Урок-игра в 3-м классе "По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Учить детей решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.
  • Развивать в детях творческие и интеллектуальные способности.
  • Воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету.

Организационный момент.

Доска оформлена в виде страниц книги. В класс под музыку входят две команды по 6 человек. Остальные учащиеся – болельщики.

Вступительное слово учителя:

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Сегодня, наш урок – игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. На уроке вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Во время игры мы приоткроем лишь некоторые страницы занимательной грамматики.

Посмотрите, что это за страницы (учитель открывает название страниц на доске)Думайка, Отгадайка, Прочитайка, Решайка, Соображайка. А за прочтение этих страниц, в награду за это, книга позволит нам открыть последнюю страницу – Поздравление.

По страницам занимательной грамматики.

I. Думайка.

1) Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.

- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

Задание:

  1. Мера площади (ар);
  2. Попугай (ара);
  3. Птица (аист);
  4. Артист (актер);
  5. Запах (аромат);
  6. Южный фрукт (абрикос);
  7. Вид спорта (атлетика);
  8. Наука о сельском хозяйстве (агрономия);
  9. Раздел математики (арифметика).

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

2) Игра «Прогулка вдоль алфавита» (можно дать для домашнего задания).

Условия игры:

надо записать 33 слова, все они должны быть именами существительными по 5 букв в каждом слове. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит.

  • - - а - - шпала;
  • - - б - - рыбак;
  • - - в - - ответ;
  • - - г - - вагон;
  • - - д - - лодка;
  • - - е - - смена;
  • и т.д.

II. Прочитайка.

Прочитайте, если сможете.

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы и сейчас пишут так.

Китайцы пишут свои иероглифы особым образом: они рисуют тушью знаки вертикальными колонками сверху вниз, начиная с правой стороны листа.

Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чтения вы изберете?

Задание:

О И Е М Е А
М П И И Т Р
Ь А Н Н И Б
С Н А В Т О

Ответ:

Обратите внимание на письмо (читайте снизу вверх, начиная с нижнего правого угла).

Вышли как-то лунным вечером зайцы на прогулку, хотели в лес забраться, но на опушке увидели большой камень, на котором что-то написано, Смотрят зайцы и недоумевают.

Белка, сидящая на камне, кричит им сверху, каким образом прочесть эту таинственную надпись, но зайцы, к сожалению, не знают беличьего языка, а сами не могут никак разгадать, что написано.

Помогите зайцам прочесть эту надпись.

Задание:

Т Х Т Ё И
У О А Т Й
Д Д М З В
А И Ж Л О
Н Т И Ю Л
Е Е В Щ К

Ответ:

Туда не ходите, там живет злющий волк. (Читаем сверху вниз, начиная с верхнего левого угла).

III. Отгадайка.

1) В этой загадочной лесенке заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, при чем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.

2) В горизонтальных рядах впишите по букве в каждую клетку, и вы получите существительные первого склонения женского рода, которые обозначают названия ягод, созревающих в наших лесах.

  • Малина;
  • Калина;
  • Рябина;
  • Черника;
  • Ежевика;
  • Брусника;
  • Голубика;
  • Земляника;
  • Костяника.

IV. Решайка.

1. Задачи–шутки. Загадки–шутки. (для болельщиков).

(Для ответов подбирайте только существительные).

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень).
  3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (яма).
  4. Кто говорит на всех языках? (эхо).
  5. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (кот).
  6. Какой месяц короче всех? (май – 3 буквы).
  7. Какая птица больше всех похожа на утку? (селезень).
  8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (огню).
  9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале).
  10. Без чего не испечешь хлеба? (без корки).

2. «Поле чудес».

  • Это слово из шести букв можно найти на полу (паркет).
  • П - - - - -
  • Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет).
  • П - - - -
  • Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах (пакт).
  • П - - -
  • Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист (пат).
  • П - -
  • Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце (па).
  • П -

V. Соображайка.

Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

Ответ: Образование – самое великое благо для человека.

Подведение итога урока.

Какие страницы занимательной грамматики вам особенно запомнились. В какие игры вам ещё хочется поиграть?

Мы приоткрыли лишь некоторые страницы занимательной грамматики. Познакомтесь с книгами. (Учитель знакомит детей с выставкой книг).

А вот и награда. Последняя страница нашей книги. Поздравление. Но прочтёт её тот, кто решит ещё одну логическую задачу.

Читайте: (на воздушных шариках написано слово Молодцы!)

Дети составляют его и читают. Учитель подводит итог и награждает самую активную команду медалями в виде «Мудрой совы», а всех участников грамотами за участие в турнире любознательных по русскому языку.