Проектная деятельность на уроке технологии в 1-м классе с использованием ИКТ в рамках реализации предмета НРК

Разделы: Начальная школа


Уже в 1-м классе возможно введение в проектную деятельность. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию познавательной сферы. Как показал опыт, включение первоклассников в проектную деятельность сопровождалось трудностями, поскольку это было новым в учебной деятельности. Но именно образовательная область “Технология” способствует формированию не только трудолюбия, но и развитию основных личностных новообразований данного возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.

Интегрирование учебных тем из образовательных областей “Окружающий мир” и “Технология” способствовало формированию информационной, коммуникативной и рефлексивной компетентностей обучающихся. Однако, как показала практика, обсуждение темы предстоящего исследования, обоснование принятого решения, рефлексия исследовательской деятельности, вызывают затруднения. Поэтому, актуальность данной технологии на первом этапе заключается в овладении основами проектной деятельности. В процессе самостоятельного исследования детям интересно было узнавать новое, оценивать собственные достижения.

Изучение предыдущих учебных тем: “Что умеет компьютер? Что окружает нас дома?” позволило обучающимся познакомиться с основами работы на компьютере, способствовало формированию представлений о быте и традициях народов нашей страны. В дальнейшем это вызвало интерес и желание узнать о жизни и труде народов Севера. Полученные знания являются лишь основой для формирования представления об окружающей действительности и позволят обучающимся расширить свой кругозор во 2 классе.

Проект “Декоративно-прикладное искусство народов Севера” является частью проекта “Ремёсла народов Севера”, разработанного мною в рамках предмета НРК (национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края).

Использование информационных технологий в проектной деятельности способствовало формированию представления первоклассников о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. Исследовательская работа была направлена на формирование умений анализировать и сравнивать, на развитие творческого воображения, овладение элементарными навыками работы на компьютере.

Вместе с этим хочется отметить, что проектная деятельность вызывает положительную мотивацию обучающихся, повышает познавательную активность, способствует развитию творческой личности. Успешное выполнение и презентация полученного продукта формируют умение красиво и правильно выражать свои мысли, самоуважение, что очень значимо для младших школьников.

Тема: “Декоративно-прикладное искусство народов Севера”.

Цели:

- способствовать формированию:

  • понятий: “декоративно-прикладное искусство”, “орнамент”;
  • умения анализировать и сравнивать орнаменты;
  • умения составлять из геометрических фигур орнамент;
  • элементарных навыков работы на компьютере;
  • способствовать воспитанию усидчивости, внимания, точности в работе, трудолюбия.

Оснащение: компьютеры, проектор, экран, презентация “Декоративно-прикладное искусство народов Севера” (см. приложение 1), шаблон-заготовка закладки для книг в компьютерном варианте (см. приложение 2 Word “Орнаменты”).

Словарная работа: искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • проверка готовности к уроку;
  • инструктаж по технике и безопасности при работе с компьютером.

II. Проблематизация

1. Основополагающий вопрос:

Учитель: Ребята, помогите муравью Вопросику ответить на вопрос?

- Чему нас может научить декоративно - прикладное искусство народов Севера?

(см. приложение слайд №1 презентации “Декоративно-прикладное искусство народов Севера”)

2. Проблемные вопросы:

Учитель: Можем ли мы ответить на данный вопрос? Почему? Чего мы не знаем?

(Дети называют проблемные вопросы.)

Мы не знаем:

  • Что такое искусство?
  • Что такое декоративно – прикладное искусство?
  • Зачем декоративно-прикладное искусство народам Севера?
  • Чему оно может научить нас?

III. Целеполагание

(см. приложение слайд №1 презентации “Декоративно-прикладное искусство народов Севера”)

Мы должны узнать:

  1. Что такое искусство?
  2. Что такое декоративно – прикладное искусство?
  3. Зачем декоративно-прикладное искусство народам Севера?
  4. Чему оно может научить нас?

IV. Изучение нового материала

Беседа учителя:

Искусство – творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Произведение искусства. Мастерство, умение хорошо делать что-либо. Искусство танца. Актёрское искусство.

- Ребята, что можно отнести к искусству? Приведите свои примеры.

Издавна человек стремился сделать своё жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Народы Севера украшали свою одежду вышивкой из бисера, занимались резьбой на оленьей кости. Природа была источником вдохновения для мастеров.

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства (близкий к изобразительному).

Декоративный – служащий для украшения, красочный, эффектный (толк. слов.)

(Просмотр презентации см. приложение 1 “Декоративно – прикладное искусство народов Севера” слайды №2 - №8)

Вопросы после просмотра:

  • Что такое декоративно-прикладное искусство?
  • Чем украшали свою одежду народы Севера?
  • Что такое орнамент?

V. Закрепление изученного материала

1) Исследовательская работа (см. приложение 2 Word “Орнаменты”).

Учитель: Рассмотрите орнаменты и ответьте на вопросы: Из каких геометрических фигур составлены орнаменты в полосах? Какие сочетания цветов ты видишь на этих орнаментах? Какой орнамент вам понравился? Чем орнамент долганов отличается от орнамента ненцев? Чем орнамент нганасанов отличается от орнамента энцев? Что являлось источником вдохновения для людей Севера при составлении орнамента?

2) Практическая работа. (Составление орнамента для закладки книги.)

(см. приложение 2 Word “Орнаменты”).

Учитель: Выберите любой шаблон закладки и украсьте его орнаментом.

VI. Презентация продукта

Дети демонстрируют шаблоны закладок, украшенные орнаментом и высказывают собственные мнения по поводу продукта. Задают вопросы: Почему выбран именно этот орнамент? Какие народы Севера украшают свою одежду таким орнаментом? Что было трудным при составлении орнамента? и т. д.

VII. Рефлексия

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Что вам удалось сделать?
  • За что вы можете себя похвалить?
  • Над чем ещё надо поработать?
  • Какие задания вам понравились больше всего?
  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшей жизни?