Урок чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с рассказом А. П. Чехова “Ванька”;
  • развивать умение обнаруживать зарождение сложных переживаний, сложного мира чувств;
  • дать почувствовать, насколько отличается их жизнь от жизни Петьки и Ваньки;
  • воспитывать сострадание, любовь к чтению.

Оборудование: учебник Н. А. Чуракова “Литературное чтение”, портрет А. П. Чехова, картина В. Маковского “Свидание”, тест, выставка произведений А. П. Чехова: “Каштанка”, “Белолобый”, “Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”, “Налим”, “Детвора”, “Событие”, “Мальчики”, “Беглец”, “Спать хочется”

Ход урока

I. Организация класса

II. Проверка домашнего задания

- Какие признаки конкретного исторического времени видны в этом документе?

(“Об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству”)

- Перескажи содержание этого документа от третьего лица современным языком.

- Как ты думаешь, легко ли было свободному человеку- мальчику Василию Рогову жить у парикмахера

- А много ли изменилось через 100 лет, когда в учение к парикмахеру -- отдали другого “свободного” человека-мальчика Петьку?

“Пойдём” в Государственную Третьяковскую галерею.

- Рассмотрите картину Владимира Маковского “Свидание”.

- Что можете сказать?

(Картина В.Маковского рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому-то городскому ремесленнику, судя по кожаному фартуку мальчика - к сапожнику. Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и подкормить его. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно жалко сына и она молча наблюдает, как он торопливо жуёт принесённый ею калач. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопиться вернуться на своё рабочее место.)

III.  Работа над новым материалом

Эпиграф к уроку:

“В детстве у меня не было детства...” А.П. Чехов.

Прочитайте эпиграф к уроку.

Что можете сказать об авторе? (Портрет А.П. Чехова.)

Работа творческой группы

(Детям было дано задание найти сведения об авторе)

Что узнали об авторе?

(Рассказы детей об А. П. Чехове)

Работа поисковой группы (выставка произведений А.П. Чехова)

Какие произведения А.П. Чехова нашли?

Словарная работа

(Работа со словарём.)

ейная

морда

харя

История создания произведения (рассказывает учитель)

- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Ванька”. Написал его А.П. Чехов в 1186 году, когда ему было 26 лет. Рассказ во многом автобиографичен. Лучшие детские годы Чехов провёл, прислуживая в бакалейной лавке своего отца вместе с мальчиками Андрюшкой и Гавришкой, которые были привезены из деревни и отданы в “ученье на год”. По воскресеньям Антоша пел в церковном хоре.

Чтение рассказа учителем.

- Почему в рассказе встретились такие грубые, просторечные слова?

Анализ произведения.

- Понравился ли вам рассказ?

- С каким настроение вы его слушали?

- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

Прочитайте вначале целиком письмо Ваньки, а потом отдельно авторский текст.

- Как вы думаете, зачем Чехов строит свой рассказ, перебивая письмо Ваньки его воспоминаниями о жизни в деревне?

- Какой была жизнь Ваньки у сапожника?

- С каким чувством пишет Чехов о Ваньке?

- Из каких слов это видно?

- Почему жизнь в деревне кажется Ваньке счастливой?

- Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

- Найдите в тексте места, где мальчик назван непривычно небрежным Ванька, а по-другому?

- Почему Ванька подписал письмо солидно, по взрослому - Иван Жуков?

Рассмотрим картину В.Маковского “Свидание”.

- Чем близка эта картина рассказу Чехова “Ванька”?

- Что волнует авторов этих двух художественных произведений?

- Какова роль пейзажа в рассказе?

- Можно ли предположить, что жизнь Ваньки в деревне изменит его положение?

- Почему положение Ваньки безвыходное?

- Как автор даёт понять, что господа в действительности были равнодушны к судьбе Ваньки?

Прочитайте слова:

наблюдательный

жадный

сообразительный

глупый

добрый

отзывчивый

трудолюбивый

застенчивый

злой

доверчивый

скромный

- Какими качествами обладает Ванька?

- Какими качествами хотели бы обладать вы, а какими не хотели?

IV. Итог урока

Тест по проверке знания идеи рассказа

(У каждого ребёнка на парте.)

А. Безвыходное положение Ваньки.

Б. Ванькино письмо на деревню дедушке не попадёт.

В. С Ванькой очень грубо обращался хозяин.

Г. Тяжело учиться Ваньке у сапожника Аляхина.

V. Домашнее задание

Развитие речи

ПРОДОЛЖИТЕ СУДЬБУ ГЕРОЯ. (С.72-77)