенты 1 курса имеют адекватную самооценку, высокий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) и располагают социальным одобрением (поддержкой) со стороны окружающих людей.

Внутри данного параметра результаты распределились следующим образом.

Уровень поведенческой регуляции

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

% , кол-во человек

3,3% (1 чел.)

3,3% (1 чел.)

93,4 % (28 чел.)

Коммуникативный потенциал человека являются следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.

Выяснено, что коммуникативный потенциал студентов 1 курса (42,5 %) лежит в области средней выраженности данного признака.

Уровень коммуникативного потенциала

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

16,7 % (5 чел.)

30 % (9 чел.)

53,3 % (16 чел.)

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Установлено, что показатель моральной нормативности опрошенных соответствует среднему уровню (44,9 %).

Уровень моральной нормативности

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

16,7 % (5 чел.)

40 % (12 чел.)

43,3 % (13 чел.)

Интегративной характеристикой адаптации является уровень адаптивных способностей. Его среднее значение составило 34,8 %. Согласно шкале, данное значение соответствует зоне высокой выраженности изучаемого параметра.

Уровень адаптивных способностей

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

6,7% (2 чел.)

23,3 % (7 чел.)

70 % (21 чел.)

При сравнении показателей 1 и 2 курсов, наблюдается тенденция к высокой степени выраженности признаков у студентов 2 курса. Это закономерно, так как у них процесс адаптации подходит к завершению. Однако разница не столь существенна, что позволяет предположить быструю адаптацию первокурсников 2006-2007 уч. года за счет их вовлеченности (около 40 %) в спортивную и культурно-массовую жизнь института

Средние значения изучаемых показателей, %

 

Адаптивные
способности

Поведенческая
регуляция

Коммуникативные
способности

Моральная
нормативность

1 курс

34,8

23,4

42,5

44,9

2 курс

29,3

20,9

36,7

38,6

Наибольший интерес и практическую пользу представляло изучение индивидуальных показателей первокурсников.

Таким образом, тест помог выявить студентов, испытывающих затруднения в процессе адаптации. Были определены индивидуально-психологические качества первокурсников, подлежащие развитию в процессе социально-психологического обеспечения их профессиональной адаптации.

Итак, в целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо:

  • создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;
  • знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;
  • способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;
  • готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Литература

1. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф. дисс. .. канд. пед. наук. – Рязань, 2006.

2. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. - Калининград, 2002.