Гражданские инициативы в местном сообществе воспитанников детского дома как условие их социализации

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Тема проекта является актуальной, так как проблема становления гражданской позиции воспитанников детских домов всегда стояла остро не только в Омской области, но и в стране в целом.

Для педагогов Петропавловского детского дома Омской области одним из путей решения этой проблемы, стала реализация проекта “Шайтанка - жемчужина России”. Шайтанка - это река на берегу которой находится детский дом. Она уникальна тем, что: протекает в заповедной зоне реликтового бора Муромцевского района;

  • расположена неподалеку от всемирно известных целебных пяти озёр (Линёво, Данилово, Шайтан, Щучье, Потаённое) воды которых могут излечить многие болезни;
  • на берегах реки находятся памятники архитектуры.

Красота реки притягивает многих людей из разных уголков земного шара. Однако, процветанию реки всё больше и больше мешает человек. В результате анализа опроса, который провели воспитанники детского дома, было выявлено, что проблема загрязнения реки действительно существует, и это подтвердили 100% опрошенных жителей села. Проведя “экологическую разведку” реки, дети выяснили, что берега реки в летний период завалены мусором, который оставляют отдыхающие, туристы; на берегах реки появляется всё больше и больше мусорных свалок; бедствием стало размещение на берегах реки летних выгонов скота; выявлены запруды в реке с полным её перекрытием; на берегах реки автолюбители моют машины, и потоки грязи попадают в реку; бесконтрольно по берегам реки вырубается лес, что приводит к образованию канав и оврагов.

Все выше перечисленные проблемы нацелили на необходимость организации природоохранительных мероприятий по благоустройству и расчистки реки от мусора. Ответственность по разрешению экологических проблем реки взяли на себя воспитанники детского дома совместно с педагогами. Решение этой проблемы способствовало развитию гражданской активности, формированию чувства сопричастности к малой родине, приобретению реального опыта активного преобразования своей собственной жизни, жизни общества.

Реализация проекта включает:

1. создание клуба “Голубая волна”. Работа клуба направлена на вовлечение жителей села в решение экологических проблем реки.

2. организацию и проведение природоохранительных мероприятий и акций: “экологическая разведка” - эту акцию воспитанники провели с целью выявления загрязненных территорий реки. Эти территории были сфотографированы и обозначены на карте-схеме реки. В этой акции приняли участие 42 воспитанника и 36 сотрудников детского дома.

- “Фото обвиняет..” - так назывался стенд, который оформили воспитанники на автобусной остановке села. На стенде были помещены фотографии экологически загрязненных территорий реки.

- “Экологическая облава” - эта акция была направлена на очистку берегов реки от мусора. Готовясь к этой акции, ребята сшили голубые банданы, символизирующие чистоту реки, оформили красочные плакаты с призывами о бережном отношении к реке. Ребята совершили шествие по центральной улице села с целью привлечения жителей к акции. В “экологической облаве” участвовали 61 воспитанник и 156 жителей села.

- “Экологические перемены” проводили воспитанники детского дома в общеобразовательной школе села. Ребята организовывали игры, викторины, аукционы на природоохранительные темы. Члены клуба “Голубая волна” активным участникам перемен дарили экологические закладки, на которых сделали призывы о бережном отношении к природе. Практически все дети школы получили этот подарок. В организации и проведении перемен приняли участие 61 воспитанник и были задействованы около 200 школьников.

- “Природа плачет” - так назывался вернисаж рисунков, который организовали воспитанники в районной детской библиотеки. В рисунках дети показали актуальность существующей проблемы, изобразили “боль” и “слёзы” природы от варварского отношения к ней человека. Вернисаж посетили более 1 000 человек.

“Снежный городок” инициаторами акции под таким названием стали также воспитанники детского дома. Накануне новогодних праздников был построен сказочный городок, и взрослые и совсем юные жители села получили возможность прекрасно провести новогодние праздники.

“Природа чудесница” - очередная акция в организации, которой приняли активное участие воспитанники детского дома. Общее число участников акции более 500 человек. В программе было театрализованное представление, игры, забавы, катание на лошадях, продажа изделий детского творчества. Ребята, организовывали эту акцию, показали, что река прекрасна не только летом, но и зимой.

Опыт показывает, что, решая экологические проблемы реки, воспитанники детского дома приобретают необходимые жизненно важные умения и навыки, которые в дальнейшем помогут более успешно адаптироваться в самостоятельной жизни:

  • учатся видеть красоту природы, понимать её ранимость, беззащитность перед человеком;
  • учатся определять своё место в решении актуальных задач общества, ищут собственное решение проблем;
  • знакомятся с нормами и правилами безопасного и рационального природопользования;
  • приобретают опыт реализации лидерских способностей, в процессе организации и про ведении общественно-активных акций;
  • расширяют и углубляют знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска информации;
  • вырабатывают навык поведения в природе, наблюдательность;
  • приобретают трудовые навыки, участвуя в работе по благоустройству берегов реки;
  • развивают художественно-оформительские способности, оформляя экологические знаки, листовки, газеты, рисунки;
  • развивают коммуникативные навыки, преодолевают барьер трудности в общении с окружающими;

У детей появилось желание творить добро, ведь они делают настоящее дело, а не играют в экологию. Путь в решении экологических проблем ещё большой и серьёзный. Ребята планируют оборудовать зону отдыха на берегу реки, оформить экологическую тропу, посадить по берега реки кедровые деревья. Работу по становлению гражданской позиции воспитанников детского дома планируем проводить по трем направлениям:

1. Мы познаем природу.

2. Мы формируем отношение к природе.

3. Мы преобразуем природу.

Уникальность проекта состоит в том, что в результате его реализации решаются проблемы экологического состояния реки, одновременно решаются проблемы воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы их социально-трудовой адаптации.